Куда укатился забайкальский «Гуран»

Экс-директор ОАО «88 ЦАРЗ» Андрей Яковлев о патовой ситуации на заводе и обвинениях в свой адрес


«Здравствуйте, Андрей Геннадьевич. В ряде СМИ говорится о плачевном экономическом состоянии «88 ЦАРЗ» в настоящее время. Эти трудности связывают с вашей деятельностью в должности директора завода. Что можете сказать по этому поводу?» – таким был мой первый вопрос экс-руководителю Центрального автомобильного ремонтного завода №88 Андрею Яковлеву. Он обвиняется в тяжких и особо тяжких преступлениях. По его мнению, дело шито белыми нитками, а курс нового руководства направлен на ликвидацию предприятия. Чтобы ремонту оно уже не подлежало.

– Прежде чем ответить на ваш первый вопрос, позволю себе рассказать краткую предысторию сегодняшних событий. В 2006 году ОАО «88 ЦАРЗ» являлся худшим по стране среди подобных предприятий (всего таких заводов по стране на тот момент было 13). Были постоянные задержки по выплате зарплаты, 3-дневная рабочая неделя, 3-месячный неоплачиваемый отпуск (за свой счёт) ввиду отсутствия достаточной загрузки предприятия. Стоял вопрос о ликвидации завода.

После назначения меня на должность за период с 2006 по 2008 годы удалось стабилизировать положение, и в 2009 году ОАО «88 ЦАРЗ» занимало уже 6-ю позицию среди 13 заводов. 

В 2009 году, в соответствии с указом президента России, прошло реформирование – очередное испытание для коллектива. Государственного оборонного заказа в 2010 и 2011 годах не было, другие подобные предприятия останавливали свою деятельность, сокращали персонал, а в последующем ликвидировались. Так поступили, например, ОАО «132 ЦАРЗ» в Ярославле, ОАО «75 ЦАРЗ» в Карелии, ОАО «101 ЦАРЗ» и «96 ЦАРЗ» в Москве и другие. 

Но руководство забайкальского завода не стало уповать, что кто-то придёт и даст денег. ОАО – коммерческая организация, а значит, заказы по загрузке предприятия надо было искать самим.

Что вы предприняли, чтобы в экономически нестабильное для завода время сохранить производственные ресурсы и трудовой коллектив?

– Во-первых, было налажено взаимодействие с крупными предприятиями края, имеющими большой автопарк, требующий ремонта и технического обслуживания. 

Во-вторых, результатом командировок на ОАО «КАМАЗ», ОАО «УралАЗ» стало соглашение о создании официальных сервисных центров их автомобилей. И как следствие –  увеличились объёмы загрузки по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей «КамАЗ» и «Урал».

Кроме того, наши специалисты посещали различные автомобильные производственные выставки как в нашей стране, так и в Китае. В итоге запустили совместный проект по организации и сборке автомобилей компании «Донг Фенг» на производственных мощностях ОАО «88 ЦАРЗ». 

Отработав технологию изготовления надстроек (фургоны, кузовы самосвала, мусоровозы и др.), получили возможность устанавливать надстройки не только на автомобили «Гуран», но и на другие шасси. 

По мере выпуска автомобилей увеличилась загрузка производственных площадей по сервисному обслуживанию автомобилей «Гуран» – завод фактически получал прибыль от сборки автомобилей, реализации запасных частей к автомобилю «Гуран», сервисного обслуживания, изготовления специализированных надстроек. 

В результате активного поиска партнёров и определения новых перспектив развития в 2009-2011 годах удалось не только сохранить коллектив предприятия, но и улучшить социальные условия рабочих (оборудовали современные бытовые комнаты, восстановили базу отдыха на озере «Арахлей», частично освежили основные фонды завода и т.д.). 
И всё это в условиях отсутствия государственного оборонного заказа. 

Однако новое руководство завода считает, что вы разрушили связи с потенциальными заказчиками услуг завода. Что скажете по этому поводу?  

– Почему новое руководство отказалось от сервисного обслуживания автомобилей «Гуран», мне неизвестно. Но клиентам, которые приезжали на завод для ремонта автомобилей, отказывали: «Мы эти автомобили не ремонтируем». 

ОАО «88 ЦАРЗ» даже отказалось заниматься реализацией автомобилей, хотя коммерческое автомобильное предприятие должно стремиться зарабатывать при любой возможности. В 2012 году ОАО «88 ЦАРЗ» заключило контракт с ОАО «Спецремонт» на сервисное обслуживание автомобильной техники в интересах министерства обороны РФ. По условиям контракта, основные работы должны были проходить силами выездных бригад в месте дислокации техники. Было сформировано десять выездных бригад, работавших в Чите, Улан-Удэ, Кяхте, Борзе и других местах. Бригады обеспечивались оборудованием и запасными частями. 

По моей инициативе в 2012 году была разработана программа освоения ремонта техники МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный – прим. ред.). Программу утвердили начальник генерального штаба министерства обороны РФ, генеральный директор ОАО «КАМАЗ», генеральный директор ОАО «Спецремонт», начальник главного автобронетанкового управления министерства обороны России. Освоение ремонта техники МТЛБ позволило бы уже в 2015 году получить заказ общим объёмом на 300-350 миллионов рублей! 

