На «Большой перемене»

Часть I


Желтеет листва. Воздух всё прохладней. Небо наливается пронзительной синевой. За окном вступил в права самый школьный месяц – сентябрь. Позади каникулы, и неважно, сколько вам лет – впереди вновь уроки, звонки, перемены... Ибо жизнь – это вечная школа. «Синескоп» также «в теме»... Звенит звонок! Все по местам. В синескоп-классе начинается первый урок в этом школьном году – история. Тема урока: «Появление самой длинной (идёт уже 46-й год!) и самой знаменитой школьной кинотеле-перемены». Итак...

«Вечерний» историк, идущий к людям
...перенесёмся, друзья, в середину 1950-х годов прошлого, XX века. Именно в это время мой «коллега», учитель, правда, вполне «обычной», а не киноистории, преподавал сей предмет в краснодарской вечерней школе рабочей молодёжи, или, как её называли – в «вечёрке». Звали «историка» Георгий Михайлович Садовников, который, кстати, был «по совместительству» ещё и писателем. Работа в школе так впечатлила Садовникова, что он написал книгу «Иду к людям» – серьёзную и где-то даже грустную, проникновенную повесть о буднях своих учеников и коллег-учителей. Несмотря на то, что книга была тепло встречена критикой и читателями, её всё же подзабыли на фоне великих событий страны: запуска первого спутника, покорения целины, полёта Гагарина и т.д.

Спустя почти двадцать лет произошло то событие, благодаря которому о «школьном» произведении вспомнили – партия и правительство СССР приняли Указ о всеобщем среднем образовании. Важный указ было решено поддержать с помощью наглядной агитации – через самое народное из искусств, коим всегда являлось кино. Тогда-то и вспомнили о книге Садовникова.

«Непарламентский» отказ и…
Во второй половине 1971 года писателя пригласили на Гостелерадио (именно эта самая большая «мультимедийная» компания СССР на базе главной студии страны – «Мосфильма» взялась за съёмки «школьно-учительского» проекта). Автору было предложено написать кино-телевизионную версию своего произведения, рассчитанную поначалу на две серии. И обрадованный было Садовников... отказался! Причём в довольно резкой и даже несовсем «парламентской» форме. Оказалось, что кинотелевизионщики из серьёзного произведения намеревались сделать комедию. Это не лезло ни в какие ворота... И, наверное, мы так и не увидели бы популярного уже не один десяток лет «школьного» кино-хита о приключениях учителя вечерней школы Нестора Петровича Северова, его коллегах и бесшабашных, нерадивых великовозрастных учениках, если бы не его режиссёр Алексей Коренев. До сих пор неизвестно, какими словами, выражениями (возможно и при совместном принятии особых горячительных жидкостей) Коренев, которому было поручено создание картины, всё же умудрился уговорить писателя начать превращение серьёзной повести «Иду к людям» в её комическую киноверсию.

Опальный режиссёр
В отличие от писателя Садовникова, режиссёр рвался снимать это кино. Коренев, снявший впоследствии такие известные ленты как: «Ловушка для одинокого мужчины», «Три дня в Москве», «По семейным обстоятельствам» (именно оттуда родом знаменитый логопед Р. Быкова со знаменитой «улицей Койкого»), был в тот момент в «опале». После комедии «Черноморочка» (1959) Коренева так нещадно уничтожила критика, что режиссёр был вынужден на долгое время уйти из главных постановщиков на «роли» вторых режиссёров (работал у Эльдара Рязанова). «Школьная» комедия давала отличный шанс вновь «командовать» созданием фильмов.



Из драмы - в комедию, или «Смещённые» герои
За сценарий Садовников и Коренев засели в сентябре 1971-го и закончили спустя пару месяцев, назвав свою работу «Приключения школьного учителя». Киноверсия весьма отличалась от литературного первоисточника. Во-первых, превратилась, как того и требовали заказчики – КПСС и правительство, в комедию (народ воспримет лучше, чем назидательную историю). Во-вторых, «сместились» персонажи.

Так, в повести герой Евгения Леонова был… женщиной. Дама училась в пятом классе вечерней школы, а её дочь Нелли (её в фильме сыграла Светлана Крючкова) – в девятом.

Упрямый зануда Петрыкин, роль которого впоследствии сыграл обаятельный, худенький и юркий Ролан Быков, в книге – толстый, абсолютно несимпатичный дядька.

