«Девчата»

Часть II


Часть I

Снег. Тайга. Кастрюли. Бензопилы... Сосны, борщ, лесоповал и гречка... Соцсоревнование и любовь... И на всём этом уникальном и даже экзотическом романтическом фоне – бескорыстная крепкая женская дружба и мягкий светлый юмор... Сегодня, в счастливый день весны, мы продолжаем рассказ о том, как создавалась эта где-то чуточку грустная, но больше весёлая история пятерых подруг. В «Синескопе» вновь действуют неунывающие и всеми любимые «Девчата»!

...Съёмки своего будущего шедевра режиссёр Юрий Чулюкин начал 17 января 1961 года, и велись они, как говорится, «не отходя от кассы» и с большим комфортом – таёжный леспромхозовский посёлок и даже лесоповал был устроен... в павильонах «Мосфильма», где было посажено более трёхсот здоровенных сосен! Замечу, что в помещения самых больших павильонов студии могут помещаться здания высотой до 12 этажей!

«Пигалица» против «звезданутого»
Как известно, главные герои картины – юная повариха Тося Кислицына и лесоруб Илья Ковригин, хотя и ссорились время от времени, но всё же были горячо влюблёнными друг в друга. Это по сценарию. В реальности, за кадром, Надежда Румянцева и Николай Рыбников терпеть друг друга не могли и весь съёмочный период ругались, да так, что эти скандалы вскоре стали просто легендами на «Мосфильме». В общем, ссоры главных героев на экране выглядели на редкость натуральными.

Причиной особой нелюбви Рыбникова к своей партнёрше был в первую очередь тот факт, что актёр очень хотел сниматься вместе со своей любимой женой, актрисой Аллой Ларионовой, но ей роли в картине не нашлось, и Николай заочно невзлюбил «выскочку» Румянцеву. Сама Надежда вспоминала, что «на съёмки прибыл не просто Коля, а «суперзвезда», которая смотрела на меня надменно и свысока».

Маститый, «звёздный» актёр считал, что Надежда уж больно активна в трактовке некоторых сцен. Румянцева возражала: фильм называется «Девчата» – значит, её роль главнее. Режиссёру Юрию Чулюкину явно нравился задиристый нрав Надюши, и он поддерживал актрису, чем ещё больше злил «звезду»-Рыбникова. Дошло до того, что из-за ссор Николаю никак не удавалось изобразить в кадре пылкие чувства – столько в его глазах было ненависти к «любимой пигалице» Тоське-Румянцевой. Дубли шли одни за другими. Лирические сцены переснимали и переснимали. Режиссёр начал медленно закипать и уже в открытую ставить под сомнение профессионализм известного актёра. Наконец, Рыбников заволновался и в один из «критических» съёмочных дней в одночасье опомнился, моментально расстался со своей «звезданутостью» и перестал скандалить...

Тайга, мороз, борщ… кровь
Вскоре павильонные съёмки «Девчат» перестали устраивать Чулюкина – в некоторых эпизодах, несмотря на качество, бутафория слишком била по глазам. В подмосковных лесах в конце февраля 1961 года уже вовсю таял снег, да и местная «тайга» была слишком редкой. За натуральными снегами, холодами и лесами съёмочная группа выехала в экспедицию аж на Северный Урал, в Пермскую область.

Снимали в самом настоящем леспромхозе. Наступающей весной в здешних лесных дебрях и не пахло – стояли крепкие морозы. Столбик термометра опускался частенько ниже -50
°С. При таких условиях работалось не слишком комфортно. Камера, смазанная специальной антифризовой смазкой, в особом, утеплённом чехле могла работать на таком жестоком морозе не более 15 минут. Люди, как всегда, оказывались крепче техники и работали часами. Случались и морозные «курьёзы». Так, в одном из эпизодов повариха Тося (Румянцева) принесла рабочим обед. Начала разливать по мискам борщ, а он в считанные минуты превращается в лёд. Это «первое» (благо, льда не было видно в кадре) Тося предложила отпробовать Илье и подала ложку. Рыбников зачерпнул ледяного борщеца, с аппетитом сунул в рот и ...не смог вынуть. Ложка-то была металлической! Отогрел её актёр как смог во рту и, наконец, вытащил вместе с куском кожи. Пошла кровь.

«Больше никаких съёмок на этом чёртовом морозе!» – закричал встревоженный режиссёр, видя, что у актёра начинает распухать щека. «Ещё дубль давай! Справлюсь», – потребовал Рыбников и опять ложку с мёрзлым борщом в рот, да ещё умудрился затем смачно облизать её. На этот раз примёрзла губа. После команды «Стоп! Снято» Рыбников, не желая ехать в посёлок, где базировалась группа, с дурацкой, нелепой ложкой на губе, рванул её и вновь оторвал вместе с кожей. Потом тихонечко отошёл за деревья... Лужица крови очень ярко смотрелась на белом снегу. Это увидели все. Румянцева была потрясена: «Какой мужественный актёр!». Актёра, при всём уважении к его мужественному самопожертвованию ради фильма, обозвали мужественными, но не совсем печатными словами перепуганные работники группы, а режиссёр отправил Рыбникова в медпункт...