В рамках реализации этой программы был восстановлен цех №1, ранее не использовавшийся в производстве, смонтировано грузоподъёмное оборудование (мостовые краны грузоподъёмностью 10 тонн), монтировалось специальное оборудование. Сдача первого образца – декабрь 2014 года. Образец был подан на производство. Но в июне 2014 года у меня отозвали доверенность на руководство заводом – пришла новая команда топ-менеджеров. 

Программа освоения ремонта МТЛБ была тут же остановлена. Выездные бригады через месяц работы нового руководства были сокращены без процедур сдачи дел и проведения инвентаризации. 

На момент смены руководства (июнь 2014 года) численность ОАО «88 ЦАРЗ» была 350 человек, ни копейки задолженности по заработной плате и налогам. Задолженность появилась в апреле 2015 года, т.е. прошёл почти год с момента отзыва у меня доверенности.

В некоторых СМИ вас называют «экс-директором-хапугой», создавшим клубок проблем, который, «словно гидра, выращивает несколько новых голов на месте ранее отрубленных»... 

– Как и кто меня называет, пусть останется на совести пишущих это людей. У меня лишь возникает вопрос: откуда взялась «гидра»? Напрашивается ответ: её усердно растят уже два года, причём никто не собирается рубить ей ни голову, ни хвост. Просто ждут, пока она поглотит своих благодетелей. Ведь очевидно, что если производственное предприятие ничего не делает, но несёт затраты по содержанию персонала и объектов недвижимости, то оно рано или поздно умрёт.

Что касается кризисного порочного круга, то это не первый кризис в нашей стране, который приходится переживать заводу. Кризис 2009 года ОАО «88 ЦАРЗ» прошло достойно. О заводе, кстати, тогда писали многие СМИ – о том, как заводу удаётся выживать, в то время, когда другие подобные предприятия, повторюсь, останавливались и ликвидировались. 

Озвучивается также информация о том, что заработная плата работников и директора завода оставляет желать лучшего, «в карманах нащупывается лишь пустота».

– Карманы рабочих и директора – всё-таки разные. Директора нет в штате ОАО «88 ЦАРЗ», он оказывает услугу управления по договору, заключённому с собственником завода, и получает за это соответствующую плату, которая никак не зависит от того, арестованы счета предприятия или нет. 

Андрей Геннадьевич, пишут, что, уходя с должности директора завода, вы увели с собой рабочих. Это так? 

– Я силой никого никуда не переводил и не уводил. Каждый человек сам принимает решение для себя, где ему работать. Вы бы пошли за руководителем, которому не верите и которого не уважаете?

После того как уволили меня, рабочих с завода стали увольнять по принципу: кто работал с Яковлевым, тому не место в новой команде. Сейчас в заводоуправлении нет ни одного человека, который работал при моём руководстве. 

В чём конкретно вас сегодня обвиняют? 

– В том, что я, якобы, сорвал выполнение государственного контракта, похитил деньги и причинил огромные убытки заводу. Однако денежные средства, поступившие на ОАО «88 ЦАРЗ» от заказчика в качестве аванса по государственному контракту, расходовались в строгом соответствии с утверждёнными бюджетами. Проходило это на бюджетном комитете в ОАО «Спецремонт». 

Сегодня, когда распродаются запасные части, закупленные для выполнения указанного контракта, действительно выполнить его будет сложно, может быть, даже невозможно. Запчасти для сборки автомобилей «Гуран» поступали из Китая, в последующем ОАО «88 ЦАРЗ» реализовывало запасные части с прибылью. Вопрос загрузки предприятия – это основная задача руководителя завода. За два года после моего увольнения можно было хотя бы сохранить тех клиентов, которые были, не говоря о расширении клиентской базы. Но, видимо, такая задача у заинтересованных людей не стоит, проще всех уволить и не работать, критиковать и обвинять прежнее руководство.

За время моей работы в должности директора завода хоть что-то ремонтировали, в том числе технику для администраций районов, других юридических лиц. Кстати, денежные средства за оказанные услуги по ремонту техники в интересах администраций районов тоже пришлось догонять через судебных приставов в течение двух лет. Это реалии российской действительности, надо работать с кредиторами. К сожалению, некоторые юридические лица в кризис прекращают своё существование, и это тоже реалии.

Непонятна позиция руководства ОАО «88 ЦАРЗ»: ждать манны небесной в виде субсидий государства? Может, лучше подумать, как загрузить производственные мощности работой? В период с 2006 по 2014 год завод ни одной копейки в виде субсидий из федерального бюджета не получал, хотя кризисных ситуаций хватало.

Ошибки бывают у всех, их нет лишь у того, кто ничего не делает. Самому оценить объективно свою работу нелегко. Такую оценку могут дать люди, работавшие на заводе с 2006 по 2014 годы. Я предлагаю читателям, знающим ситуацию, написать в редакцию своё мнение о происходящем. Также хочу поблагодарить всех неравнодушных людей за поддержку в сложной для меня жизненной ситуации.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Беседовал Леонид Мишин
«Читинское обозрение»
№30 (1410) // 17.07.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).