Устами младенца

«Мама, ты – тюлень» и другие детские перлы


Знаете, какая фраза ребёнка может поднять любую мать с кровати, даже если она (мать) не спала всю ночь и у неё температура 38? «Мама, я покавала!» («покакала»).

Детская речь – интересный феномен психолингвистики. К детской речи обычно относят речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8-9 лет) возраста.

Интересно, что в детской речи выделяют специфические средства речевого общения. Особенно ярко проявляется словотворчество – изобретение новых слов. Вы сами часто новые слова сочиняете? Представьте, насколько сильна в детях сила творчества и чуткость к языку. Например, очень логичные: «корова – коровёнок»; «послевчера»; «соль – сольница» (по аналогии с «сахар – сахарница»); «бык – бычиха» (по аналогии со «слон – слониха»); «мама – мамушка» (по аналогии с «бабушка»).

Когда дети ещё только учатся говорить, они не всегда правильно используют грамматические формы: «я не мОжу» (вместо «я не могу»), «мАхай» (вместо «маши»). Дети не всегда уверены в употреблении показателей рода – так, девочка о себе может говорить «я покушал» или «это моя папа».

Случаются совсем смешные шедевры, связанные с перестановкой слогов или заменой звуков: «леписин – апельсин», «какаська – коляска», «свабдя – свадьба», «фуфли – туфли», «гаминот – бегемот», «борисовая каша – рисовая каша», «бафут – батут», «капет – пакет», «лумня – луна», «бубук – барсук», «либуд – верблюд», «глази – глаза», «патити – простите», «каятка – шоколадка», «борщака – борщ», «бузьдаова – будь здорова», «мукакаки – макароны», «пасите-погогите – спасите-помогите», «купите мне мороженое со свисташками» – «фисташками».

Детская речь полна звукоподражаний, особенно на первых этапах, в результате получаются такие слова, как «мяука» («кошка»), «тря-тря» («утки»), «авака» («собака»), «мУка» («корова»).

Когда дети осваивают фразовую речь, начинается этап «сочинительства». Моя дочь периодически говорит мне, что она «тигр-робот», или заявляет: «Я не буду есть эти палки в супе!» (укроп). «Я не могу! Ой, я могу», – когда что-то не получалось, а потом получилось.

Тесно связаны представления ребёнка о мире и развитии речи. Ребёнок вышел вечером из детского сада, на улице темно: «Мама, где небо? Небо где?». «Мама, ты нерпа, я собака, а папа – лягушка, ква-ква». «Так обнялись, что не разобнять». «Иди работай!» – кричит сын родителям, когда злится на них. «Придёт дядя злой и заберёт тебя. Навсегда», – пугает внучка бабушку. «Мама, ты принцесса. И я принцесса. А папа – борода-борода!». «Я не девочка, я бублик твой, мамочка». Папа дочке: «Когда я ем, я глух и нем. – А я нормальная!». «Я плохо себя вела, буду плакать», «Я посплю и вырасту большая-большая девочка, как мама» – развитие логики и причинно-следственных связей.

Дети, как губка, впитывают языковые нормы, слова, синтаксические конструкции, так что будьте внимательны, когда общаетесь с ребёнком (и при ребёнке). Не только чтобы не краснеть потом перед воспитателями за ненормативную лексику, но и чтобы речь вашего ребёнка была богатой и грамотной.

Все материалы рубрики "Говорите по-русски"

 


Александра Колесова,
преподаватель
Сибирского федерального
университета (г. Красноярск)

«Читинское обозрение»
№40 (1472) // 04.10.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).