Умение жить

Для кого-то мерило - деньги, для кого-то - честное имя


Так часто приходится слышать от самых разных людей в разных жизненных ситуациях: «Да, вот Иван-то Иваныч умеет жить!». Или: «А Светлана-то Алексеевна – ворона, совсем жить не умеет!». 

Что подразумевают эти высказывания? Как правило, «умеющий жить» Иван Иваныч не упустит ни малейшей возможности пополнить свой карман за чужой счёт, касается ли дело самого заурядного жульничества или многоходовой хитроумной комбинации по отъёму денег у государства. А «ворона» Светлана Алексеевна, не желающая лазить по чужим карманам, – это, как правило, элементарно порядочный человек, для которого честное имя – превыше всех возможных материальных благ.

Вроде бы, всё предельно просто и понятно. Однако множество людей, не гнушающихся любым образом пополнить свой карман, искренне возмутятся, если им прямо об этом сказать. Возмутятся и выстроят некое подобие стройной философской системы, объясняющей, почему они не считают себя ворами. И остаётся только диву даваться, как это они так ловко подгоняют всё под себя любимых...

Я случайно застала соседского 14-летнего пацана за выворачиванием карманов у свалившегося под лестницей пьяного мужика и спросила, понимает ли он, что это – уголовно наказуемое деяние. Наивно хлопая глазками, как пятилетка, взявшая без спроса конфету из вазочки, он пытался мне втолковать: 

– Понимаете, он пьяный в дупель. Он уже нажрался, дальше некуда. У него всё равно кто-то бы эти деньги вытащил. А если бы пацаны? Купили бы пива, водки. Нажрались бы, отравились бы... Чего же хорошего-то? А я взял – для его же пользы. Отрезвится. Сунется по карманам – нет ничего. Ну, и всё. И весь загул. До следующей получки!

– Да ты, я смотрю, прямо благодетель какой-то! А жить-то он как со своей семьёй до следующих денег будет?

– Да никто с голоду пока что-то не помер. Он чё, первый раз с пустыми карманами домой возвращается? Ничё, все живы пока. У него баба разворотливая, где-нибудь что-нибудь отмутит, проживут...

Вот так – «отмутит». Украдёт, то есть. Потому что она, по словам этого пацана, «умеет жить».
– А ты умеешь жить? – в лоб спрашиваю сопливого экспроприатора. 

Он на мгновение задумывается. 
– Наверное, пока не особо, – отвечает он. – Но какие мои годы? Научусь! Но уж жить, копейки подсчитывая, точно не буду.

Юный делец предельно откровенен. Может, потому, что по-настоящему ещё не умеет хитрить, а может, нахватавшись верхушек, считает – он сам мне это сказал! – что большие люди воруют у государства миллионы и миллиарды, и ничего, всё кончается вполне благополучно...

Очень хотелось бы верить, что он глуп и одинок, этот любитель лёгкой и красивой жизни за чужой счёт. Но, к сожалению, отнюдь не одинок и не так уж глуп. Таких примеров – великое множество. Волокли с чужих дачных участков капусту, картошку и прочие овощи... Не стеснялись и не стесняются на ближайшей стройке то банку краски прихватить, то несколько десятков кирпичей – «не убудет у капиталистов!». Так и получаем «игрушечные дороги», выходящие из строя от малейшего пустяка, и дома с щербатыми стенами, и дорогущую картошку на рынке, потому что «умеющие жить» раньше хозяев поторопились собрать урожай...
Мораль сей басни такова: общество, не имеющее морали, будет вот так жить-поживать и дальше.

Все материалы рубрики "Разговор по душам"

 


Елена Стефанович
«Читинское обозрение»
№42 (1370) // 21.10.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).