Кинофестиваль: как это было

VI Забайкальский международный кинофестиваль завершился в Чите



Дюжев – чудесный Онегин, но совсем не Татьяна




13 сентября в краевом театре драмы – аншлаг. Все билеты давно раскуплены, места заполнены, на приставных стульях устроились актёры труппы. Кинофестиваль предваряет встреча с Дмитрием Дюжевым в его моноспектакле «Евгений Онегин».


Среди почитателей таланта Дмитрия Дюжева – в основном представительницы прекрасного пола: от застенчивых студенток до дам солидного возраста. Каждый пришёл на моноспектакль со своей целью: большинство поклонниц воочию увидеть красавца Дюжева, режиссёры и актёры местных театров – за мастер-классом от известного артиста театра и кино, филологи – насладиться бессмертным творением великого Пушкина в прочтении талантливого актёра.

На сцене в оформлении всё лаконично и строго: на первом плане пара венских лаковых стульев, в глубине сцены – чёрный рояль. На заднем фоне – проекция черновой рукописи гения мировой литературы с его характерными набросками на полях, зачёркиваниями да исправлениями. В свете одинокого прожектора появляется гость забайкальского кинофестиваля – Дмитрий Дюжев в чёрном фраке при бабочке. Без лишних приветствий и вступлений погружает зрителя в шедевр русской поэзии, знакомый и любимый с детства: «Мой дядя самых честных правил...».

Он стоит перед зрителями, каждый жест его выверен и точен. Его бархатистый, вкрадчивый бас искусно рисует словесные образы: вот перед нами щёголь и повеса Онегин, а вот пылкий влюблённый поэт Ленский, легкомысленная красавица Ольга и отчуждённая Татьяна. Пушкинский текст оживает, наполняется интересным звучанием, волнует душу, заставляет переживать и заново переосмысливать «Энциклопедию русской жизни». Дюжеву прекрасно удаётся образ главного героя. Он точно передаёт все чувства и эмоции, которые переживает Онегин, его вальяжное поведение в обществе. А вот любимый женский образ самого поэта актёр явно переигрывает. И от письма Татьяны в прочтении Дмитрия Дюжева как-то не по себе: обидно за девушку! Её образ вылеплен весьма иронично, даже с издёвкой.

Полтора часа актёр под музыку выдающегося Сергея Прокофьева читает «Онегина» наизусть. Поражаешься таланту и «ёмкости» памяти российского артиста. По окончании спектакля Дмитрий Дюжев словно опережает немой вопрос:

– А вы сами попробуйте! Каждый день утром прочитывать четверостишье, в обед его повторять, а вечером воспроизводить по памяти. В конце месяца вы удивитесь возможностям памяти! Будьте счастливы, берегите, любите друг друга! Учите текст! Вы способны на многое!


«Звездопад» на багуловой дорожке




В день открытия фестиваля по багуловой дорожке прошлись около 50 почётных гостей. Среди них лидер Забайкальского землячества в Москве Виктор Шкулёв, актёры Александр Михайлов, Наталья Варлей, Александр Филиппенко, Владимир Стеклов, Александр Пашутин, Андрей Соколов, Мария Миронова, Ирина Медведева, Георгий Дронов, Анна Цуканова-Котт, Дмитрий Павленко и др.

















Кинофорум открыла губернатор Наталья Жданова. Вели церемонию актёры Дмитрий Дюжев и Алёна Хмельницкая. Они заметили, что кинофестиваль в Читу вернулся в совершенно новом виде, почти как 100 лет назад одно из направлений модернизма – русский авангард. Он-то и стал лейтмотивом всей церемонии открытия.




Искусство чувствовать человека




Наша землячка, сценарист, режиссёр Лидия Боброва снова почётный гость, член жюри кинофестиваля. И на этот раз она восторженно общалась со зрителями, делилась секретами мастерства с будущими режиссёрами и актёрами


Её мастер-класс, который был посвящён основам сценарного дела, прошёл в краевом училище культуры и собрал полный зал студентов, преподавателей, ветеранов.

В часовой беседе Лидия Алексеевна много говорила о рождении сценария.

