Счастье не за горой

Забайкальцы принесли молоко, водку и сахар в жертву покровительнице Читы


Бурятский народ верит, что у каждой горы, речки или долины есть свои хозяева, хранители местности. Покровительница есть и у столицы края. Имя её Айралжан Эрдэни хатан Эжи. Вот уже пять лет несколько тысяч забайкальских буддистов совершают на Титовской сопке обряд «Обоо тахилга» в её честь. В этот раз, 25 июня, на сопку забрались и корреспонденты «ЧО».



Добраться до мунхана (буддийское сооружение) на западном склоне Титовской сопки – задача не из лёгких. Однако трудный путь по бездорожью не остановил желающих почтить владычицу города. Более двух тысяч человек принесли в дар Айралжан Эрдэни хатан Эжи белую пищу: молоко, творог, сметану, хлеб, «огненную воду». Многие верующие принесли рулеты, торты и зефир – чтобы молитвой ламы их освятили. Часть угощений пришедшие поклониться хозяйке сопки должны съесть сразу, остальное унести домой и разделить вместе с семьёй в течение трёх дней. На стол гостям такую еду не подают. А вот жидкостями нужно напоить землю, где обитает покровительница Читы, поэтому её тут же выливают.



День празднования «Обоо тахилга» был определён буддийскими астрологами. По словам Радна ламы, обряд не привязан к какой-то определённой дате или числу. Главное, чтобы он выпадал на месяц лошади (июнь). В этот день ламы обращаются к духам и просят о милости для жителей как города, так и всего мира. При этом сами верующие должны с молитвами обходить мунхан по кругу.



– Гору обходят по часовой стрелке, по ходу солнца, чтобы вся жизнь повернулась в лучшую сторону. В молитвах обычно просят здоровья, счастья, удачи, благополучия для себя и близких, – просвещает меня Баирма Баторова.

В руках у верующих обязательно должны быть либо подношения для Айралжан Эрдэни хатан Эжи, например, рис, зёрна, кусочки сахара, монетки, конфетки либо чётки. Нужно сделать минимум три круга. Однако ограничений в их количестве нет – главное, чтобы число было нечётным.

После молебна верующие могли участвовать в соревнованиях по борьбе бухээ барилдаан или стрельбе из лука. Те же, кто от спорта далёк, имели возможность блеснуть творческими способностями в конкурсах народного творчества, где нужно было рассказать стихотворение на бурятском языке или спеть на нём песню. Любовь к родным традициям показали люди, пришедшие на молебен в национальных костюмах. 



Стрельба из лука проводилась по бурятским правилам. По словам тренера спортивной школы олимпийского резерва №1 Кима Дабаева, с дистанции в 45 метров вместо мишени стрелок должен был попасть по «ласти» (небольшая трубочка, находящаяся в центре между восемью маленькими подушечками). За попадание по ней лучник получает 3 очка. Если участник сбивает кегли слева и справа от «ласти», то – 2 очка. Остальные подушечки дадут по одному очку. При этом выбить «мишени» нужно не вбок, а только назад – на два метра, иначе стрелок не получит баллов.



– Выиграет тот, кто больше всех выбьет очков. Каждый запускает по 16 стрел, то есть два раза по восемь. Потом начинается отбор, пока в итоге четыре человека не останутся – между ними первое место разыгрывается. За победу – живой баран и денежная премия от читинского дацана, – добавил Ким Юндунович.

Гости хозяйки Титовской сопки не расходились до самого вечера, всем хотелось подольше побыть в этом сакральном месте, в единении с окружающим миром и природой и, конечно же, попросить у Айралжан Эрдэни хатан Эжи благополучия для себя, для своих близких, для Читы.

Все материалы рубрики "Забайкалье многоликое"
Смотреть фоторепортаж

 


Ирина Комогорцева
Фото Евгения Епанчинцева

«Читинское обозрение»
№26 (1406) // 29.06.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).