Главное – без «толерантности»

А будет ли Россия, если дружбы народов не станет?


Наша машина уже два часа мягко катит по дорогам Бурятии. Нас ждёт Байкальский информационный форум, посвящённый межэтническим отношениям.

Немногословный водитель Валерий Батоевич аккуратно ведёт своего автоконя, то и дело обгоняя кружащих над степью в поисках жимбирушек стервятников. Позади – куча лекций, семинаров и круглых столов, посвящённых взаимоотношениям народов России, беседа по душам с вечно седым и вечно лохматым главредом «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым, посещение уже ставшего знаменитым Иволгинского дацана. Впереди – встреча со старообрядцами села Тарбагатай. Дальше поездка на Байкал, мозговой штурм и обсуждение свежих дискуссий на заданную тему в шашлычке на базе Энхалук.







В голове, как тополь на Плющихе, единственный вопрос – как рассказать землякам об увиденном, не расплескав, донести до чиновников мысль о том, что неплохо бы перенять богатый опыт соседей в плане развития межнациональных отношений, которые в Забайкалье, мягко говоря, только-только начинают оформляться.

Откуда берётся непонимание?
В России тема межнациональных отношений в последние годы стала настолько деликатна, что большинство российских СМИ предпочитают буквально не дышать на неё, и, если касаются, то предельно осторожно, буквально двумя пальчиками, как минного взрывателя – вдруг кто-то обидится, али, не дай Бог, что-то не так истолкует. Форум, который проходил в Улан-Удэ со 2 по 5 августа, изначально ставил себе задачу выработать новую информационную стратегию освещения в СМИ тем, связанных с культурой и жизнью народов России, а также проработать методы культурного и делового взаимообмена всех этнических групп в регионах. Грубо говоря, участникам форума предстояло поменять представление общества о межнациональных отношениях, которые каждый понимает по-своему, в меру своего образования, начитанности и опыта общения с представителями разных этносов.



В то время как русские, как доминирующий в России этнос, традиционно не обделены вниманием чиновников, культурологов, бизнеса и политиков, остальные народы не всегда могут похвастать тем же. Они хотят быть узнанными, услышанными и понятыми, есть горячее желание наладить деловые связи, но для этого на местах зачастую не хватает денег и возможностей, особенно для самых простых людей, далёких от бизнес- и прочих элит. Как воздух, многим представительствам нужен хороший ежеквартальный журнал – это великолепная рекламно-информационная площадка со многими вытекающими. Но нет денег на издание. Есть потребность в качественных сайтах, необходимы национальные костюмы для фестиваля или концерта, хочется провести соревнования по национальным видам спорта – снова денежный вопрос, что колючка в сапоге. Нет соответствующего финансирования, причём многие прекрасно понимают, что деньги-то есть, просто их никто не хочет тратить на тему, которая «немонетизируема».





Итог – нарастание внутри этносов маленьких локальных обид и скрытых конфликтов. Рождается совершенно ложная уверенность в притеснении по национальному признаку, которого на деле не существует. Хотя отдельные вспышки между одними и другими бывают. Только морду бьют зачастую не по национальному признаку, а исключительно из-за пьянки, и денег не дают исключительно из жадности.

В России нет «рассеянных»
Власти и бизнесу копаться в этнических проблемах – недосуг, других дел много. Хотя именно власти и бизнесу стоило бы заняться межэтническими отношениями в первую очередь. Об этом и говорили участники форума. А вдруг! Вдруг услышат, увидят, заинтересуются и помогут.





К счастью, в Бурятии к вопросам межнациональных отношений власти давно относятся весьма серьёзно. Результат – целая линейка достойной медиапродукции о культуре разных народов. Заместителя руководителя администрации республики по развитию гражданских инициатив Михаила Харитонова знают и уважают одинаково как улан-удэнские русские, так и буряты, как поляки с корейцами, так и эвенки с татарами. Потому что он для всех давно свой – понимающий и помогающий. И всё без особой помпы, без чиновничьей чопорности, буднично и, вроде бы, вполне обычно. Работа такая – народы сближать.

Каждому из участников Форума, представители которого приехали из Иркутска, Забайкалья, Воронежа, Москвы, Северной Осетии, Тувы и даже Калмыкии, было понятно, что межэтнические отношения – самое перспективное направление, ведь без благоприятного межнационального климата России её дальнейшее развитие, если не существование вообще, немыслимо.



Что делать, как сблизить народы между собой? Всё просто. Уважение, взаимный интерес и искренняя взаимопомощь. Никакого секрета. Старообрядческий священнослужитель села Тарбагатай отец Сергий сказал когда-то: «Своей веры надо держаться, чужую уважать, и будет хорошо». Мой дед говорил: «Для меня есть две национальности – хороший человек и плохой человек».



В России отделить один народ от другого порою уже невозможно, разве что внешне. Иногда уже и не знаешь, где чьё, только мы зачастую об этом даже не подозреваем. А не подозреваем, потому что не знаем. Не знаем, опять же, потому что мало что для этого делаем. Культуры народов и их опыт – это ценнейшее богатство, которое нам, жителям XXI-го века, нужно как-то умудриться не растерять в цифровых джунглях. Начнём с малого – с уважения. И пересмотра некоторых понятий.

Так, участники форума договорились уходить от слова «диаспора» – не хотят народы, живущие веками бок о бок, называть себя «рассеянными». Именно так с греческого переводится слово «диаспора». Договорились и не употреблять слово «толерантность», что переводится как «терпимость». У нас никто никого не «терпит» – мы все один народ из разных национальностей.

Братья навек
По теории цветовых пятен запомнился синий и величественный батюшка Байкал, совершенно неповторимый, почти репинский образ старообрядческого священника отца Сергия, разноцветные крыши Иволгинского дацана, «дергунки», которые мы делали из разноцветных ниток в Тарбагатае под руководством сотрудников Центра традиционной культуры и исторической реконструкции «Живая старина». Запомнились величественные скалы, буузы и «Омулёвая гора», издалека похожая на фигуру льва, шаманский обряд, необыкновенный закат с облаками над засыпающей Селенгой и ещё водитель Валерий Батоевич, с которым мы всю обратную дорогу от Байкала до Улан-Удэ пели старые советские песни.























– Поговори со мною ма-а-а-а-ма. О чём-нибудь поговори-и. До звёздной полночи до са-а-мой мне снова детство подари…

Слушая негромкий, но красивый голос Валерия Батоевича, я удивлялся, как хорошо этот бурят знает русские песни, к которым относится как-то удивительно бережно, и которые мы, вроде бы, русские, не поём уже очень давно. Вот и весь межнациональный вопрос…



Я вспоминал своё босоногое белобрысое детство на реке Никишихе в пионерском лагере «Юный строитель», где был восемь раз и где навсегда остались мои друзья из Цокто-Хангила, Могойтуя и Агинского. Хорошее было время. Доброе и светлое. С пионерскими песнями и кострами, с выстрелами из настоящего спортивного лука и стрелами на память о смене в конце сезона, с маленькими революциями и перемириями. Не без потасовок, конечно. Но, главное, без «толерантности».



Все материалы рубрики "Темы"

 


Максим Стефанович
Фото автора
«Читинское обозрение»
№34 (1518) // 22.08.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).