– Прежде чем взяться за фильм, вы должны ответить себе самому на три главных вопроса: о чём будет моя картина, зачем я собираюсь её снимать и как я это сделаю?

Как признаётся Лидия Боброва, она никогда не работала и не будет работать в коммерческом кино. Все её картины о жизни, о простых людях с богатым внутренним миром, с крепким стержнем. Она никогда не гналась за «звёздным» актерским составом. Точно зная, что в фильмах нельзя хорошо сыграть жизнь, нужно её проживать на экране, чтобы зритель поверил и полюбил. Её картины – это каждый раз попадание в десятку. Как и двадцать лет назад, универсальные истории Бобровой находят отклик в душах людей по всему миру, разных по профессии, вероисповеданию, достатку. Её фильмы зачастую со счастливым концом.

– Искусство не должно загонять зрителя в петлю, – уверена она, – а прежде всего, быть жизнеутверждающим, дарить надежду на то, что всё будет хорошо!

Она всегда открыта к общению, готова помогать молодым авторам продвигать «народное» кино.
Как признаётся Лидия Алексеевна, каждый раз поездка в Забайкалье – это радостная встреча с её малой родиной, по которой она скучает. Боброва мечтает снять фильм о земляках и готова работать бесплатно, лишь бы найти спонсора на сами съёмки, о чём ещё раз напомнила со сцены на закрытии кинофестиваля.


Плиха и Плюха дарят добро




Участники кинофестиваля нашли время для того, чтобы посетить маленьких пациентов краевого онкологического диспансера.


Малышей приехали развеселить уроженец Читы, артист Дмитрий Павленко и его жена, актриса Наталья Селивёрстова. Они перевоплотились в клоунов Плиха и Плюха – героев произведения немецкого писателя. Никто не смог удержаться от смеха, наблюдая за этой бесшабашной парочкой. Они прыгали, бегали, загадывали загадки. Но самым ярким впечатлением для детей стало общение с артистами уже после спектакля. Всем детям Дмитрий и Наталья оставили свои автографы и добрые пожелания – выздороветь и быть счастливыми.



Пообщаться с маленькими пациентами приезжали также Александр Дьяченко, Анна Цуканова-Котт, Алексей Бардуков, Ольга Тумайкина и другие актёры.



Без подарков не остался ни один малыш. Член правления Забайкальского землячества Игорь Волокитин другу больных детей – благотворительному фонду «Пчёлка Майя» – вручил пожертвования на приобретение развивающих игрушек. Они скрасят серые больничные будни и помогут детям лучше проходить реабилитацию.


Наши багуловые звёзды




17 сентября на площади Декабристов открылась Багуловая аллея звёзд Забайкалья. На ней представлены имена забайкальцев, которыми может гордиться наш край.


Начало аллее дали имена шести выдающихся людей, прославивших Забайкалье: музыкант Олег Лундстрем, актёры Александр Михайлов, Юрий и Виталий Соломины, художник Даши Намдаков, меценат Виктор Шкулёв.



– Звезда на Багуловой аллее – это несказанная честь для меня, которая вдохновляет и возлагает на меня огромную ответственность. Где бы мы ни находились теперь, лучшие годы мы прожили здесь, и наше сердце всегда в Забайкалье! – поделился эмоциями Виктор Шкулёв.


Такое кино надо смотреть!




Посмотреть на кинофестивале было что. Один фильм Эмира Кустурицы чего стоит.


Двухчасовая картина «По млечному пути» не оставила никого равнодушным, хрупкость жизни нашей планеты Земля почувствовал каждый. Режиссёр, он же сценарист и исполнитель главной роли, тонко чувствующий и знающий природу киноискусства, создал фильм такой глубокий, по-человечески тёплый, хотя одна из главных тем – война – начинает его и заканчивает. И это постепенное вхождение в тему с нарастающим волнением держит тебя в напряжении так, что к концу фильма ты чувствуешь себя как выжатый лимон, спазм в горле, и ты уединяешься в рыдании от силы и могущества режиссёрского искусства. Моника Беллуччи являет здесь воплощение женственности и гармонии – безупречно хороша и в физическом и в нравственном плане – такая яркая трагическая и незабываемая роль в её кинорепертуаре. Приёмами символики Кустурица пытается донести до зрителя мысль об истинных человеческих ценностях, где Любовь и Доброта – главные. Эта кинолента несёт много смыслов, фильм – раздумье.



