Цифровое ТВ и кино

Часть II


Часть I

XXI век. Цифровые технологии. Цифровые развлечения. Цифровое кино. Цифровое телевидение. «Цифровидение»…

Что же собственно такое эта самая «цифра», особенно та, что относится к нашему любимому кинематографу и его домашней версии - телевидению? Сегодня, накануне великого перехода аналогового телевещания на цифровое, что случится совсем скоро во всём нашем крае - 14 октября, самое время продолжить разговор об этой, ещё «загадочной» для целого ряда забайкальцев, кинотелевизионной «цифре» и её «атрибутах».

Итак, цифровое телевидение - это, прежде всего, как было отмечено в первой части нашего разговора, качественная, без сопутствующих «обычному», аналоговому ТВ помех, картинка на экране. Что же касается слухов об удивительно чётком, сверхреальном, почти объёмном изображении, то это бесспорный факт и… абсолютное заблуждение. Разберёмся с этой «тайной». Для начала немного истории.

Конкуренты: Кино и ТВ. Размер имеет значение!
Как известно, едва появившись на свет в начале 30-х годов прошлого столетия, телевидение вступило в борьбу с кинематографом за зрителя. Но с чудом «24 кадра в секунду» оказалось очень трудно тягаться. Одна из главных причин - формат. Изображение с киноплёнки может проецироваться как на маленькие, так и на большие и просто гигантские экраны без каких-либо потерь, лишь бы лампы проектора были помощней. К примеру, экраны современных кинотеатров формата IMAX, использующих в проекции, помимо цифровых носителей, также киноплёнку данного формата, могут иметь высоту порядка высоты 12-этажного дома! Дело в том, что каждый кадрик фильма представляет цельную картинку, и здесь, понятное дело, ни о каких искажениях речи быть не может. Телевидение же, где изображение на экране «рисуется» электронным лучом в виде строчек, состовляющих единую картинку на экране, находилось в постоянном проигрыше в сравнении с кино. Все попытки увеличить экран телевизора приводили к тому, что увеличивались и строки. Изображение становилось настолько грубым, что смотреть его с близкого, «домашнего» расстояния от двух до пяти-восьми метров, становилось затруднительно и дискомфортно.

Похождения «строчки»
Первые телевизоры 30-х годов имели экраны всего от 15-ти (!) до 200 строк (см. вверху «несерьёзную» «сравнительную» заставку-иллюстрацию). Легко представить, какой «ребристой» была картинка. Но на крохотных экранах, размером чуть более спичечного коробка, это не слишком замечалось. Прогресс бежал семимильными скачками. В 1937 году инженеры в Германии подняли качество до 440 строк! Экраны телевизоров увеличились. А с 1949 года было принято два основных стандарта, просуществовавших до конца XX века: в 625 строк во всём мире и 525 в США, Японии и ещё в некоторых странах. Экраны телеприёмников стали крупнее, но им было по-прежнему далеко до большого и чёткого изображения как в кинотеатре. Для ТВ явно требовался новый, революционный формат, который ещё на заре телевещания назвали…

…«Телевидение высокой чёткости» или ТВЧ
Основой этого чуда стали 1025 строк на экране (а то и все 1250)! Для сравнения: картинка, которую видит зритель на экране кинотеатра, составляет в переводе на телевизионное изображение 990 строк. То есть, на экранах телевизоров формата ТВЧ увиденное будет ещё более реальным, чем кинематографическое! Здесь будут видны не только мельчайшие детали картинки, скажем, коньков бегущего спортсмена, но и фактура крохотных кристалликов льда, летящих влажной радугой из-под лезвий коньков. Телевизионная экскурсия по залам музеев или телепутешествие «сидя на диване» станут почти настоящими. Благодаря современным цифровым технологиям, позволяющим транслировать изображение без потерь даже на большие экраны, у телевидения появилась, наконец, возможность полноценного перехода на революционный формат ТВЧ или HDTV - High Definition Television, что с английского означает всё тоже ТВЧ.

«ТВЧновое» – это… забытое «ТВЧстарое» (любопытный факт)
Новый телестандарт, на который переходит сегодня весь мир, на деле оказался не совсем новым. 82 года назад инженеры довоенной Германии умудрились на базе «аналога» построить соответствующую экспериментальную съёмочную аппаратуру и телевизор со стандартом «картинки» 1029 строк! Качество изображения повергло немногих зрителей в состояние шока - создавалось впечатление, что экран просто отверстие в телевизоре, за которым находится вполне реальная улица (камера была установлена неподалёку от здания студии). Однако работы по созданию ТВЧ в Германии дальше экспериментов не пошли. Причина - крайняя дороговизна технологий и «великанские» размеры соответствующей аппаратуры. Дело в том, что вся электроника была тогда исключительно ламповая, являющая собой первое поколение «аналоговой», а для недорогого ТВЧ требовались «цифровые» технологии на микропроцессорах, освоенные лишь в XXI веке.

«Цифра» и HDTV: заблуждение и правда
А теперь от истории перейдём к современной практике. Итак, цифровое телевидение (Digital TV) и телевидение высокой чёткости (HDTV). Сразу отмечу, что это вовсе не одно и то же, и является распространённым заблуждением. Цифровое телевидение - это формат в чистом виде, как было перед ним недавнее «аналоговое» ТВ.

