В столице русских атомных ледоколов

От чего сжимается сердце, а чем гордится, причаливая к берегу Кольского залива


Заберитесь на крышу 9-этажного дома и вообразите, что вместо земли кругом вода, а под вами не дом вовсе, а ледокол. Такие ощущения испытал в Мурманске наш главный редактор. Заглянуть в сердце первого в мире атомохода «Ленин», взять в руки штурвал атомного ледокола «50 лет Победы», узнать, почём путёвка на Северный полюс, позволил пресс-тур в Заполярье от государственной корпорации «Росатом».









С неба на землю

Едва дрожащий самолёт вынырнул из молочной завесы, как колёса шасси с почтением коснулись влажной взлётной полосы. Салон рукоплещет мастерству капитана – он искусно провёл борт сквозь густой туман. Всего через сутки суда станут заворачивать в другие города, а вылеты перенесут.

Приземлись вы здесь, наверняка тоже испытали бы гордость за родную воздушную гавань. Читинский аэропорт в сравнение с мурманским – верх изящества и современности. В местном зале прилёта, тесном и скромном, понятно с первых минут: Мурманск совсем не про небо.


Мурманск – город-порт на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Население – около 300 тыс. чел. Появился во время Первой мировой войны. Выходы России в Чёрное и Балтийское моря были заблокированы. империя стремилась получить доступ к Северному Ледовитому океану через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте. В 1915 году здесь был основан морской порт, а при нём – портовый посёлок Семёновский, в 1916-м – город Романов-на-Мурмане. Это последний город, основанный в Российской империи. Уже через полгода, 3 апреля 1917 года, получил своё нынешнее название – Мурманск.


В клубах белой мглы, поднимающейся от стынущего Кольского залива, спит самый большой в мире город за Северным полярным кругом. Крупнейший российский морской порт. Северная столица русской морской славы.





Революция во льдах
Полуденную безмятежность мурманского морского вокзала разрезает дерзкий возглас. Одинокая чайка оглашает своё безоговорочное право собственности на воздушное пространство над причалом, где покоятся десятки и десятки больших и малых судов.



Напротив здания морвокзала посапывает в ожидании рейса дизель-электрический ледокол «Владивосток» – самый мощный в России в своём классе. Юнец, если считать года. На воду его спустили в 2014-м, а первые ледокольные проводки судов он выполнил без малого два года назад. Куда ему до именитого соседа. Тот теперь пришвартован в мурманском порту навечно.



«Ленин». Первый в мире атомный ледокол, да вообще надводное судно с ядерной силовой установкой. Гордость СССР, рождённая на рубеже 60-х и сплавленная из рекордов. Про него нам рассказывали на уроках истории. И вот я дышу прокуренным его нутром, отделанным карельской берёзой, кавказским орехом и ещё восемью сортами благородной древесины, заглядываю в кают-компанию, где принимали Гагарина и Кастро, Никсона и других первых лиц мира, в музыкальный салон, на рояле в котором Пахмутова впервые исполнила «Усталую подлодку».















Теперь «Ленин» – музей на воде, объект национального культурного наследия. Всё здесь настолько передовое для конца 50-х, что вопрошаешь поневоле: как страна, поднимающаяся после разрушительной войны, осмелилась на такой вызов миру?









Мы были первыми
– Мы подчистую выиграли соперничество с американцами, – историк Владимир Блинов, автор книги «Ледокол «Ленин». Первый атомный» (2009) и наш экскурсовод, просит зафиксировать: «Ленин» построили за три года и три месяца, и это абсолютный рекорд даже по нашим дням.





Параллельно с СССР Америка сооружала атомоход «Саванна» и не верила, что такое чудо возможно. Появление «Ленина», уверяет Блинов, вызвало такой же ажиотаж и шумиху в прессе, как потом полёт Гагарина в космос.


К созданию «Ленина» были привлечены 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро, более 200 предприятий СССР, применены последние достижения советской инженерной мысли. Судно заложили в августе 1956 года в Ленинграде, спустили на воду в декабре 1957-го, а 3 декабря 1959 года завершили испытания ядерной установки и подняли флаг СССР. С тех пор 3 декабря – День рождения отечественного атомного ледокольного флота.





30 лет во льдах Северного Ледовитого – даже на пять лет больше изначально предначертанного срока. И пусть несколько нештатных ситуаций с ядерной начинкой на ледоколе всё же были, ни один из членов экипажа от радиации не пострадал.



– Я вам больше скажу. За эти годы на атомном флоте появились целые морские династии. Вот вам и пресловутый вред от атома, – Владимир Блинов с улыбкой развенчивает избитый «радиационный» миф.

В 1989 году «Ленин» причалил к мурманской земле, чудом – а скорее силой мурманской общественности – не был растащен и свезён в Китай на металл, как его младшие братья, и с 2008 года это музей, который принял уже более четверти миллиона посетителей.