Удивил и фильм режиссёра и сценариста Юсупа Разыкова «Турецкое седло» – непростой по киноэстетике и выбранной теме. Об этом перед часовым (77 мин.) просмотром сказал сам автор киноленты.



Плакали читинцы, расходясь с фильма «Салют-7», предпремьерный показ которого прошёл в «Удокане» при полном зале... Спасибо, фестиваль, за такое кино!


Разговор о самом главном




Удивительный, тонкий, деликатный, честный – таким увидела Чита режиссёра известных фильмов «Змеиный источник», «Волкодав из рода Серых Псов», «Легенда № 17», «Звезда» и «Экипаж» Николая Лебедева.



Он уверен, что снимать надо только про себя, свои переживания, свой жизненный опыт. Только это служит гарантией того, что кино получится. «Звезда» – тоже очень личный для Лебедева фильм.

– На войне погиб мой дед – военврач – и мой дядя, ему было всего 19 лет. Хотелось сказать спасибо им и тем, кто выжил.



Лебедев из семьи потомственных врачей, по наследству передавалась не только профессия, но и имя – все были Николаями Николаевичами.

– Мой отец очень трепетно относился к военным и пытался сделать меня военным человеком. «Звезду» я посвятил в том числе и ему.

В сцене, когда разведчики отправляются в тыл врага, лейтенант Травкин (Игорь Петренко) просит отослать домой фотографии. В этом кадре использованы военные снимки из семейного архива Лебедева. А в истории санитарочки Кати Симаковой (Екатерина Вуличенко) прослеживается судьба бабушки режиссёра – она, не дождавшись любимого с войны, больше не выходила замуж.



Когда он узнал, что бабушка безнадёжно больна, то «выпросил у неё день рождения», нанял оператора и целый день брал интервью, чтобы успеть записать истории о ней и своих родных.

– Это был один из самых лучших дней в нашей семье, – говорит Лебедев со слезами на глазах, и молодёжь в зале, ещё не познавшая горечь жизни, тоже готова расплакаться. И так больше 90 минут – откровенно, пронзительно, с тревожащими душу песнями, отрывками из своих кинокартин и личного архива.


Такого Чита ещё не видела




Кульминационной точкой кинофестиваля стал гала-концерт в краевой филармонии.


Главное действующее лицо первой части концерт – 1957 год, Всемирный фестиваль студентов в Москве, эпоха оттепели. На экране – ретроспектива фильмов, снятых в 60-х. Все они – золотой фонд нашего кино.





Эпоху расцвета поэзии актёры на сцене передают блестящим декламированием стихов, и у каждого это выходит настолько ярко, настолько по-своему. Евгений Дятлов, Ольга Тумайкина, Елена Ксенофонтова, Ирина Медведева, Георгий Дронов, Наталия Селивёрстова, Дмитрий Павленко, Олег Масленников-Войтов, Николай Рябуха... Зал аплодирует калейдоскопу талантов всё сильней и сильней.







Вторая часть концерта отдана мастерам. Поют и читают стихи Наталья Варлей, Александр Михайлов, Александр Пашутин, Александр Филиппенко.







Ошеломляет зал Владимир Стеклов. Отрывок из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» о казни Стеньки Разина звучит в его исполнении с таким нервом, что зритель не шелохнётся, а потом взрывается громом аплодисментов, и восторженные разговоры на выходе только о нём... Спасибо за эту Высоту, фестиваль


Новые рекорды ЗМКФ




Несколько дней Чита жила в радостном возбуждении.Кинофорум побил все рекорды: 20 тысяч зрителей! Выходя с одного фильма, читинцы спешили на другой. Спасибо за яркие эмоции, веру в лучшее и надежду на новую встречу. Кинофестиваль обещает вернуться уже в мае 2018-го.


Пожалуй, никто в солнечный воскресный вечер не целовался в Забайкалье больше, чем заместитель губернатора Дмитрий Кочергин и президент фестиваля Александр Михайлов, которые таким образом приветствовали проходящих по багуловой дорожке гостей.

