Великие, музыкальные и очень Бременские

Часть I


Они были первыми в своём жанре: музыкальными, «хипповыми», «стиляжными» и «ништячными». Когда их показывали по телеку – мы бросали всё и смотрели, смотрели, смотрели… Вся страна распевала их песни-хиты. В XXI веке их не смогла затмить никакая голливудская анимация... Великие мульт-рокеры и попсовики «Бременские музыканты» – два культовых шедевра отечественной мультипликации, коим исполнилось... Первому в эти июльские дни – ровно 50 лет! Второму стукнет 46 годков! Сегодня в «Синескопе» о них, любимых и классических! Йе! Йе-йе! Йе-йе!!!

...Началась вся эта музыкально-рисованно-знаменитая мультистория создания приключений странствующих музыкантов с творческого... кризиса!

Инессо-страдания
...Начинающий режиссёр-мультипликатор Инесса Ковалевская (будущий автор музыкальных мультшедевров «Как львёнок и черепаха пели песню», «Катерок», «Чучело – мяучело», «В порту») после пары своих работ, довольно средних мультиков «Автомат» (1965) и «Четверо с одного двора» (1967), мечтала снять что-нибудь этакое большое, музыкально-песенное, захватывающее и без единого слова прозы. Увы, муза явно не собиралась посещать режиссёра. Как-то в феврале 1968 года, во время обеденного перерыва в кафешке студии «Союзмультфильм» к угрюмой Ковалевской за столик подсел поэт Юрий Энтин. Узнав об исканиях режиссёрши, Энтин, хлебнув кофе, с ходу брякнул: «Тебе надо что-нибудь сказочное и незаезженное, скажем, «Бременских музыкантов» братьев Гримм». «Что-то я не очень её помню», – удивилась Ковалевская. Поэт уже загорелся идеей: «Да не важно. Я тебе помогу».

Ужасная сказка
Однако, когда они внимательно прочли первоисточник, сказку Гримм, то пришли в ужас. Сюжет был более, чем бредовый, если не сказать идиотский: молодые хозяева выгнали на улицу четырёх животин пенсионного возраста. Мохнато-хвостатые бомжи решили пойти в Бремен, чтобы заделаться музыкантами. По дороге встретили какую-то старую каменную халупу с разбойничьей «малиной» внутри, залезли друг на друга, сделав акробатическую пирамиду. Разбойники, увидев такой «цирк», в ужасе разбежались. Осёл, пёс, кот и петух заняли помещение и стали жить на их награбленное золото. Всё! Почувствовав тяжёлый взгляд закипавшей от такого сюжета режиссёрши, Энтин торопливо предложил: «…Э-ээ …пошли к Ливанову, он переделает всё, как надо».

Действительно, у актера, сценариста и писателя Василия Ливанова опыта было более, чем у Энтина. К этому моменту у него уже вышли несколько сборников сказок, которые хвалил сам Самуил Маршак.

Рождение
«Как известно, мы народ горячий», – произнёс вместо приветствия, ни с того ни с сего, входя в квартиру Ливанова, Энтин неизвестно откуда пришедшие в голову строчки. Ливанову понравилось: «Есть здесь что-то лихое, разбойничье», и через пять минут уже придумал новых главных героев: глупого Короля и неунывающего Трубадура. Примкнувший к группе композитор Геннадий Гладков, в свою очередь, обратил внимание на то, что в сказке непременно нужна «лав стори». Так решилась судьба Принцессы… Вскоре из убогой сказки Гримм появилось нечто совершенно новое. От оригинала осталось только название. Сценарий был написан всего за неделю, и его сразу же понесли руководству «Союзмультфильма». В небывало короткий срок, всего через четыре дня (!), в марте 1968 года, мультфильм запустили в производство.

«Фанера» в полночь
Сначала было решено записать фонограмму, а после уже рисовать героев. Роли распределили следующим образом: за Трубадура должен был петь Олег Анофриев, за Принцессу – солистка квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, за осла, пса, кота и петуха – остальные участники «Аккорда». Атаманша «собиралась» петь голосом ... Зиновия Гердта. Фонограмму должны были записывать на «Мелодии». Поскольку все студии самой крупной музыкальной фирмы СССР были постоянно заняты, запись в одной из них назначили на двенадцать ночи.

Когда творческая команда «Бременских музыкантов» явилась к назначенному сроку, то обнаружила... одного Олега Анофриева, да и то он пришёл сказать, что записываться не может по причине простуды и высокой температуры. Вскоре позвонил весёлый пьяненький Гердт и с извинениями сообщил, что был на вечеринке, не рассчитал силы и просил перенести запись. С такой же просьбой следом позвонили «тёпленькие» «аккордовцы». Ливанов, Ковалевская, Энтин и Гладков полезли на стенку: ни о каком переносе не могло быть и речи! В следующий раз «Мелодия» просто не предоставит студии. Упали в ноги «болезному» Анофриеву (благо, голос его не хрипел). Тот развёл руками – попробуем. Далее решили писать фонограмму-мюзикл своими силами. Среди ночи Энтин давай названивать своим знакомым: поэту Анатолию Горохову (тот, что написал известные строки милицейского «хита всех времён и народов» «Наша служба и опасна, и трудна...») и певице Эльмире Жерздевой. Пара немедленно примчалась на «Мелодию».