«Ленин» – тот самый мирный атом. И пусть строили его в разгар холодной войны, но вовсе не для военных нужд, а для развития Северного морского пути. Пройдя по арктическим путям примерно 30 земных экваторов, он провёл через льды более 3700 судов и был до поры до времени самым мощным атомным ледоколом на свете.



Но главным достижением «Ленина» Блинов называет всё же не намотанные на винты экваторы и не мощь ядерных реакторов (32,4 мегаватта – что-то около 44 тысяч лошадиных сил), а продление срока активного плавания во льдах – от трёх месяцев в году до круглогодичной навигации. А однажды «Ленин» провёл в море даже 13 месяцев.



– До сих пор ни одна страна в мире не может позволить себе работать в Арктике круглый год. Кроме России. Да и нигде больше не строят атомные ледоколы. Этому есть объяснение: у нашей страны самая протяжённая северная граница, такого выхода к Северному Ледовитому океану ни у кого больше нет.







Доблестная история в статусе музея почти неощутимо покачивается на лёгких волнах Кольского залива. Новая – творится неподалёку.


Первый атомный ледокол стал основоположником новой отрасли – гражданского атомного судостроения. В 1975-2006 гг. было построено ещё восемь атомных ледоколов.



…и первыми остаёмся
– Вам страшно повезло. Вы можете увидеть наш ледокол от самого киля до клотика, а это 50 метров, – капитан атомного турбоэлектрохода «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов приветствует нас у штурвала. Отсюда открывается такая панорама на Кольский залив и на лежащий у его хмурых берегов Мурманск, какую привыкли наблюдать разве что гордые портовые чайки.


Атомный турбоэлектроход «50 лет Победы» – самый крупный в мире – принадлежит Росатомфлоту – предприятию, входящему в госкорпорацию Росатом. На ледоколе установлено два ядерных реактора. Мощность – 55 МВТ (75 тысяч л. с.). Длина ледокола – 160 метров. Ширина – 30. Высота борта – 18, от киля до клотика – 50. Толщина брони в месте соприкосновения со льдом – 5 см. Вес – 26 тысяч тонн. Экипаж – более 100 чел.







«Страшно повезло» нам потому, что сейчас ледокол в доке, поднят на десятки метров над уровнем моря, и мы имеем редкую возможность оценить его изрядные размеры изнутри и снаружи. Сравнить такой размах, пожалуй, не с чем. Поверьте на слово: впечатляет.





В августе ледокол завершил рекордный рейс до Северного полюса – вершины земли он достиг по воде за трое суток, что вдвое быстрее предыдущего рекорда, принадлежащего ледоколу «Арктика» в 1977 году.






– А чем вас привлекает работа капитана ледокола? Чисто по-человечески? – атакуют гости Дмитрия Лобусова.


 Трудно это объяснить... – будто теряется на доли секунды арктический моряк. – Я попал сюда в молодые годы. Поразила мощность, возможность ледоколов в Арктике. И ещё... Специфика есть у ледоколов – мы оказываем помощь другим судам. Это как-то воодушевляет.

Капитан на мгновенье улыбается широко, почти по-гагарински. И не столько, наверное, из хозяйского радушия. Сегодня он сдаёт вахту и отправляется в отпуск.

– А куда сильнее хочется: домой или в море? – продолжает пытать пресса.

– В море – домой. А дома – в море, – глазами смеётся капитан и по-родительски ласково просит жадных до экспериментов детей-журналистов никакие кнопочки и рычажки не нажимать – ледокол всё же действующий.
И атомный к тому же.












Арктический вояж
Признаюсь как на духу: до сей поры был убеждён, что я-то уж точно не поклонник морских странствий – тем более по седым суровым морям. Но стоило выглянуть в иллюминаторы и взяться за штурвал ледокола, чтобы ощутить неодолимую тягу... Я, кажется, начал понимать капитана: море зовёт.







И таких «понимающих» немало. «50 лет Победы» – не только проведение судов сквозь льды, но и… туристические круизы на северный полюс.


Отправиться в арктическое турне можно с 2008 года. Стоимость тура – 25-30 тысяч долларов (около 2 млн руб.). Продолжительность – 11-12 дней.


Уже догадались, кого больше среди арктических путешественников? Туристы №1 и здесь – граждане с пропиской в КНР. Но завидовать восточным любопытинам не спешите. Красота в Арктике, конечно, неимоверная, но сам вояж по льдам сродни многодневной турбулентности в самолёте. Такое испытание не каждому по силам. Но только не настоящему жителю Поднебесной. Воистину изумителен наш сосед в ребячьем стремлении познать мир, истоптав его неутомимой китайской пятой!..



Арктика щедро вознаграждает. Отправляясь из Мурманска, в течение 5-6 дней туристы достигают географической точки Северного полюса. На вертолёте их высаживают на островах архипелага Земли Франца-Иосифа, где есть возможность полюбоваться вблизи белыми медведями, моржами, китами, гигантскими птичьими базарами. Повезёт – и северное сияние увидеть.

