Вечная главная бабушка СССР

Часть II


Часть I

Недавно, менее месяца назад, 6 июня, самой главной и самой любимой уже не одним поколением зрителей кинобабушке СССР исполнилось ни много ни мало – 115 лет! А посему сегодня мы продолжаем рассказ о блистательной и гениальной актрисе, легенде отечественного кинематографа Татьяне Ивановне Пельтцер!

Перенесёмся в 1953 год. После выхода фильма-спектакля, музыкальной комедии «Свадьба с приданым» на экраны страны к актрисе Татьяне Пельтцер пришла настоящая всенародная известность.

«Товарищ Пизнер!»
Как свидетельство собственной популярности Татьяна Ивановна всегда вспоминала замечательный и курьёзный случай. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась в послевоенную Германию выступать перед советскими военными частями. На первом же КПП какой-то бдительный и строгий майор начал придираться ко всяким мелочам. «Товарищ майор, мы же артистов везём!», – взмолился руководитель гастролей. Майор обошёл машину, заглянул в кузов и первое, что он видел – лицо актрисы Татьяны Пельтцер. Он мгновенно расплылся в улыбке: «Ой, кого я вижу! Товарищ Пизнер!». С этой минуты Татьяна Ивановна окончательно поняла, что она действительно знаменита.

«Мать русского солдата»
Ещё большую известность Пельтцер принесли роли в комедиях, снятых в 1955 году, «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» (реж. И. Лукинский). В этом фильме роли Евдокии, матери главного героя, отводилось незначительное место. Но как блистательно её исполнила Пельтцер! Она настолько вжилась в образ, что сельские старушки (фильм снимался в одной из деревень Ярославской области) полюбили и принимали её за свою. Интересно, что после выхода картины Татьяну Ивановну окрестили не иначе как «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки.

«Самая счастливая старуха СССР»
После оглушительного успеха романтическо-музыкального «Бровкина» на Пельтцер посыпались предложения режиссёров. В своём родном театре она заслуженно становится примой. Именно с приходом 1960-х, а затем последующих 1970-х годов актриса взлетела на самый пик своей актёрской карьеры, снимаясь в среднем в трёх картинах в год, а в 1974-м сразу в пяти (!) лентах. Играла мамочек («Укротительница тигров», «Морозко»), бабушек («Чудак из пятого «Б», «Приключения жёлтого чемоданчика»), жён, тёток, соседок, учительниц, медсестёр, просто эксцентричных старушенций («Приключения Толи Клюквина», «Деревенский детектив», «Ты – мне, я – тебе»). И это далеко не полный список наиболее известных картин с участием Татьяны Пельтцер, большинство из которых стало классикой отечественного кинематографа, его «золотым фондом». Татьяна Ивановна работала «запойно», и у ней была твёрдая уверенность, что если не сниматься, то её скоро забудут, и она, в конце концов... умрёт от голода!

В 1974 году, отмечая своё 70-летие, актриса в звании Народной артистки СССР (первой за 48 лет существования Театра Сатиры!) вполне серьёзно объявила: «Эх-ма! Да я же самая счастливая старуха Советского Союза!».

Гарцуя на крыше, кровати, троллейбусе
Любопытно, что эксцентрики, особой, даже странной любви к риску у Пельтцер было не занимать. Ну, кто из актрис, разменявших седьмой десяток лет и более, рискнул бы, не прибегая к помощи каскадёров, лихо отплясывать на крыше пятиэтажки, лазить через трёхметровые заборы, гарцевать верхом на троллейбусе, как в «Приключениях жёлтого чемоданчика»? Или носиться с лихим посвистом в окружении бесчинствующей ребятни по улицам, стоя на старой кровати и размахивая по-разбойничьи кошёлкой в «шпионской» комедии «Руки вверх!»? Никто! Только супер-кинобабушка Татьяна Пельтцер, и ничуть не смущаясь своего возраста.

В связи с этим курьёзный, хотя и не совсем проверенный факт... В 1970 году, вскоре после выхода знаменитой комедии «Приключения жёлтого чемоданчика», Татьяна Ивановна на вечернике с друзьями «на спор» (бутылка армянского коньячка) на следующий день воплотила и «обыграла» по-новому одну из сцен фильма в жизнь. Троллейбус встал на остановке. Пассажиры начали входить в салон. Двери закрылись, и... Пельтцер, выскочив из-за столба, за которым предварительно скрывалась, лихо прицепилась к лесенке сзади машины, ухватилась за свисающие верёвки, прикреплённые к «усам» троллейбуса, и лихо потянула их вниз. Двигатель троллейбуса смолк. Пожилая затейница-хулиганка тут же бросила верёвки. «Усы» машины заболтались в воздухе. Бабулька, хохоча на ходу во всё горло, скрылась за ближайшим углом, а выскочивший из троллейбуса водитель, ругаясь, побежал ликвидировать «хулиганство». Кто-то из пассажиров узнал Татьяну Ивановну и сказал об этом водителю. «Какая Пельтцер?, – разозлился «водила». – Кина пересмотрели, что ли? Мерещится уже всякое...». А Пельтцер, довольная, всё с теми же, но уже умирающими со смеху друзьями вскоре пробовала заслуженный «приз».

Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме...
У себя в Театре Сатиры Пельтцер обожала своих партнёров, но, упаси Боже, было попасться к «бабушке» на язык. Рубила правду-матку любому, несмотря ни на какие звания и регалии – в глаза. Некоторые её коллеги в душе не любили пожилую приму за прямолинейность и, как казалось, исключительно вздорный характер. Как-то на общем собрании труппы театра обсуждалось поведение блистательного актёра Бориса Новикова и его пристрастие к «зелёному змию». После обличающей воспитательной речи Татьяны Ивановны Новиков, обидевшись, заявил: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Сами то... Да вас вообще никто не любит, кроме народа!».

Зритель был твёрдо уверен: какой Пельтцер была на экране или на сцене, такой была и в жизни – близкой, своей, понятной. Однако в реальности индивидуальность была сложной и противоречивой.

Парторг... «бабушка Таня»
Ныне не всякому зрителю и поклоннику творчества актрисы известно, что она с отличием закончила Университет марксизма-ленинизма, была главой парторганизации в театре. Имела серьёзные «партийные» награды: орден Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, а затем и орден Ленина. Будучи депутатом Моссовета и райсовета, в соответствии со свойственными ей темпераментом, энергией и острым языком, «бабушка Таня» азартно и напористо помогала людям, так же, как и работала. Впрочем, и отдыхала так же – «напористо» и...

…«По-крепкому»
На досуге фанатично отдавалась картишкам – обожала преферанс. Играла с друзьями-партнёрами по театру и кино. Весело, азартно. Порой ночи напролёт. Однако чаще проигрывала, чего терпеть не могла. Однажды, продув девять копеек, больше месяца ворчала по поводу проигрыша. Но главным для неё был всё же процесс, вечер в компании друзей. Татьяна Ивановна, даже уже за 70 лет, так же обожала крепкий кофеёк, хорошие (и плохие, если не было хороших) сигаретки (в одном из спектаклей даже дымила трубкой) и, чего греха таить, бутылочку ароматного, благородного «крепкого» (не ниже 40). Среди близких Пельтцер особо дорожила дружбой с актрисой, которой всегда восхищалась и брала с неё пример – Фаиной Георгиевной Раневской, от которой, кстати, унаследовала богатое чувство юмора. Порой весьма особое... Кроме преферанса и остальных приятностей вечера, актриса любила и умела рассказывать анекдоты, порой весьма пикантные, крепкие, смачные и… непечатные.

Из театра – в театр
В 1977 году режиссёр Марк Захаров, которого Пельтцер боготворила (он поставил пять великолепных спектаклей и все – с ней в главной роли), ушёл из Театра Сатиры – ему предложили возглавить Ленком. С уходом Захарова актриса стала ощущать творческий дискомфорт. Между ней и новым главрежем Валентином Плучеком начались размолвки, а затем произошёл страшный скандал («спровоцировал» режиссёр). «Бабушка», выкрикивая по ходу в адрес режиссёра ненормативные выражения, запрыгнула в такси и… умчалась в «Ленком», где её сразу приняли.

Пани и подруга… Ленина
Многие коллеги Татьяны Ивановны сочли её поступок диким сумасбродством – актрисе было 73 года, а в этом возрасте нередко лишаются ролей даже в родных театрах. Однако, несмотря на «сумасбродный» поступок, актриса, обладающая «железными» принципами и не менее «чугунным» характером, будучи у своего любимого Захарова, в «Ленкоме» продолжила блистать все оставшиеся ей до ухода 15 лет и была своеобразным символом театра. Символом, даже несмотря на то, что слишком ярких работ в театре у актрисы уже не было (в отличие от кинематографа). Говорят, было весьма странно видеть Пельтцер в образах Клары Цеткин («Синие кони») и жены... Ленина – Надежды Крупской («Диктатура совести»).

А вот кинематограф продолжал радовать зрителя новыми и новыми картинами с участием любимой актрисы. Она засветилась в 70-ти кинофильмах, десятках ролей в популярных киножурналах «Фитиль» и «Ералаш». Это ещё не считая участия актрисы в озвучке мультфильмов, в телепередачах, включая знаменитый «Кабачок 13 стульев» (пани Ирена). В общей сложности Пельтцер Татьяна Ивановна сверкнула более, чем в 90 кино- и телепроектах СССР.

...Недавно, 6 июня, великой актрисе, неподражаемой Татьяне Ивановне Пельтцер исполнилось 115 лет! Я не оговорился, именно исполнилось, без частицы «бы», поскольку наша любимая, самая главная кинобабушка (и не только) отечественного кинематографа, такая разная, интересная, всегда с нами. Кто-то сомневается? Тогда просто включите телевизор или монитор.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№27 (1563) // 03.07.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).