Трубадурствующие у микрофона
Анофриеву было предложено спеть и за Трубадура, и за всех разбойников. Условие было одно: прикалываться, валять дурака, нести творческо-музыкальную ахинею и всячески хулиганить перед микрофоном. Олег тщательно обдумал все голоса своих персонажей. При записи разбойничьего хита «Бяки-буки» поинтересовался у режиссёра, какой ей видится Атаманша? «Ну, что-то вроде Фаины Раневской!», – ответила Ковалевская. Под «Раневскую» Олег и спел. В конечном итоге Анофриев, забыв про свою температуру, так разошёлся, что предложил спеть и за... Принцессу. Но в те годы было не принято озвучивать девушек мужским голосом. А жаль. Было бы ещё смешнее. В итоге Принцессой стала Эльмира Жерздева. Анатолий Горохов спел за всех бременских музыкантов (это ему принадлежит знаменитое ослиное «Йе! Йе-е! Йе-е!»). Внёс свою лепту в запись фонограммы мюзикла и Геннадий Гладков: пел в общем хоре и в песенке охранников. «Большо-ой секрет!», – восклицает глупый Король – это голос Гладкова.

Вся запись будущей самой популярной советской музыкальной сказки была проведена в рекордно короткие для таких видов работ сроки – всего за пять часов!

Бременские… скоморохи? …ХИПАРИ!
Теперь творческая группа взялась за визуальный облик героев мультика. Художник Макс Жеребчевский сделал несколько набросков героев в традиционной средневеково-сказочной манере. Режиссёру они не понравились: Трубадур был в дурацком скоморошном колпаке, Принцесса в длиннющем кринолине... Ковалевская и Анофриев желали видеть Трубадура непременно современным красавцем, для чего перерыли массу иностранных журналов, которые нашли у знакомых. Вдруг на глаза попалось фото какого-то светловолосого американского певца в джинсовых брюках клёш. Певец чем-то походил на Элвиса Пресли с причёской «а-ля «Битлз». Кто-то из группы сказал: «Вот этот-то чувак нам и подойдёт!». Так Трубадур стал «хипповым» парнем.

Жена-принцесса и кавказские разбойники
Принцессу Ливанов целиком срисовал с жены Юрия Энтина Марины. Даже в сексапильное короткое красное платье наследницу престола одели «с плеча» Марины. Платье было вполне реальное – ценой в 40 рублей. Именно в нём жена Энтина когда-то выходила за поэта замуж.

Довольно долго возились с разбойниками. Рисовали их и косыми, и рыжими, и зелёными, разными – всё было не то, пока однажды редактор мультика Наташа Абрамова не принесла календарь с фотографиями популярной в то время троицы: Вицина, Моргунова и Никулина. Режиссёра немедленно осенило – вот они, ну, чистые разбойники! Так и срисовали с Труса, Балбеса и Бывалого.

Главарша-балерина и шоу на бочке
Удивительно, но и Атаманша имела вполне реального прототипа... балерину Вишневу из Театра оперетты. По совместительству, жена режиссёра Вячеслава Котёночкина, создателя «Ну, погоди!», она, и в самом деле, иногда устраивала зажигательное танцевальное шоу на бочке. Однако большинство зрителей до сих пор видят в прототипе Атаманши актрису Нонну Мордюкову.

«Бременская» мегаплатина и детская марихуана
Пластинка «Бременские музыканты» вышла немного раньше мультфильма. Сумасшедшие тиражи диска в 28 миллионов (!) экземпляров даже затруднительно обозначить. Диск считается «золотым», если количество проданных копий составляет 100 тысяч экземпляров (в США –500 тыс.), «платиновым» – 300 тысяч (в США – 1 миллион). С «Бременскими» счёт шёл на десятки миллионов! Небывалая популярность мюзикла и вышедшего в первых числах июля 1969 года мультфильма Инессы Ковалевской стала всенародной. И если всё население СССР с упоением ...цатый раз пересматривало мультфильм, слушало пластинки, с энтузиазмом распевало хиты Гладкова и Энтина, то официальная критика и музыкальная номенклатура безжалостно их громили.

Композитор Ростислав Бойко назвал мюзикл и мультфильм …«марихуаной для детей», а известная театральная деятельница Наталья Сац с возмущением говорила о том факте, что «...Тихона Хренникова было продано всего 3 миллиона экземпляров, а «Бременских музыкантов» – 28, что даёт свидетельство о приближении развала страны». В министерство культуры от чинуш разного ранга приходили гневные письма: «Как можно петь для детей про разбойников и покойников?!».

…Брежнев против Трубадура: бескровные репрессии и «кровные». Загадка второй части. Сыщик и ужас Анофриева. Стиляги и бременские мьюзикмены. Как Муслим стал «лучезарным». Сенсация! Страшная правда о том, что реально искал Гениальный сыщик. Мегаплатиновые хиты за мелочь. Хотите знать? ...Но об этом в следующем мультяшно-бременском «Синескопе».

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№28 (1564) // 10.07.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).