Хулиганистый Ганжа в облике Александра Збруева, покоривший сердца доброй половины советских женщин, в книге появляется в одном-единственном эпизоде и выглядит как хлипкий тщедушный подросток.

В-третьих, в сценарии появились абсолютно новые персонажи, которых в книге не было: Тимохин (С. Крамаров), «танцор» – прогульщик Генка Ляпишев (В. Проскурин) и его партнёрша Люська (Ирэна Адлер) и т.д.

О фамилиях… «переменно»-настоящих
Забавно, что некоторые фамилии персонажей были взяты Садовниковым «с натуры».
Так, фамилию Ляпишев носил вполне реальный секретарь райкома комсомола в Краснодаре. Петрыкиным звали директора краснодарского краевого драмтеатра. Что же касается самой смешной фамилии в фильме – Коровянская, то у писателя был вполне реальный, но короткий роман с одной девушкой, которая потом собралась выйти замуж за парня по фамилии Коровянский. Подруга спросила у своего бывшего воздыхателя: «А что, если я стану Коровянской?». Садовников совершенно бестактно расхохотался. Фамилия показалась писателю настолько смешной, что он дал её подруге персонажа Крамарова.


Режиссёр, плагиат и Л.И. Брежнев
Поскольку, работая над сценарием, режиссёр нередко вспоминал о своих неприятностях, связанных с идеологией и неудачей с «Черноморочкой», он решил подстраховаться и вписал абсолютно инородный эпизод: учитель Нестор Петрович говорит подопечным о необходимости рабочему человеку учиться. А текст монолога стырил из реального доклада... генсека КПСС, дорогого Леонида Ильича Брежнева!

Писатель долго подкалывал Коренева: «Лёша, да это ж плагиат! И ведь спёр ты не у кого-нибудь, а у самого генерального секретаря! Жди, подаст теперь на тебя Брежнев в суд...».

Режиссёр поначалу настораживался: а вдруг и вправду кто-нибудь заметит? А если сам Леонид Ильич? Но время шло, всё было тихо, и режиссёр успокоился.

«Приключения учителя»: гнев и возмущение
Незадолго до нового, 1972 года, в газете «Вечерняя Москва», в рубрике «Хроника «Мосфильма» была опубликована заметка о том, что по заказу Центрального телевидения готовится к съёмкам большой новый фильм под названием «Приключения школьного учителя». Заметка как заметка. Казалось, совершенно невинная... Однако началось то, что авторы будущей картины ну никак не ожидали – сумасшествие, жесточайшая критика, опала ещё не поставленного фильма. Уже на следующий день в министерство образования пришло более 400 писем от возмущённых, разгневанных учителей. Как так: снимать про серьёзный труд легкомысленную комедию? И вообще, разве можно эту тяжёлую работу называть «приключением»? Сценаристы не на шутку переполошились: «А вдруг запретят постановку?».

Коренев был срочно вызван на ковёр к министру. Тот, к счастью, оказался человеком с юмором и обязал режиссёра «не насмехаться над учителями» и немедленно сменить название будущего фильма.

«Коньячная» «Перемена»
Как назло, в голову взволнованного режиссёра ничего не лезло, и тогда он устроил «мозговой штурм» – собрал всю киногруппу и дал задание придумать название картины. За лучший вариант была предложена бутылка отличного элитного армянского коньяка. Надеясь на получение вкусного, ароматного высокоградусного приза, главный оператор группы Анатолий Мукасей почти сразу, не задумываясь, выкрикнул: «Большая перемена!».

Будущая картина наконец-то обрела своё назва...

... Что это? Звонок..? Куда это вы, друзья, заторопились? Звонок – это для учителя. Урок ещё не закончен... Прежде чем вы, друзья, разбежитесь на перемену, напоминаю темы следующих наших встреч: Отбор актёров в «школьники» – трудный и... кровавый! Как министр Фурцева из Быкова зануду Петрыкина сделала. Сколько в фильме должно было быть серий: четыре или..? Нестор Петрович – «препод» вредный: правда о закадровых похождениях Кононова. Квас, пивко и молоко – будешь бегать высоко – прикольные ляпы в фильме. Крамаров... Евгений Онегин! «Большая перемена», как законодатель всесоюзной моды... Запомнили? До следующей среды… А теперь все свободны.

Часть II
Часть III


Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№36 (1572) // 04.09.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).