Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Человек-улыбка
Человек-улыбка
Часть II


Часть I

Ни разу в жизни не встречал человека, который бы его не любил. И это говорит о многом. Совсем скоро, 2 сентября, ему исполняется целых… нет… всего 90 лет! Именно исполняется, а не исполнилось бы. Он и сейчас с нами – Евгений Павлович Леонов, легенда нашего кинематографа.

Хищно, полосато, с аппетитом
Несмотря на участие уже в 14-ти фильмах, 35-летнего Евгения Павловича зрители по прежнему не могли запомнить – разве только юная аудитория по замечательной новогодней «Снежной сказке» (реж. А. Сахаров и Э. Шенгелая, 1959), где актёр исполнил роль Старого года, причём… не доброго! Но терпеливый Леонов, играя в родном московском драматическом театре им. К.С. Станиславского, ожидал своей звёздной роли в кино. И она подкралась к нему по-кошачьи… усато-полосато… хищно… в 1961 году. «Натравил» её на актёра выпускник ВГИКа – начинающий режиссёр Владимир Фетин. И Леонов отказался. Поначалу. А всё от того, что Евгений, несмотря на предложенную главную роль горе-укротителя, буфетчика Шулейкина, как и многие его коллеги по киногруппе «Полосатый рейс», мягко говоря, опасался сниматься с опасными хищниками. А некоторые окружающие ещё и не к месту острили: «Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький, вкусненький». От этих острот Леонов сам начал постепенно «звереть» и в процессе «озверения» договор на съёмки подписал.

Забегая… назад: Ванда
В личной жизни творцов, особенно режиссёров и актёров (особенно современных) нечасто встречаются примеры крепких и счастливых оков Гименея. Леонову повезло. Театр Станиславского был в 1957 году с гастролями в Свердловске. Вышли как-то актёр и его друг прогуляться по главному городу Урала и случайно обратили внимание на двух девушек, которые оказались студентками музыкально-педагогического училища. Евгению понравилась блондинка с необычным для тех мест именем Ванда. Девушек пригласили на спектакль. Вечером, поняв, что влюбился, Евгений, гуляя по городу, читал Ванде стихи. И вдруг, зажмурившись от страха, но всё же решительно влюблённый преградил путь девушке: «Если Вы не уедете со мной в Москву, я умру!». Спустя два месяца, 16 ноября 1957 года, был зарегистрирован брак между Евгением Павловичем Леоновым и Стоиловой Вандой Владимировной. Девушка переехала в Москву, так и не окончив музыкально-педагогического училища, но уже на следующий год она поступила на театроведческое отделение ГИТИСа. Леоновы прожили всю жизнь вместе. А в 1959 году у них родился сын Андрей.

Леонов серьёзный и «космический»
После выхода на экраны «Полосатого рейса» Евгений Леонов «проснулся знаменитым» – актёра начали рвать на части режиссёры, приглашая сниматься в своих комедиях. Только в одном 1963 году актёр снялся в трёх картинах! Зрители, включая и зарубежных (фильм был закуплен почти сотней стран), наконец-то разглядели в Леонове великолепного актёра-комика, узнавали на улицах и брали автографы. Одного только начал опасаться Евгений Павлович – как бы его на всю жизнь не записали в «кинокомики». 

Развеять опасения многогранного актёра помог всё тот же «тигриный крёстный» Фетин. В 1964-м режиссёр пригласил Леонова в свою картину «Донская повесть» – экранизацию рассказов Шолохова – на главную роль солдата Якова Шибалока. Фильм-драма на тему Гражданской войны оказался настолько удачным, что получил целый ряд наград и премий отечественных и зарубежных фестивалей. «Драматического» Леонова зрители приняли с не меньшим восхищением, чем «комического», тем самым открыв путь актёру в серьёзное кино («Белорусский вокзал», 1970; «Под каменным небом», 1973; «Премия», 1974, «И это всё о нём», 1978). И всё же особой любовью был Леонов «комический» и даже… «космический», как в двух фантастических лентах тогда совсем молодого комедиографа Георгия Данелии.

О жмотстве и 33-х зубах
Задумал как-то в 1964 году Данелия снять комедию о похождениях человека с… тридцатью тремя зубами, которую так и назвал «Тридцать три». Вначале главную роль – товарища Травкина – отдал Юрию Никулину, но тот уехал на гастроли с цирком. Начал искать замену, посоветовали Леонова. Когда режиссёр сообщил ему о своих планах, известный актёр заявил: «Играть буду, только если мне заплатят по высшей категории!». Данелия решил поначалу, что Леонов «жмот и жлоб». Но едва Евгений Павлович прочитал сценарий, он тут же согласился сниматься «при любых раскладах». 

Забегая вперёд: Талисманы Данелии 
В общей сложности Леонов снялся в десяти фильмах Данелии, и едва ли не каждый из них стал шедевром отечественного кинематографа. В половине из этих картин звучит русская народная песня «На речке, на речке, на том бережочке…» – одна из любимых Евгения Леонова, которую он впервые напел именно в фильме «Тридцать три». С тех пор и сам актёр, и песня, по признанию самого Г. Данелии, стали для него настоящим творческим талисманом.

