Богдатьский бой

26 сентября 1919 года началось крупнейшее сражение гражданской войны в Забайкалье


26 сентября 1919 года началось крупнейшее в истории гражданской войны в Забайкалье сражение между красными партизанскими силами и семёновскими войсками вместе с частями японских войск, вошедшее в историю по названию села, в котором размещался штаб красных партизан, – Богдати Нерчинско-Заводского уезда (ныне Газимуро-Заводского района).

К середине сентября 1919 года отряды красных партизан, объединённые с апреля в Восточно-Забайкальский фронт во главе с Павлом Журавлёвым, держали под контролем район по Аргуни почти до Нерчинского Завода, держали в своих руках Газимур, Урюмкан, левый берег Шилки почти до Сретенска. Более того, им удалось парализовать движение на Амурской железной дороге, захватив участок между станциями Бушулей и Ерофей Павлович. Фронт объединял до шести кавалерийских и двух пехотных полков, а также китайский батальон (по другим источникам – роту), две пушки с небольшим количеством снарядов и несколько пулемётов. Общая численность красных была более трёх тысяч человек.

Атаман Григорий Семёнов принял решение устранить эту «партизанскую пробку». 25 сентября белых (восемь полков кавалерии (6 тысяч бойцов), юнкера Читинского военного училища, и 21-я японская пехотная бригада (2 тысячи солдат и офицеров) возглавил троюродный брат атамана генерал Дмитрий Семёнов. У этой группировки было 20 орудий, более 100 пулемётов и несколько аэропланов. Первым делом белые отбросили от железной дороги Шилкинскую группу (до тысячи партизан), во главе которой был Федот Погодаев. Затем двинулись к Богдати, которую попытались зажать в клещи.

В современной литературе, в том числе в «Энциклопедии Забайкалья», это сражение называется «Богдатским». Не буду спорить с филологами, но употреблю то название, которое использовалось прежде. Вот, что писал в сборнике «Борьба за Советы в Забайкалье», изданном в 1947 году, Николай Ященко: «Противнику удалось довольно быстро оттеснить партизан из района реки Шилки, а затем и из долины Газимура. Теперь восточный партизанский фронт оказался сжатым вокруг Богдати. Здесь собрались партизанские силы, сюда же стягивались части белых и японцев. 26 сентября начался знаменитый Богдатьский бой, длившийся несколько дней».

Павел Журавлёв принял решение о прорыве из окружения. Но предпринятые 27 и 28 сентября атаки удачи не принесли. Белые продолжали сжимать кольцо. Утром 29 сентября партизаны нанесли удар в сторону деревни Хомяки. На их пути оказался отряд из двух японских рот (300 бойцов), которые, как отметил иркутский историк Павел Новиков, «целиком погибли, но не сдались». Прорыв вновь не удался. В этот же день партизаны оставили Богдать и отступили на Богдатьский хребет. В ночь на 1 октября партизаны двумя ударными группами начали новый прорыв. Ударной группе, которой командовал Матвей Якимов, первой удалось прорваться из окружения, и она ушла к реке Газимур. Группа во главе с Александром Сорокиным прорвать кольцо окружения не смогла и отступила на Берёзовый мыс. «Этот отход был проведён так мастерски, – писал читинский историк Владимир Василевский, – что японцы и белогвардейцы, потеряв контакт с партизанами, решили, что последние вышли из окружения. Сделав ошибочный вывод, белые отошли в Хомяки, что позволило партизанам выйти из окружения». Так закончилось это сражение. Потери с обоих сторон были большими.

Белый офицер Александр Еленевский позже вспоминал: «После боя у Богдатской 3 тысячи красных, ещё уцелевших, прорвали наше кольцо и ушли с энергией отчаяния, решив или погибнуть, или прорваться. Но практически, как боевая сила, они перестали существовать». В 2007 году на месте Богдатского боя был воздвигнут памятник, на котором сделана надпись «Время собирать камни».

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 


Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№39 (1523) // 26.09.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).