Главная / Авторы / Юрий Руденко / Быстрины и полыньи
Быстрины и полыньи
Незамёрзшие участки водотока на забайкальских реках


Сейчас на забайкальских реках и речках можно видеть открытую, то есть незамёрзшую, воду. Происхождение этих – незамёрзших – участков водотока может быть разным: или они ещё не успели замёрзнуть, или они оттаяли, побывав подо льдом.

Слово быстрина давно знакомо русскому населению, о чём можно судить по таким словам одной сибирской летописи: «И на всходе солнца пустигшася на поплав и доплыша ту быстрины».

В словаре Даля: быстроток, или стрежень; быстротечный, то есть быстро, скоро протекающий. У него же: стрежень – средина и самая глубина, быстрое течение реки, нередко подходящее ближе к крутому, приглубокому берегу; русло, коренная быстрина, протока, стремнина, фарватер.

Понятие быстрина не могло не отразиться и в словарях коренного населения Сибири. Так, в бурятском языке это харья, в монгольском – харгил, даргил.

Незамёрзшие участки поверхности могут сохраняться всю зиму и на озёрах, например, на Букукунском озере, что было отмечено мною в январе 1971 г. при экспедиции на голец Сохондо. Местное население называет незамёрзшие участки озёр полыньями. Специалисты по водам (гидрологи) разделяют эту точку зрения, но полыньёй считают также пространства воды между ледяными перемычками на реках, а также в больших плавающих ледяных полях на озёрах. Ежегодно большая полынья образуется на озере Кенон. Её происхождение связано со сбросом тёплых вод с тепловой электростанции. Размеры кенонской полыньи бывают – в отдельные зимы – очень внушительными. Так, в 2012 г. полынья протягивалась до южной оконечности Кенонского яра, что было отмечено 22 апреля.

На Ингоде в образовании полыньи участвуют два фактора: сброс в реку тёплой городской воды и речное течение. Оба они препятствуют замерзанию реки. Однажды, 13 декабря 1992 года, жители Дарасуна – супруги Крыловы – отметили рекордную протяжённость ингодинской полыньи. Полынья в тот день наблюдалась у их посёлка.

Быстрины и полыньи – серьёзное обстоятельство, с которым сталкиваются люди, прокладывая санные, тракторные или автомобильные пути, эксплуатируемые в зимнее время. Транспортная сеть в Забайкальском крае настолько слабо развита, что на большей части его дороги прокладывают зимой по рекам. Такие транспортные пути слывут автозимниками. В годы ускоренного освоения территории, прилегающей к БАМу, особенно популярен был автозимник Могоча — Чара.

Проезду автоколонны по зимнику предшествовало обычно отгребание снега с пути следования грейдерами. При этом проводилась и разведка будущего пути следования на наличие наледей, сугробов, быстрин и полыней.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
 

Юрий Руденко
«Читинское обозрение»
№50 (1430) // 14.12.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net