Первое авторалли – первое реалити-шоу

10 июня 1907 года стартовало первое в истории авторалли Пекин – Париж


Первое в истории авторалли Пекин – Париж стартовало 10 июня 1907 года от посольства Франции в Пекине. Это было первое международное спортивное соревнование, проведённое в режиме реалити-шоу.

Дело в том, что журналисты сопровождали экипажи с первого до последнего дня. А так как большая часть маршрута проходила вдоль телеграфной линии, они почти ежедневно освещали ход уникальной гонки. Более того, она и начата была по инициативе прессы. 31 января 1907 года парижская газета «Le Matin» обратилась к автомобилистам с провокационным вопросом: «Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Парижа до Пекина на автомобиле?».

Поначалу желание попробовать свои силы изявили 40 автолюбителей из разных стран Европы. Но когда стало известно, что гонка пойдёт не из Парижа, а из Пекина, куда надо предварительно доставить «железных коней», желающих осталось только пять. Инициаторы, французы, выставили три команды. По одной команде представили Италия и Голландия (они-то и победили). Из 16-ти тысяч километров, которые им пришлось преодолеть, 13 тысяч проходили по территории Российской империи.

Лето того года выдалось в северном полушарии холодным и дождливым. Водители с трудом преодолели путь от Пекина до российской границы, пугая лошадей, жителей, впервые видевших это чудо техники. Французский трицикл «Contral» сошёл с дистанции в Монголии, так и оставшись в пустыне Гоби. Остальные четыре автомобиля благополучно проследовали через Россию, страны Европы и целыми прибыли в Париж.

Победителем стал экипаж автомобиля «Итала», состоявший из трёх итальянцев. Его водителем был миллионер, князь Сципион Боргезе, механиком – Этторе Гвиззарди. Их спутником стал корреспондент Миланской газеты Луиджи Барзини. Князю тогда было 36 лет, он уже был известен за пределами Италии. Был известным альпинистом, дипломатом и писателем, владел многими языками, включая русский. Под стать ему был и земляк-журналист Барзини. Достаточно сказать, что он освещал военные события в Китае во время подавления восстания ихэтуаней в 1900-1902 гг. и русско-японскую войну 1904-1905 гг. Он и описал их путешествие в книге, ставшей в начале ХХ века бестселлером. Ну, а механик Этторе Гвиззарди был просто человеком с «золотыми руками», обеспечившими победу их красной красавице с четырёхцилиндровым двигателем в 45-ть лошадиных сил.

24 июня они добрались до забайкальской Кяхты. В России только завершилась Первая революция, Забайкалье было краем каторги и ссылки. А потому наш военный губернатор распорядился выдать им оружие для самообороны. 26 июня «Итала» добралась до Верхнеудинска. Здесь итальянцам пришлось скупить все запасы бензина у местного бакалейщика, продававшего его во флаконах в качестве пятновыводителя. Дело в том, что за снабжение машин, участвовавших в ралли, на территории России отвечало «Товарищество братьев Нобилей». И первый их большой склад был на станции Мысовой. Туда путешественники добрались 27 июня.

Тогда это была первая станция Забайкальской железной дороги. На следующий день они тронулись в путь, но вынуждены были вернуться. Вокруг Байкала можно было проехать лишь по недавно построенной железной дороге (прямо по путям). Надо было получить разрешение Иркутского генерал-губернатора. Реалити-шоу делало своё дело, и разрешение было получено рекордно быстро – уже 30 июня. Далее проблем не было. «Итала» настолько обогнала соперников, что Богргезе из Москвы «вильнул» в Петербург, где его восторженно встречали, а потом вернулся на маршрут. 10 августа итальянцы первыми торжественно въехали в Париж. Путешествие заняло 60 дней. Боргезе стал национальным героем Италии, а его машина по сей день хранится в музее. А в 2007 году, она проделала путь от Парижа до Пекина своим ходом, потом вернулась на родину.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 

 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№24 (1612) // 10.06.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).