Снова и в который раз

...над музеем декабристов нависла угроза уничтожения


Стало известно, что митрополит Димитрий, год назад назначенный главой Забайкальской митрополии, выразил претензии по возвращению здания православной общине. Общественность в который раз втянута в дискуссию о его судьбе.

Ранее уже было сказано, что перенос музейной экспозиции в другое место, в другие стены, даже во вновь отстроенное здание (самый сомнительный вариант) невозможен, так как приведёт к его уничтожению. Стенды, викторины (стеклянные шкафы), мебель и предметы дворянского быта нигде не впишутся, не будут смотреться, восприниматься и впечатлять, как сейчас. Об этом предупреждали авторы проекта реставрации, архитекторы Е.А. Черников и З.В. Краснова из московского института «Спецпроектреставрация». Это надо понять тем, кто с необычайной лёгкостью рассуждает о передислокации музея декабристов. Ведь речь идёт не о минералогическом музее. Экспонаты музея декабристов – это не камни, музей – не только сама постройка, это целый комплекс, мемориальная зона. У его стен захоронения дочери Волконских и супруги Д.И. Завалишина, рядом – жилой дом одной из жён декабристов Е.П. Нарышкиной, раскопки траншей с сохранившимися фрагментами фундаментов под казематами... По этому пятачку читинской земли декабристы ходили, разводили огороды, столярничали, слесарничали, занимались живописью, врачевали не только своих, но и местных жителей, создали музыкальный квартет. Впервые в Чите зазвучала классическая музыка, которую по другую сторону острожного забора слушали читинцы – наши предки. Здесь установлен первый верстовой столб, от которого начинался многодневный переход декабристов из Читы в Петровский Завод. Куда бы ни перенесли коллекцию, она потеряет колорит эпохи, ощущение того времени. Мало кто знает, что чугунное ограждение территории музея и вокруг захоронения Софьи Волконской выполнялось на Читинском машзаводе по чертежам, сделанным на Ленинградском комбинате живописно-оформительского искусства с использованием декабристской символики: факелов, кистей знамён. Как с этим быть? Ограждение тоже переносить? Ведь оно неразрывно связано с декабристской тематикой и выполнялось не для церкви, а для музея.



Члены забайкальской организации Союза архитекторов России в открытом письме в «Забайкальский рабочий» оспорили право Забайкальской митрополии претендовать на здание музея, напомнив, что при решении вопроса о строительстве нового храма на месте стадиона «Труд» епархия заверяла, что не будет более претендовать на здание музея. Забайкальцы активно делали добровольные пожертвования на возведение нового храма. Помогали Забайкальская железная дорога, городская и областная администрации. В итоге выстроили новый собор, и не простой, а образец высочайшего зодчества. Тогда, казалось, все были довольны: компромисс был найден.

Здание не может быть использовано под приход и по техническим причинам: прочность конструкций, противопожарные требования и т.д.

Надо сказать, что нет в России ни одного музея, посвящённого декабристам, размещённого во вновь отстроенных корпусах.

Что до претензий на здание со стороны современного казачества, им следует сказать, что забайкальское казачье войско появилось в 1851 году, то есть через 75 лет после строительства Михайло-Архангельской церкви.

В общем, три года назад Общественная палата, представляющая собой все слои населения, однозначно выразила своё отношение, обратившись к митрополиту с просьбой отказаться от притязаний на Михайло-Архангельскую церковь. В те годы, когда здание реставрировалось для открытия в нём музея, очень активно помогал и содействовал В.И. Кузнецов, будучи начальником управления культуры Читинского облисполкома. Сегодня же вообще незаметно каких-либо подвижек от краевого министерства культуры в вопросе увековечения памяти о декабристах. Хочется надеяться на поддержку депутатов, в противном случае – они не с народом и не со своими избирателями. Мало того, что вообще перестали говорить о памятнике читинским узникам (сменилось несколько поколений, мечтавших о монументе), так ещё и музей кое-кто пытается уничтожить. Церквей и часовен в Забайкалье построено много. Это хорошо. Музей же декабристов в Чите один. Его посещают тысячи людей, а среди них забайкальцы, гости города, иностранцы, потомки декабристов. Он стал притягательным и глубоко почитаемым центром духовной культуры для всех – и верующих, и неверующих, добрым хранителем исторической памяти, высоко оценённым как отечественными, так и зарубежными специалистами. Можем ли мы позволить потерять его?

