Есенинский чистый родник

К 120-летию со дня рождения великого поэта


Имя его окружено тайной. И сегодня много вопросов возникает по поводу его жизни и смерти. Но стоит ли нам усердно «копаться» в определённых фактах его биографии, смакуя их на свой лад? Не лучше ли окунуться в родниковую чистоту поэзии Есенина и почувствовать красоту его слова?

Есенинское слово наполнено искренностью и теплотой – качествами, которые ныне так редки. Поэзия его несёт душевную неуспокоённость, в ней печаль и радость соседствуют друг с другом, почти по-пушкински «печаль его светла». 

С глубокой задушевностью написаны строки одного из последних стихотворений «Отговорила роща золотая». Ими можно любоваться как предметом роскоши, так они хороши, гармоничны, что никого не могут оставить равнодушным.

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше не о ком...
Не жаль мне лет,растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёррябины красной,

Но никого не может он согреть...

В его поэтическом слове – простота и изыск одновременно, это производит сильное впечатление. Его осенний пейзаж навевает тоску и печаль в унисон нашему октябрьскому настроению – прощанию с летом. Стихи насыщены эпитетами, изобразительно-выразительными средствами, которые передают прежде всего эмоциональное состояние художника слова. Этот русский пейзаж, созданный рукой мастера, едва ли будет звучать так гармонично в переводе на иной язык.

Большой знаток природы, особенно средней полосы России, Есенин вобрал в себя лучшие традиции поэзии А. Пушкина, А. Кольцова, И. Никитина и других поэтов ХIХ века, наполнив свои стихи новым и свежим взглядом на мир и человека. 

Его обращение к вечным темам делает его глубоко современным поэтом. Есенин не стареет вместе со своей вечно молодой поэзией, такой близкой нашему неспокойному времени. В его стихах открывается жизнь души. У есенинской берёзы тоже есть душа, потому-то и стала символом творчества поэта она, как и символом России, которую так преданно любил поэт. 

С какой теплотой создаёт он родной образ:

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти 
белой бахромой.

Это первое напечатанное в журнале «Мирок» стихотворение. Оно было опубликовано в 1914 году за подписью Аристон.

Для поэта слово – главный инструмент в борьбе с пошлостью и завистью, нигилизмом и прагматизмом. Красиво оно или безобразно – человек пытается понять это, проходя через «муки слова». Сколько сегодня наносного, искусственного и лживого потоками выливается на читателя, обманчиво представляется как лучшее и новаторское, но природу человеческую не обманешь: человек всегда тянулся к миру прекрасного и доброго. И слово Есенина – поэта-созидателя, верующего в добро, любовь и красоту, помогает выстоять в борьбе с бесчеловечностью и злом.

«Иногда думают, что Сергей Есенин мало знал. Это неверно. Он знал много... Он знал не только русских писателей, он знал французскую поэзию. Он читал и Верлена, и Верхарна, и Бодлера. У Есенина была большая корзина из лыка... он клал туда написанные им на кусках картона слова. Складывал их, как в бочку. Когда придётся «сеять», они пригодятся! Он их раскладывал в разные комбинации как пасьянс, как драгоценность». Эти признания известного в начале ХХ века учёного-литературоведа Виктора Шкловского о русском поэте говорят о незнакомом нам Есенине, которого мы вместе с Маяковским нередко называли «забулдыга-подмастерье». Но, думается, в посмертной заметке о Есенине его современник Владимир Маяковский без всякого злого умысла так назвал его, напротив, он подчеркнул, что этот самый подмастерье непременно учится. Знание слова во всей его «физической сути», любовь к слову – это для поэта истина. Поэзия пробуждает самые глубокие чувства, ибо она рождает выношенный плод ума и души.

Россия – сердцу милый край!
Душа сжимается от боли...
– что может быть выразительнее и патриотичнее этих, идущих из самых глубин души, слов поэта? В «Анкете о Пушкине», написанной на закате своей короткой жизни в 1924 году, Есенин на вопрос: «Как вы воспринимаете Пушкина?» ответил: «Пушкин – самый любимый мною поэт. Я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, как например, характеристика Мазепы, мне приятны, потому что это есть общее осознание русской истории... Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант».

Два великих поэта России закончили свой жизненный путь в Петербурге: один – на Чёрной речке, а другой – в гостинице «Англетер». Убитые холодом сердец северной столицы, они продолжали жить в книгах и памяти мыслящей России. Любовь к Есенину – большому поэту своей страны и истинному патриоту её – жива и по сей день.

В дни памяти Есенина ещё хотелось бы сказать следующее: о настоящей поэзии, а таковой является поэзия Есенина, лучше много не говорить, её следует читать, постигая таинственный смысл слова и глубину поэтического образа.

Все материалы рубрики "Год литературы"

 


Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№39 (1367) // 30.09.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).