«Народ найдёт своего ваятеля»

К 180-летию Александра Михайловича Опекушина (1838-1923)


Конечно, многие помнят имя этого скульптора как автора памятника Пушкину в Москве на Страстной площади, но, наверное, немногие знают, что он участвовал и в создании монумента «Тысячелетие России» по проекту М.О. Микешина в Новгороде, где исполнил фигуру Петра I.

Его руками были сотворены и 9 фигур военных и государственных деятелей: А. Суворов, Г. Державин, Г. Потёмкин, И. Бецкой, В. Чичагов и др. Они размещены в верхнем ярусе памятника Екатерине II, который установлен перед Александринским театром и стал украшением одной из красивейших площадей Петербурга.

Два последних обычно называют произведениями Микешина. Не будучи скульптором, он только в рисунках составлял проекты и эскизы, а для осуществления творения приглашал ваятелей. Отличавшийся большой предприимчивостью, он замалчивал труд своих помощников, но рано или поздно правда обнаруживала себя. Прочитав книгу искусствоведа Л.А. Вагнера «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую», узнала истинную историю создания этих двух монументальных произведений искусства и подумала о том, как нередко в силу скромности талантливые люди бывают недооценёнными. Это относилось и к А. Опекушину.

Свободу заслужил талантом
А ещё с этим именем связана история знакомства четырёхлетней Марины Цветаевой с пушкинским памятником. Она любила подолгу стоять у его подножия, рисуя в своём воображении таинственный образ, с которым разговаривала. И вот однажды она увидела рядом немолодого мужчину с седой, надвое расчёсанной бородою, столь же охотно рассматривавшего монумент. Представившись ей создателем этого памятника, он назвал свою фамилию и спросил, кто её отец. Узнав имя профессора И. Цветаева, он просил передать поклон «своему батюшке», с которым был знаком. Из книги Марины Цветаевой «Мой Пушкин» можно узнать много неожиданного и интригующего. Её прославленный отец Иван Владимирович Цветаев долгое время директорствовал в Румянцевском музее. Вскоре он рассказал дочке о Саше Опекушине, крестьянском сыне, родившемся в деревне Свечкино, что недалеко от Ярославля, на берегу Волги. Поведав о его отце как искусном лепщике, подчеркнул, что сын унаследовал его дарование и рано научился лепить разных зверушек и человечков. Увидев, как самозабвенно трудится крепостной мальчик, владелица-помещица отпустила его учиться в Петербург. Добравшись с отцом до столицы, 12-летний Саша поступил в Артель лепщиков, где занимался цветами и орнаментами. Потом его определили в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Надо было искать деньги на пропитание, да и семья, голодавшая в деревне, требовала помощи. Оставив школу, он искал работу. Большую роль в его дальнейшей судьбе сыграл датский скульптор Иенсен, прибывший в Россию, как и многие иностранцы, за успехом.

У каждого искусства свой язык. Скульптура больше, чем живопись и графика, зависит от условий среды. Само слово произошло от латинского «sculpere», что значит «высекать». Усердно и умело стал высекать-лепить статуэтки талантливый мальчик, и это заметил его наставник, давший ему работу: копирование гипсовых слепков с античных фигур. Вскоре Иенсен становится профессором Петербургской Академии художеств и помогает ученику Опекушину стать вольноприходящим слушателем Академии и свободным человеком, получив вольную от своей помещицы. В 1862 году к Саше пришёл первый успех – Совет Академии присудил ему за лепку с натуры Малую серебряную медаль. Раскрывая историю жизни художника маленькой Марине, отец не мог сказать всего, он берёг её душу. За малейшую провинность артельщики часто попрекали его, даже «угощали затрещинами», когда он уходил любоваться красотами Петербурга. И в мастерской у Иенсена ему тоже порою жилось несладко: его нагружали работой до изнеможения. Юноша был терпелив. Он начал писать портреты, одним из первых стал портрет М. Микешина. Мечтая о большой серьёзной работе, он неожиданно был вовлечён в конкурс на лучший памятник А. Пушкину, он чтил гения. История эта длилась долго: пока был жив царь Николай I, причастный, как многие тогда полагали, к убийству первого поэта России, о памятнике и говорить не приходилось. После его смерти при его сыне Александре II начали эту идею продвигать, и к 50-летию Лицея, воспитанником которого был А. Пушкин, разрешили «повсеместную подписку на сооружение памятника» поэту, народная любовь к которому не утихала. Но не в Петербурге, а в Москве; приток средств увеличился, когда узнали об установлении памятника в древней российской столице, где родился великий поэт. Мысль подал лицейский товарищ, мореплаватель Фёдор Матюшкин, помнивший пушкинские строки о любимом городе: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось».

Его Пушкин
Весной 1873 года 15 конкурсантов представили свои проекты в помещении Петербургского опекунского совета, победили 13 и 15, автором которых был Опекушин, но не испытывая полного удовлетворения, жюри решило провести в следующем 1874 году новый конкурс. Теперь было представлено 19 проектов, и победил 7 – опекушинский. Скульптора поздравили художник И. Крамской, писатель И. Тургенев, а «ущемлённый М. Антокольский» – участник конкурса сказал пророческие слова: «Народ нашёл своего ваятеля». Потребовалось ещё пять лет на сооружение памятника, ставшего наиболее значительным монументальным скульптурным произведением.



6 июня 1880 года произошло важнейшее событие в культурной жизни России – открытие памятника Пушкину, органически вошедшего в ансамбль города. В нём приняли участие дети А. Пушкина – дочери Мария и Наталья, сыновья Александр и Григорий, они шли рядом с многочисленными писателями, среди которых были И. Тургенев, Ф. Достоевский, Я. Полонский, многие видные художники, общественные деятели. При виде этой процессии, направлявшейся к уставленной креслами главной трибуне, многотысячная толпа обнажила головы. Серый холст медленно стал падать, и перед народом предстал бронзовый Пушкин. Было много речей, особо стоит выделить выступление Достоевского и Тургенева, сказавшего, что отсвет любви к Пушкину падал и на Опекушина. Думаю, и сегодня всякий, кто приезжает в столицу, спешит прикоснуться к истории и культуре, к её знакам и символам. Монумент отличает строгость композиции, значительность фигуры поэта, сдержанность его чувств, точная портретная характеристика. Часто ранним утром А.М. Опекушин, идя вверх по Тверскому бульвару, подходил к своему детищу – Пушкину, видя, «как сверкает широкий бронзовый плащ с вертикальными крупными складками, шляпа в отведённой назад руке». Немного приклонив голову, он словно оправдывался перед великим поэтом за то, что вынужден был однажды выполнить, как ни противился, правительственный заказ – создать памятник Александру II.

Позже ваятель создаст в Пятигорске памятник М.Ю. Лермонтову, печальные стихи которого «Погиб поэт, невольник чести» знала вся прогрессивная Россия. В последние годы скульптор жил на Волге в простой крестьянской семье и, несмотря на глубокую старость, продолжал лепить, заниматься любимым делом, мечтая создать скульптуру «Любовь» в виде матери, склонившейся над ребёнком.

Думаю, что наша «встреча» с художником XIX века Александром Опекушиным у многих вызовет патриотическое чувство, заставит подумать о неугасающей духовности в российской культуре.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№49 (1533) // 05.12.2018 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).