Все материалы рубрики "Задело"

 


Людмила Арзамасцева
Фото Е. Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№3 (1539) // 16.01.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Иннокентий 10:36 17.01.2019
Автор приводит надуманные доказательства: 1.О жизни декабристов возле церкви. Но казаки раньше декабристов строили и жили возле этой церкви.2. О забайкальском казачестве с 1851 года. Эта дата выделения ЗКВ от Иркутского губернаторства. Казаки пришли в Забайкалье до 1700 годов, то есть на сотню лет раньше декабристов. Надо уважать закон о возврате РПЦ её имущества. Закон или есть или его нет. Никакими доказательствами невозможно оправдать произвол.
Иннокентий 10:42 17.01.2019
Автор лжёт, что казачество появилось в Забайкалье позже декабристов. Ей неведомо об отряде Бекетова, неведома дата постройки церкви?? Храм надо возвратить РПЦ. Фанатики декабризма-ленинизма могут почитать преступников перед Россией в ином месте. Хватит из церквей делать музеи, склады, мастерские.
Иннокентий 10:48 17.01.2019
Музей первых террористов России, покушавшихся на императора и убивших героя Бородинской битвы генерала Милорадовича, вон из православного храма, построенного казаками-защитниками России!
Женя 13:03 17.01.2019
Первое, что приходит на ум, получить кусок земли и построить офис для церковных. Им нет дела до истории, музеев, памяти о декабристах. Местный церковный чиновник действует под покровительством денежной Москвы. Поэтому рано или поздно это место будет белым пятном на карте Читы. А музейщикам остаётся делать фото, макеты и готовиться к виртуальной экспозиции для потомков. И всем рассказывать: нас выгнала ... православная церковь !?!
Действующее здание церкви декабристов не пригодно по прямому назначению, ни офис, ни жилье. Только музей. А церкви музеями не занимаются.
Иннокентий 16:26 17.01.2019
В Сибирском городе Кургане до 1990-х в бывшей Александро-Невской церкви был областной краеведческий музей. Позже музей перевели в новое здание, а церковь вернули РПЦ. И небо не упало на землю, и реки не потекли вспять, как об этом воют в Чите фанатики.
Иннокентию 04:45 18.01.2019
Никакие казаки церковь не строили. Согласно "Статейного списка" жителей Читинского острога 1821 года числится всего два казака. Отряд Бекетова в 1653-1654 гг. пришёл в Забайкалье, действительно. Но он проплыл по Ингоде то место, где будет позже Читинский острог, даже не отметив на карте или в отписках это местечко. Высадился в районе будущего Нерчинска и там построил Нелюдский острог. Как когда и кем строилась Михайло-Архангельская церковь - читайте книгу-монографию Л.В. Храмовой "Тот храм, построенный из брёвен". Что касается возвращения здания митрополии. Сколько Вам нужно ещё церквей, чтоб вы успокоились и отступились от этого здания? Я лично, как и многие другие, вносила пожертвования на строительство нового храма, за что имею благодарность от митрополии, которая обещала отказаться от своих притязаний. Выходит, нас обманывали? Разве это порядочно?
Галина 10:09 18.01.2019
Я тоже помню, как мы собирали деньги на новый храм, ходили на благотворительные концерты, сбор от которых шёл на строительство Казанского храма. Очень жаль было отдавать площадь, на которой должен быть автовокзал. Многие иногородние мучаются на морозе в ожидании автобусов, ни отдохнуть, ни поесть по человечески. И что в итоге: храм построили, автовокзала нет, а ещё и музей отдай! А что думают наши власти?