Уже в зале, во время церемонии закрытия, Александр Яковлевич был награждён знаком за усердие перед Забайкальским краем и в ответном слове был предельно лаконичен: «Служу России и моему родному краю!».

Череду краевых наград сменили кинофестивальные. Главная интрига: кто же получит главный приз? Совпадут ли оценки жюри c симпатиями зрителей?





Лучшим сценарием короткометражного фильма Лидия Боброва назвала работу забайкальца Сергея Лагодина «Единство». Поощрительный приз от земляка-сценариста и помощь в производстве и прокате получает очень трогательная работа «Лица моих земляков» (Дмитрий Головин, г. Петровск-Забайкальский).



Четвёртый год подряд помимо основной программы проводится конкурс молодёжных фильмов «Новый взгляд». В этом году на суд жюри было представлено пять картин. В постсоветский период детское и молодёжное кино снимают мало, а дети наши нуждаются в сильных героях-соотечественниках, которые не боятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть сильными и смелыми. И пусть жюри фестиваля главный приз присудило анимационной картине Клода Барраса «Жизнь кабачка», зрительская симпатия была на стороне работы новосибирского режиссёра Анны Протокавило «Озеро героев». Эта картина о юных сибиряках-экологах, которые стремятся всеми силами остановить строительство отеля в заповедной зоне Байкала. Вот настоящие герои нашего времени, с которых надо брать пример!



Долго спорило жюри, решая, кому же достанется лучшая мужская и женская роль. В итоге среди мужчин лидера не определили, и награду «За лучшее актёрское исполнение» присудили монгольской актрисе Тангад Борхуу за роль в фильме «Свой аэродром» режиссёра Чжоу Юпэна. Это пронзительная ода материнской любви. Пожилая монгольская пастушка Эджи ждёт возвращения приёмного сына, служащего в военной аваиации. Как-то сосед сболтнул спьяну, что Маонаохай скоро прилетит к ней на самолёте и приземлится прямо в поле. И женщина самостоятельно начинает строить взлётно-посадочную полосу...



Лучшим фильмом кинофестиваля жюри назвало картину «Турецкое седло», а её автор Юсуп Разыков получил ещё и приз в номинации «Лучший режиссёр».



Фильм «Вся наша надежда» режиссёра Карена Геворкяна удостоился двух призов – «Лучший сценарий» и «Приз зрительских симпатий». Главный герой картины – крепкий шахтёр, который многие годы ударно трудился на угольном разрезе. Но вскоре жизнь стала уходить из его привычных мест, люди начали уезжать в поисках лучшей доли. Последовал на свою малую родину и он...



Вообще, и «Вся наша надежда», и «Озеро героев», и «Свой аэродром», и «Оралман», и «Волк и овца», и другие конкурсные и внеконкурсные киноработы – фильмы о настоящих людях, сильных духом, которыми восхищаешься и стремишься быть на них похожим. Спасибо за такую подборку организаторам.

До новой встречи, Забайкальский международный кинофестиваль! Виктор Шкулёв обещал, что ты вернёшься к нам уже в конце мая 2018 года!


Поёт любимый актёр




Концерт Евгения Дятлова прошёл при полном зале филармонии уже на следующий день после закрытия кинофестиваля. Успех был ошеломляющий. Звучали авторские песни Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, романс из спектакля «Дни Турбиных», песни из фильмов: «Пять вечеров», «Белое солнце пустыни», «Судьба резидента» и др. Без антракта певец очаровывал зрителя такими творениями, как «Необыкновенные глаза», песнями на стихи интересного и забытого поэта Евгения Красавцева.


Похвалив за удивительное исполнение А. Авдеевым казачьих песен, актёр спел под аплодисменты зала несколько его песен. Мощный красивый голос, достойная манера общения с залом, мужское обаяние, прекрасный репертуар – всё это прозвучало заключительным аккордом праздника кино!

Все материалы рубрики "Наше кино"

 


Ольга Стракович,
Дарья Юринская,
Людмила Полетаева

Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№38 (1470) // 20.09.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).