Забегая вперёд: Терапия по-леоновски
Будучи на съёмках фильма «Не горюй!», Данелия решил навестить больного родственника и позвал с собой Евгения Павловича. Врач привёл их в палату, родственник Данелии, когда увидел Леонова, расцвёл, даже порозовел. И соседи родственника по палате кардиологии расцвели. Смотрят на Евгения и улыбаются. Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил: «Товарищ Леонов, пожалуйста, давайте зайдём в реанимацию. На минутку. Там очень тяжёлые больные, пусть и они на вас посмотрят». Зашли в реанимацию. Та же реакция. И тогда врач взмолился: «Товарищ Леонов, давайте обойдём всех! Ведь сердце – это очень серьёзно, а вы лучше любой терапии на них действуете!». 
В дальнейшем, узнав об этом случае, к актёру не раз обращались медики.

Дядя Винни-Женя-Пух
Ещё в начале съёмок комедии «Тридцать три» зрители, в первую очередь, дети, познакомились с ещё одним Леоновым – мультяшным. В 1964 году студия «Союзмультфильм» выпустила ленту «Кот-рыболов», снятую по басне С. Михалкова. Мудрый котейка с удочкой и добрым, чуть хрипловатым голосом, посрамивший жадных медведя, волка и лису, понравился детям. В 1968-м актёр вновь стал котом – строгим папашей-воспитателем маленького Мурзи – одного из героев популярного мультика Ю. Прыткова «Чуня». Всего Леонов участвовал в озвучении без малого 29 мультиков – его непередаваемым голосом говорили бобёр, ёжик, слонёнок, пёс, страшный доисторический зверь Штуша-Кутуша, грузовик Фыр-Фыр и даже бандит Батон (тут уж поневоле вспомнишь известного авторитета Доцента) и ещё много кто. Но всё же самой звёздной мультяшной ролью Евгения Павловича можно считать Винни-Пуха из одноимённой мульттрилогии (1969-72) Фёдора Хитрука. Интересно, что многие из миллионов юных фанатов отечественного мультика искренне считали, что дядя Женя в реальности и есть самый настоящий Винни-Пух. Евгений Павлович старался поддерживать среди малышей этот факт.

Золотое десятилетие
Золотая эпоха советского кинематографа 1970-х, породившая массу шедевров, стала золотой и для Евгения Павловича – сверхпопулярный актёр снялся более чем в двух десятках картин (в среднем по две и более картины в год), поднявших его в ранг звезды отечественного кино. «Джентльмены удачи» (1971), «Большая перемена» (1972), «Афоня» (1975), «Старший сын» (1975), «Легенда о Тиле» (1976), «Женитьба» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Осенний марафон» (1979) и т.д.

Рыбное «дело»
Именно в 1970-е Леонов стал одним из первых знаменитых актёров СССР, кто снялся в… рекламе! Дело было в конце десятилетия. Работая в то время в театре им. Маяковского, он согласился появиться на ЦТ в клипе, рекламирующем каспийскую рыбу – нототению. Сей рекламно-гастрономический факт, да ещё с улыбающимся с телеэкрана актёром, поверг худрука театра А. Гончарова в шок. Обалдевший от такого «самоуправства» актёра, позорившего лицо театра, он немедленно собрал всю труппу и толкнул в гневе речь, что «костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича Леонова… Остаётся пустить шапку по кругу, скинуться, дабы артист не пробавлялся нототенией». Этого было достаточно, чтобы великий актёр покинул Гончарова и перешёл в Театр Ленкома к Марку Захарову… «Объект» скандала – нототению – граждане стали раскупать гораздо охотнее… Как же, «сам Доцент советовал»! 

В 1980-е – Ку!
1980-е в киножизни Евгения Павловича стали не менее удачными и знаковыми, здесь было и первое сотрудничество с ещё одним известным отечественным комедиографом Л. Гайдаем в советско-финской картине «За спичками», где Леонов исполнил одну из главных ролей – бесшабашного любителя заложить за воротник фермера Аннти Ихалайнена, и грустная сказка «Слёзы капали». Особо звёздно-космической ролью актёра стала роль чатланина Уэфа в блистательной комик-антиутопии «Кин-дза-дза», признанной шедевром не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, а также участие ещё в целом ряде популярных фильмов. 

«Мы видели «Белорусский вокзал»
В 1989 году на гастролях театра Ленкома в Германии Евгения Леонова свалил обширный инфаркт. Клиническая смерть, потом кома. Надежды не было никакой, но немецкие медики сделали Леонову такую операцию, которая продлила ему жизнь на целых пять лет. Операция стоила огромных денег, которых у русского актёра не оказалось. Немцы не взяли с него ни копейки. «Мы видели ваш «Белорусский вокзал», – впоследствии сказали они Леонову. – Это лучшее, что было когда-либо снято о той страшной войне».

Был и остаётся!
Каким был в жизни один из самых любимых актёров СССР? Очень спокойным, мягким человеком и вместе с тем волевым, сильным, мужественным и ранимым. Его легко можно было обидеть неосторожно брошенной фразой, и, обижаясь, он был похож на большого ребёнка, грустного и беззащитного. Он с удовольствием смешил зрителей, а в жизни часто ходил задумчивый… Не боролся за себя, только за других, помогал, примирял. И был, как сейчас бы сказали, настоящим трудоголиком.

Впрочем, почему был… Наш любимый «дрессировщик» хищников Шулейкин, «марсианин» о тридцати трёх зубах тов. Травкин, «двойной» директор детсада и криминальный авторитет Трошкин-Доцент, кореш сантехника – штукатур Коля, чатланин Уэф, а также вечный мишка Винни-Пух и сейчас с нами. Он дарит улыбки, смех, радость, весёлые и грустные переживания и доброту. Вот она – магия вечной жизни кинематографа!

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№34 (1414) // 24.08.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net