В связи с неблагоприятными для съёмочной техники (и людей) климатическими условиями съёмочная группа «Девчат» перебралась в середине марта в посёлок Оленино, что находился в более чем трёх сотнях вёрст на северо-запад от Москвы. Место это было выбрано не случайно. Именно в Оленино в 1960-е годы находился один из самых известных в СССР леспромхозов. Заготовка древесины не прекращалась ни на минуту. Киношникам приходилось «вписываться» в трудовой график лесорубов.

Загазованные южным «титаническим» морозом
Для дальнейших съёмок картины киношники в мае перебрались в ...Ялту. Студёную зиму здесь пришлось делать при помощи искусственного снега и поваренной соли. Для съёмочной аппаратуры здесь был «рай». Чего нельзя было сказать о людях. Актёры парились в тулупах и валенках при 30-градусной жаре посреди искусственного снега, а нужно было замерзать, тереть варежкой нос и притоптывать на месте. Многие, чувствуя угрозу теплового удара, обливаясь потом, уже с радостью вспоминали уральскую низкотемпературную «прохладу».

Когда герою фильма по сюжету приходилось входить с ялтинского «мороза» в помещение, технарям-ассистентам приходилось пускать через шланги клубы весьма вонючего белого газа – четырёхфтористого титана (газ без запаха для подобных съёмок изобрели значительно позже), изображающего морозный холодный пар. Актёры ругались (мужчины даже ненормативно), но терпели.

Утонуть …на суше
«Девчата» стали первым фильмом, где появился в кадре 25-летний Михаил Кокшенов. Роль была крошечной, но он запомнил съёмки на всю жизнь. Режиссёр Чулюкин заставил малознакомого статиста выпить залпом из графина всю воду. Остановил съёмку, только когда парень начал подозрительно булькать горлом. Даже вода пошла из носа. Потом был ещё дубль, а потом ещё... Парень почти тонул, находясь в сухом помещении. После этого киногруппа долго не могла отыскать Кокшенова. Было только слышно, что где-то за декорацией в какую-то ёмкость потоком хлестала вода, сопровождаемая сдавленным рычанием. С того славного денёчка Михаил до сих пор не может смотреть на полные графины с водой без ненависти.

«Девчачий» мегакинохит
По мере того, как завершались съёмки, режиссёр мрачнел день ото дня. Он становился всё более замкнутым и молчаливым. «У этих «Девчат» нет никакого будущего», – поделился своими мыслями одному из друзей-актёров Чулюкин. В определённом смысле режиссёр оказался прав. Но только в определённом. Так, перед премьерой «Девчат» в канун Международного женского дня 1962 года во всех городах страны полностью отсутствовала реклама картины. От критиков и киноведов не последовало ни одного отзыва! Зато сработала народная реклама «сарафанного радио», и в кинотеатрах начался ажиотаж. Зрители приняли «Девчат» на ура. Только за первую половину 1962 года картину посмотрели 35 миллионов зрителей! Многие думали, что песенный хит «Старый клён» – это народная песня, тогда как он был написан Александрой Пахмутовой специально для «Девчат». Пос-ле выхода фильма на экраны «Клён» обрёл самостоятельную жизнь, и его распевали всюду. Картину растащили на цитаты: «Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушки»; «Что ты, трактор, чтобы тебя испытывать?»; «Так хочется быть красивой! Вот иду я по улице, а те ребята, что послабее, падают, падают и сами в штабеля укладываются!»; «Фонарь повесить надо… А может, и не надо» и т.д.

Недовольные, Голливуд и пять серий
Высшее руководство картину до конца так и не одобрило. На фильм наложили уничижительный в то время штамп – «Развлекательный жанр». Тем не менее, несмотря на бюрократический ярлык, «Девчата» только успевали получать награды на кинофестивалях в Эдинбурге, Каннах и Мар-дель-Плата. После успеха комедии Надежду Румянцеву заметили в Голливуде. Несколько американских режиссёров усиленно приглашали её для участия в своих картинах, но из этого так ничего и не вышло. На все предложения чиновники отвечали за Румянцеву, что актриса очень занята.

Наблюдая за успехом «Девчат», Юрий Чулюкин стал подумывать о продолжении фильма – пятисерийной телеверсии, где каждая серия рассказывала бы о дальнейшей судьбе каждой героини фильма. Но вмешалась судьба – режиссёр трагически погиб, будучи на одном из кинофестивалей в далёком африканском Мозамбике.

P.S. Что ж, творцы уходят, а творения остаются. Мы продолжаем верить, что истинная сила человека в любви и доброте. Сомневающиеся – смотрите «Девчат».

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№11 (1547) // 13.03.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).