Женя 12:15 18.01.2019
Китайцы на Байкале - божьи одуванчики по сравнению с православной церковью в Чите. Декабристы развивали Забайкалье и Читу больше всех, и больше тех, кто на аллее славы числится. А что сделала православная церковь для развития Читы? Назовите хоть одно дело? Не назовёте. Потому что их нет. Храмы, службы - за деньги прихожан. Короче, отъём денег от населения и больше ничего.
Неравнодушный 16:31 19.01.2019
Это музей стоит уже много лет. За это время, что сделала церковь для сохранения, ремонта, поддержания здания? Где тут имущество РПЦ? Даже остаточной стоимости сейчас уже нет, если уж заговорили об имуществе. В Чите полупустые храмы, за исключением праздников. Зачем же возвращать церковь тех, кого вы считаете богоотступниками? Как же тогда рассуждать о покаянии, о прощении грехов? Что вы знаете о последних часах декабристов? По-вашему, Бог их не простил?
Дмитрий Соколов 06:12 21.01.2019
Этот музей - жемчужина Читы, её память, уходящая далеко в прошлое. И разрушать её кощунственно.
Иннокентий 09:53 22.01.2019
Эту "жемчужину" и будет беречь РПЦ? как память о подвиге народа, освоившего Забайкалье задолго до появления в России террористов-декабристов.Никто не покушается на разрушение храма. РЕЧЬ ИДЁТ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ БОГОХУЛЬНИКОВ, УСТРОИВШИХ В НЕЙ МУЗЕЙ ПРЕСТУПНИКОВ, ОСУЖДЁННЫХ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ, в котором мы живём.
Иннокентий 14:05 22.01.2019
НЕРАВНОДУШНОМУ НА ВОПРОС "ПРОСТИЛ ЛИ БОГ ДЕКАБРИСТОВ?" Разве может Бог простить море крови, что пролили в России идейные наследники декабристов и сами декабристы: генерал Милорадович, император Александр Второй, семья императора Николая Второго. Миллионы жертв политических репрессий??? ОТ ЭТОГО БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО НАСЛЕДИЯ НАДО ОТКАЗАТЬСЯ РЕШИТЕЛЬНО И НАВСЕГДА, если нам дорого будущее России.
Женя 17:52 25.01.2019
Интуиция говорит, что этот "Иннокентий" и есть сам митрополит Дмитрий. До того ненавидит Забайкалье, что решил перед пенсией сделать гадость Чите. Уже сделал!
Александр 14:28 26.01.2019
Людям, сохранившим церковь в советское время, нужно сказать спасибо, пусть в виде музея, но она дожила до наших дней. Сейчас развелось много людей, которые вчера целовали красное знамя, а сегодня библию. Не стоит обращать на них внимания...
Руки прочь от здания музея 16:28 26.01.2019
Не вы церковь строили, реконструировали и сохраняли. Не вам и отбирать! Хватит посягать на историко-культурное наследие Забайкальского края. Уже одни разрушители проявили себя во всей красе. Некто Сивцова (директор краевой библиотеки имени А.С. Пушкина) уничтожила в этой самой библиотеке Пушкинский зал. Из него выбросили копию памятнику поэту работы Александра Опекушина, того, что был открыт в Москве в 1880 году, большие картины члена Союза художников СССР Бориса Чередника пушкинской тематики, витрины Литературного музея Забайкалья, посвящённого забайкальской каторге и витрины Музея книжной культуры Забайкалья с экспонатами. Площадь отняли для стульев, стеклянных клеток для администраторов и компов. Да об этом вандализме ещё будет разговор в забайкальском обществе. Просто ещё мало, кто об этом знает. Пушкин был близок с декабристами. Так по-вашему имя русского поэта нужно стереть с лица земли? Ась, господа иннокентии?
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).