А ещё законы на ледоколе не такие строгие, как на других судах – пароходов рядом нет, навигационная опасность низкая, поэтому туристу разрешают присутствовать даже на капитанском мостике и вести отсюда съёмку.













Кто тут главный
По многочисленным нашим просьбам капитан Лобусов рассказывает о встречах с белыми медведями:

– Мы обычно, когда ходим, используем заранее проложенный канал, а это приманка для медведя, так как могут всплыть тюлени, нерпы, поэтому медведи там ходят. Мишки белые, их плохо видно. Иногда замечаем их уже на незначительной дистанции.

Был случай. Медведица с двумя медвежатами на канале. Она, заметив ледокол, их пинала, пыталась увести, а потом поняла, что не получается, и встала на дыбы. Мы уже тормозили. Ледокол тем хорош, что позволяет экстренно тормозить. С 18 узлов за 1,5 минуты останавливается. И вот картина. Громадный пароход встал, а перед ним медведица во весь рост. Победила.

Или вот. Вели судно на буксире. За нами такой же ледокол с пароходом. Весна, в канале вода, медведь в полынье, а ледоколу с буксиром трудно выйти из канала, надо развязываться долго, потом развязываться опять. Думали: поплавает да уйдёт. Так и стояли, гудели, фальшфейеры пускали, а медведь плескался. Четыре парохода 40 минут ждали, пока мишка накупается. Хозяин Арктики!


Хозяйка Арктики
А так вполне можно сказать про Россию. С советских времён наша страна утратила лидерство почти по всем позициям, но статус атомной ледокольной державы – сберегла.



Кроме атомохода «50 лет Победы» льды давят «Ямал», «Вайгач», «Таймыр». Около последнего нам тоже удалось постоять в мурманском доке Росатомфлота. А ещё – сжаться сердцем, глядя на потрёпанные, уже выведенные из состава «Советский Союз» и «Арктику». Пенсионеры ледокольного флота пришвартованы к причалу, испещрены морщинами ржи и обречённо ждут своего ухода – очереди на утилизацию. И на земле, и в море у всего свой срок.

Хотите совершить виртуальный тур на атомный ледокол «Ямал»? Перейдите по ссылке http://atomenergoprom.ru/et/ 




Но растёт старикам смена. Да какая. На Балтийском заводе в Петербурге Россия строит сразу три ледокола нового – четвёртого – поколения.

– Это универсальные ледоколы новой серии ЛК-60 – «Арктика», «Урал» и «Сибирь». Они крупнее, в два раза мощнее легендарного «Ленина» и способны вскрывать лёд до 3 метров толщиной, – рассказывает начальник управления эксплуатации флота, начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян и нежно называет новичков «детьми» атомного флота.







Но впереди рождение истинных крепышей.

Наше будущее – ледоколы «Лидер». Сейчас они на этапе проектирования, – продолжает Арутюнян. – «Лидеры» будут в два раза мощнее универсальных (около 120 МВт), со способностью колоть лёд толщиной до четырёх метров. Они обеспечат круглогодичную перевозку углеводородного сырья по Северному морскому пути с запада на восток с экономически эффективной скоростью.


Зачем нам Северный морской путь?

Это кратчайший морской путь между Европой и Азией. Проходит по морям Северного Ледовитого океана: Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и частично Тихого океана (Берингову). Магистраль, по которой перевозится топливо, оборудование, продовольствие, природные ископаемые. Наилучшая альтернатива транспортным путям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Обеспечивает выигрыш во времени. Так, расстояние от Мурманска до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тысяч миль, а через Суэцкий канал – более 12 тысяч миль.

 


– Даже американцы считают, что во второй половине 21-го века трасса Северного морского пути станет главной на планете, – говорит уже не начальник штаба морских операций Арутюнян и не капитан ледокола Лобусов, а ветеран атомного флота Блинов.

Даже он – историк, привыкший смотрящий в прошлое, влюблённый в свой прославленный атомоход, признаёт, что самые громкие рекорды прежних лет меркнут перед днём сегодняшним:

– Задачи, которые наша страна сегодня решает в Арктике, несравнимы даже с самыми лучшими достижениями советского периода. Прежде всего это круглогодичный вывоз из Арктики сжиженного природного газа в колоссальных объёмах, закрывающих потребности Китая, Японии, Кореи, других стран Азии.



Но дело не только в газе. В Арктику возвращается наш Военно-морской флот, идёт восстановление стратегически важных военных баз. Загребая винтами атомных ледоколов тяжёлую воду северных морей, Россия на годы вперёд закрепляет за собой право владычицы арктических просторов. И если отечественный атомный флот продолжит развиваться так же, как теперь, это право вряд ли кто-то когда-то оспорит.

Все материалы рубрики "Темы"


Николай Черняев
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№48 (1480) // 29.11.2017 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).