«Чародеи»

К 35-летию новогодней кинотелесказки. Часть I


О себе эти профессоры, научные сотрудники, практикантки и администраторы могут сказать: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», поскольку все действующие лица этого мира – самые настоящие чародеи! Как и их создатели – писатели братья Стругацкие и режиссёр Константин Бромберг, сумевшие «наколдовать» такой фильм, без просмотра которого уже почти немыслима встреча Нового года. Кинотелесказке «Чародеи» 31 декабря исполняется 35 лет!

Сказка для младших научных сотрудников
Сказочная история началась за четыре года до кинокарьеры её режиссёра Бромберга, первый фильм которого «Длинный день Кольки Павлюкова» вышел на экраны в 1968-м.

В 1964 году в сборнике «Фантастика-64» была опубликована первая часть повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (сказка для младших научных сотрудников). Она представляла собой приключения молодого программиста Саши Привалова, устроившегося в НИИ, работники которого занимались исключительно магией и волшебством, при этом поставленными на строго научную основу, с применением компьютеров, ядерных ускорителей, антигравитаторов вкупе с шапками-невидимками, сапогами-скороходами, диванами, меняющими реальность, змеями-горынычами и пр.

Совершенно нехарактерная для СССР сказочно-научная фантастика сразу привлекла читателей, а на следующий год самостоятельным изданием вышли все три части повести.

Оригинальное произведение, написанное в стиле ультрасовременной сказки, вызвало небывалый ажиотаж у публики. Весь стотысячный тираж был моментально раскуплен, а в библиотеках за книгой занимались большие очереди. Поскольку «Понедельник…» был переиздан только в 1979 году, а желающих прочитать повесть не убывало, по стране начали ходить версии «самиздата», отпечатанные на пишущих машинках неизвестными фанатами. В «самиздате» появилось и продолжение «Понедельника…» – повесть «Сказка о тройке» с теми же героями. Сказку никто не рискнул издать нормальной книгой. Правительство Л.И. Брежнева увидело в хлёсткой фантастической сатире «Тройки» намёки на существующую власть.

Минуло 16 лет со дня литературной премьеры «Понедельника...», когда в квартире Бориса Стругацкого раздался телефонный звонок. На том конце провода был режиссёр Константин Бромберг: «...Это тот, что «Приключения Электроника» снял. У меня к вам, Борис, и к Аркадию есть предложение...».

Сказочная «Операция «Ы»
В конце ноября 1981 года братья-фантасты положили перед Бромбергом готовый сценарий фильма под рабочим названием «Чародеи». Написанное являло собой переведённую на киноязык вторую часть повести «Понедельник начинается в субботу», что называлась «Суета сует». В ней рассказывалось о похождениях программиста Привалова, оставшегося в новогоднюю ночь дежурить в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧАВО), битком набитом всяческой сказочной нечистью и магическими предметами. Были в сценарии и элементы сатиры, высмеивающей отдельные недостатки учёной (и псевдоучёной) братии.

Режиссёр прочёл и остался... крайне недоволен. Во-первых, сценарий мог просто не пройти цензуру. Во-вторых, «Мне нужна весёлая, современная сказочно-новогодняя история с любовью, песнями, танцами, – сердито сказал Бромберг. – Скорее мюзикл, а вовсе не сказочная версия «Операции «Ы». Стругацкие растерянно переглянулись: ситуация повторялась – литературный первоисточник вновь бесконечно отдалялся от экрана.

НИИЧАВО – в НУИНУ
Сценарий пришлось срочным порядком полностью переделывать по указаниям режиссёра. В результате была создана совершенно иная история, в которой только использовались некоторые персонажи и имена сотрудников НИИЧАВО (который и сам превратился в НУИНУ – Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг).

Новая версия сценария «Чародеев» пришлась по вкусу не только Бромбергу, но и руководству ЦТ, всё более настойчиво требующему скорейшего начала работы. «Новогодний» кинотелепроект в январе 1982 года был запущен в производство на базе Одесской киностудии.Во всех сценах, где мчится лихая тройка, Виторган играет на трубе, а веснушчатая сестрёнка Вани весело поёт «Три белых коня», Александра Абдулова заменяет дублёр. Все крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова категорически отказывалось утверждать телевизионное руководство (до этого был так же отвергнут Михаил Боярский). Когда же его, наконец, одобрили, выяснилось, что актёр не только играет в театре, ежедневно репетирует, но и снимается в четырёх картинах одновременно: «Факты минувшего дня», «Ищите женщину», «Предчувствие любви» и «Суббота и воскресенье». «Чародеи» были уже пятым фильмом. Абдулов сообщил: «Могу сниматься только ночью». Что и делал время от времени.

Ведьма очаровательная и... несносная
На роль красавицы Алёнушки пробовались многие популярные актрисы, но остановились на очаровательной 24-летней Александре Яковлевой, известной благодаря своей дебютной роли в первом советском блокбастере-катастрофе А. Митты «Экипаж». Яковлева обаятельна, стройна, красива. Но характер... Бромберг в самом начале съёмок вздохнул с опаской: «Ведьму-то она, разумеется, сыграет, а вот Алёнушку...».

Не конфликтовала Саша только с режиссёром и главным оператором – от них зависело, насколько она неотразимой будет в кадре. Особенно Александра раздражала съёмочную группу своим многочасовым гримом – начинала работать с гримёром задолго до начала первых дублей, но всё равно не успевала. Валентин Гафт, игравший влюблённого в Алёну Игоревну товарища Аполлона Митрофановича Сатанеева, замученный до предела различными выходками и капризами киноведьмы, не выдержал и осатанел: «Всё к чёрту, мне это надоело! Сниматься с этой ... Яковлевой больше не буду!».

Бромберг был расстроен конфликтной ситуацией, но сумел выкрутиться – больше половины картины снимали отдельно Гафта, отдельно – Яковлеву, а соединяли парочку при помощи монтажа. На озвучивание актёры тоже приходили порознь. Но в картине всё-таки был эпизод, где озвучивать отдельно было невозможно, тогда режиссёр решил рискнуть и пригласил Гафта вместе с Яковлевой. На протяжении съёмочного дня Бромберг ходил между актёрами как возле мин и даже команды подавал как можно тише и... реже. А в конце работы Саша, как ни в чём не бывало, бросилась на шею Гафту, и они... расстались друзьями. Что ж, сказочные женщины и ведьмы все такие.

...Сметана и тайны большой миссии говорящего кота Василия. Опасные выстрелы на съёмках: жертва в снегу. Джон Траволта и «Чародеи». Герои фильма и книги жили в реальности! «Самое приятное – ездить на шее друга»: откровения чародея. Продолжение – в следующем номере «ЧО».

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"


 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№52 (1484) // 27.12.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).