HDTV (ТВЧ) - это высокотехнологическая область или стандарт цифрового ТВ, сравнимый, скажем, по своему значению с появлением цветного телевидения в 1960-х годах. Так что с переходом нашей страны на цифровое телевещание не стоит особо требовать какого-то фантастического «сверхреального» и «сверхчёткого» изображения. Разумеется, картинка будет в любом случае «в разы» лучше, стабильней, качественней, «чище обычной» аналоговой, а звук более «объёмным» (не менее пяти аудиоканалов), но чтобы насладиться полностью всей «звуковой реальностью», надо будет обзавестись специальной аудиоприставкой и колонками.

Обращаю внимание всех зрителей-читателей, что речь идёт исключительно о бесплатных федеральных российских эфирных телеканалах, а не каналах платных спутниковых и кабельных операторов, где вещание в формате HDTV ведётся уже с июня 2012 года!

Цифроширокоформат
Ещё один «плюс» цифрового телевидения – «широкоэкранное» изображение. До последнего времени изображение на телеэкране передавалось в соотношении 4:3 (ширина к высоте), то есть почти квадратным. Это соотношение ТВ «позаимствовало» ещё в 1930-х годах у кинематографа, поскольку считалось, что данная пропорция позволяет человеческому глазу физиологически максимально «комфортно», без напряжения воспринимать изображение на киноэкране. В 1950-х годах благодаря продвинутым фильмам: «античному» боевику «Плащаница» (реж. Г. Костер, США, 1953) и легендарной картине «Илья Муромец» (реж. А. Птушко, СССР, 1956), ставшими пионерами широкоэкранного кино, мнение о комфортном восприятии изменилось. Новая пропорция экрана 16:9 смогла заметно расширить обзор для зрителя кино, что для телезрителя оставалось недоступным. Лишь при помощи цифрового ТВ и возможностям HDTV у нас появилась возможность видеть телепрограммы в «широком» формате, разумеется, если та или иная телекомпания вещает в пропорции 16:9. В России первой федеральной компанией, поддерживающей «широкий» экран, стал «Первый канал». С июня 2018 года «широкоформатно» вещают все 10 каналов первого российского мультиплекса. Второй мультиплекс со своей десяткой известных каналов также перешёл на размеры 16:9, за исключением канала «Спас», оставшегося верным «классическому квадрату» изображения 4:3.

Кое-что о третьем мультиплексе
Как известно многим забайкальцам (и особенно жителям городов нашего края), российское телевещание на пороге окончательного перехода на «цифру» предлагает отечественному зрителю для ежедневных (и «еженочных») просмотров 20 бесплатных каналов или говоря «технически» - два мультиплекса (по 10 каналов в каждом).

Также многих из вас, друзья, наверняка интересует, а существует ли третий мультиплекс?

Да, существует. Его существование было упомянуто в прошлой нашей встрече. Продолжим.

«Третья серия» включает в себя ни много ни мало, а сразу ещё 40 дополнительных бесплатных телеканалов! Вот некоторые из них: «Спорт 1», «LifeNews», «Моя планета», «Сарафан», «Русский бестселлер», «Техно», «Парк развлечений», «Музыка Первого», «Дом кино», «Мама», «Телекафе», «Бобёр», «Живая планета», «Индия ТВ», «Мульт», «Время», «Наука» и др. Впрочем, их трансляция в рамках федерального Третьего мультиплекса ещё обсуждается.

Будут ли в третьем мультиплексе каналы, вещающие в стандарте ТВЧ (HDTV)? Да. В формате телевидения высокой чёткости будут работать не менее двух федеральных телеканалов. В следующем 2020 году уже начнутся испытания такого вещания, а 2021-м ТВЧ займёт своё место в постоянной эфирной сетке всей страны.

Внимание! Ориентировочно с 2021 года весь первый мультиплекс (Первый канал, Россия-1, Матч ТВ, НТВ и т.д.) будет транслироваться в формате ТВЧ!

Когда в России (и Забайкалье) будет запущен третий мультиплекс? Точное время пока неизвестно. По одним данным, трансляция запланирована на конец 2019 года, одновременно с отключением аналогового вещания в стране. По другим, когда решится проблема телевещания местных, региональных компаний, а значит, скорей всего, примерно, через год. В следующем 2020-м будут проводить его интенсивные технические испытания.

…В финале нашего разговора о «цифре» «вопрос вопросов»: «Что делать с обычными, аналоговыми, «старыми» телевизорами?» Разумеется, «цифру» они уже не смогут принимать, но спешить избавиться от них не стоит. Выход прост и достаточно дёшев: надо обзавестись специальным устройством - ресивером (или тюнером), которое способно «перевести» цифровой сигнал в аналоговый. Изображение, как и звук (кстати, он будет пятиканальным) весьма заметно улучшится. Приставки-ресиверы имеются в продаже во многих специализированных магазинах Читы. Стоят от 500 до 2500 рублей. Другой вариант более затратный (но зато с гарантией видеть «всё», включая «суперформат» ТВЧ) - просто купить новый телевизор.

Поскольку до окончательной «цифровизации» нашего Забайкальского края осталось всего 12 дней, решайте: приобрести новый и не всегда, кстати, дорогой цифровой, а то и HD-smart («умный») телевизор или продолжать смотреть на мир адаптированными, хотя и «цифровыми» глазами? Быть или не быть? Вопрос почти гамлетовский.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№40 (1576) // 02.10.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).