Стороны «Чёрного квадрата»

Музыку без границ и стилевых рамок представил читинцам одноимённый квартет


Есть стереотип, что классическая музыка скучна. Музыканты доказывают обратное. А помогает в этом жанр кроссовера. Понять, что это такое, читинцы смогли на пятом фестивале искусств «Жизнь в гармонии» в краевой филармонии. Корреспондент «ЧО» проник за кулисы и взял интервью у флейтистки квартета «Чёрный квадрат» Татьяны Лариной.


«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ» – квартет московских музыкантов, исполняющий известные классические произведения в ином свете. Свой стиль коллектив определяет как «фьюжн» или «кроссовер», который характеризуется «сочетанием несочетаемого». «Чёрный квадрат» – это не мрак или темнота, а глубина и безграничное пространство для творчества. Музыканты квартета Татьяна Ларина (флейта), Ольга Кияшкина (фортепиано), Павел Цветков (контрабас) и Игорь Ямпольский (ударные) выступают как равноценные грани квадрата, которые своим музыкальным вкусом и талантом определяют его неповторимую форму.



Татьяна, как был создан квартет?

– Мы с Олей (Ольгой Кияшкиной – фортепианисткой) познакомились, когда учились в Гнесинке. На концерте. Она мне аккомпанировала. Нам так понравилось вместе играть, что мы надумали взяться за что-то своё. Со временем решили создать квартет с ударными и контрабасом. Поскольку мы все, кроме Игоря (Игорь Ямпольский – ударник), классические музыканты, решили поставить себе такую задачу: классическую музыку, которую мы любим, преподнести людям, чтобы у них не было ощущения, что классический концерт – это скучно и нафталином иной раз попахивает. Стали придумывать что-то своё.

Почему выбрали именно стиль кроссовера?

– Мы хотели играть классику, но переосмысляя её, что ли, утоляя жажду каждого музыканта играть всю музыку самому. Кроссовер позволяет совместить жанры, шутить, чудачить, использовать роковые, попсовые моменты, этнику, фолк, латино, другие жанры. Некоторые оскорбляются за классическую музыку: дескать, мы берёмся за «нетленку», что-то своё предлагаем, но мы ни в коем случае не хотим никого оскорбить, чтобы в гробах переворачивались великие гении, нет! Мы экспериментируем и предлагаем слушателю просвещаться, обращаться к оригиналу.

Есть ли у вас какие-то предпочтения в композиторах? Может, чьи-то произведения нравятся больше?

– Музыки классической потрясающей, гениальной очень много. Я, например, работаю в оперном театре, что-то играю, а потом говорю: «Ребят, это гениальная вещь, вы только её послушайте», и включаю увертюру к опере Россини. И все говорят: «Да, давайте её сделаем». Вдумчиво подходим к созданию репертуара.

Кто в квартете придумывает аранжировки?

– Это групповой процесс. Паша (Павел Цветков – контрабасист) очень много пишет для нас, много работаем с аранжировщиками-композиторами, а уже потом добавляем каждый своё, импровизируем. Это сотворчество!

А на выступлениях импровизации есть место?

– Не так много, как на джазовых концертах, но тем не менее. Поскольку придерживаемся классических традиций и форм, то, как правило, стараемся играть так, как мы создали эти произведения.

Что вдохновляет на творчество?

– Всё, что угодно: любая песня услышанная, фильм, книга. Вот, например, мы играли «Пер Гюнт в Испании». Когда решили сделать его, то за основу взяли «Шествие гномов» Грига, известное фортепьянное произведение. Решили, что это будет ещё одна история про Пера Гюнта. Но вот как её сделать? Я ходила, думала... Вдруг сажусь в машину, включаю радио, а там играет песня Брайана Адамса «Have you ever really loved a woman?» («Ты когда-нибудь по-настоящему любил женщину?»). Она сделана в таком испанском стиле, гитары играют на три четверти, такое фламенко небольшое. И я говорю: «Вот как надо сделать!». И так родилось такое фортепьянное фламенко.

Вы объехали с концертами уже не один город. Как встречают люди?

– Нас везде принимают хорошо, но чем дальше от Москвы, тем публика теплее, благодарнее. Зритель идёт к тебе на встречу, он благодарен, что ты приехал так далеко. И мы стараемся не подвести.

Все материалы рубрики "Гости нашего города"

 

 

Беседовала Ирина Комогорцева
Фото из архива квартета

«Читинское обозрение»
№42 (1412) // 19.10.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).