«48 стульев» (по 12 на серию)

Часть III


Часть I
Часть II


Итак, лёд давно тронулся, господа присяжные. Охота за стульями подходит к финалу, как сказал бы великий комбинатор. А узнав, что сегодня в «Синескопе» завершение истории появления самой «загадочной» экранизации романа Ильфа и Петрова, комедии Марка Захарова «12 стульев», премьера которой состоялась 40 лет назад, он, тем не менее, непременно добавил бы: «Заседание продолжается!».

Песнопения сына турецкоподданного

Ещё задолго до написания сценария режиссёр Марк Захаров задумал свою версию экранизации романа как музыкальную, примерно четверть всего фильма занимали песни и танцы. Для работы над четырёхсерийным проектом были приглашены композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким.

Поскольку почти все будущие хиты предназначались Остапу Бендеру, вернее, исполнителю роли сына турецкоподданного Андрею Миронову, ему пришлось немало попотеть, чтобы исполнить их. Дело в том, что актёр жутко комплексовал во время записи своего вокала. Во-первых, Андрей не был профессиональным певцом, во-вторых, у него не было абсолютного слуха! Все песни ему пришлось разучивать буквально с голоса: Геннадий Гладков записывал на первую звуковую дорожку студийного многодорожечного магнитофона своё исполнение той или иной вещи на рояле и отдавал Миронову. Андрей несколько раз прослушивал песню, затем на вторую дорожку, уже с сопровождением оркестровой музыки, пел «синхронно» с голосом Гладкова, стараясь максимально попасть в тональность. Первую дорожку звукооператоры удаляли, и получалась вполне качественная запись песни. Все страстные баллады комбинатора «О, Рио, Рио», «Билет на пароход», «Танго страсти» Миронов спел с первого же раза и настолько здорово, что остались довольны все: и композитор, и режиссёр, и сам «Остап Бендер».

Интересно, что «звёздного хита» – песни «Белеет мой парус» как в сценарии, так и планах режиссёра, не было вообще. Её предложил автор текстов Юлий Ким. Великий комбинатор Миронов на пробу исполнил песню с таким жаром, что все пришли в буйный восторг, а Захаров сделал её сквозной темой всего фильма.

Надо заметить, после съёмок «12 стульев» Андрей Миронов наконец-то поверил в себя как в певца и выпустил впоследствии несколько своих пластинок.

За «кадром» стульев
Работа над комедией, несмотря на энтузиазм всей творческой группы Марка Захарова, была не всегда весёлой, изящной и лёгкой, как кажется. Для съёмок четырёх полноценных, сложных постановочных серий (каждая 1 час 5 минут), битком набитых музыкальными номерами, было отпущено всего пять месяцев. Для сравнения – одна часть современного сериала длится 30-40 минут, снимается в считанные дни с синхронным дешёвым звуком и на такую же дешёвую «цифру», в нескольких готовых интерьерах помещений и, разумеется, без каких-либо трюков, песен и танцев. «12 стульев», в отличие от современного «сериального телебезобразия», были полноценным кино. Стараясь уложиться в сроки и снять за отпущенные пять месяцев по существу четыре (!) художественных фильма, группа Захарова работала с большим напряжением. Режиссёру всегда было известно, если главных героев Остапа и Кисы – Миронова и Папанова нет в кадре, то пару «охотников за табуретками» можно найти в гримёрке, где они... крепко спали.

Однако тяжелее всех на съёмках пришлось Лидии Федосеевой-Шукшиной. Хотя, глядя на знойную женщину, мадам Грицацуеву, никто из зрителей до сих пор не догадывается об этом. Именно в то время у актрисы одно за другим случились в жизни два несчастья: ушёл из жизни её супруг Василий Шукшин, а уже когда шла работа над фильмом, умер отец. На съёмки одной из самых весёлых сцен фильма «Свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера» актриса приехала сразу с похорон.

На карьерном «Кавказе»
Последними кадрами были сняты сцены, где отец Фёдор крал колбасу и забирался с ней на одну из кавказских гор. «Кавказ» был сделан в карьере возле Мячково (Люберецкий район столицы). Стояла глубокая осень. Было очень холодно, Ролан Быков постоянно мёрз и неоднократно просил выпить «для сугреву». Режиссёр, радуясь, что укладывается со съёмками в срок, был щедр, и отец Фёдор, судя по этому фрагменту в фильме, был явно «сугретый».
Съёмки завершились в последних числах октября 1976-го.

Премьера «уголовного преступления»
Премьера музыкальной комедии «12 стульев» состоялась в праздничные дни Нового, 1977-го, года. Зрители, если не с восторгом, то очень тепло встретили дебютную работу кинорежиссёра Марка Захарова. Что касается самого Леонида Иовича, то он так и не признал творчества Захарова, при каждом показе «12 стульев» называл его не иначе как «уголовное преступление». Понятно, что в великом комедиографе говорила творческая ревность.

Критики приняли телеверсию экранизации романа Ильфа и Петрова прохладно, но после премьеры вдруг стало известно, что картина понравилась самому Юрию Владимировичу Андропову, о чём глава КГБ и член политбюро ЦК КПСС сказал в одном из своих интервью. Что тут началось! В спешном порядке была собрана вся съёмочная группа, которой предложили подумать над продолжением картины. Был вариант начать съёмки чуть ли не через месяц. Однако вскоре страсти улеглись, продолжения, к сожалению (или к счастью?) так и не последовало.

«12 стульев» Made in...
Фильм Марка Захарова считается второй экранизацией романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Первым в 1971 году был Леонид Гайдай – так, по крайней мере, думает большинство зрителей. Для вас, уважаемые друзья, будет несколько удивителен факт, но это полное заблуждение. Гайдай был... 13-м режиссёром, обратившимся к роману (Захаров – 14-м)!

Первыми похождения Оси и Кисы сняли... поляки совместно с чехами в далёком 1933 году! Место действия перенесли в Польшу. После поляков роман в 1936 году экранизировали англичане, назвав комедию «Пожалуйста, сидите!».

Бендер в Третьем рейхе
Через пару лет на произведение Ильфа и Петрова покусился немецко-фашистский Третий рейх. Сюжет был переработан. Стульев вместо 12-ти стало 13 («чёртова дюжина»). Режиссёр Эмерих Вальтер Эмо назвал своего Бендера Феликсом Рабе и дал ему профессию парикмахера, который начал охоту за сокровищами, зашитыми его умершей тёткой в один из 13-ти стульев. В отличие от первоисточника, в германской версии старания героя были вознаграждены. Ко всему немцы внесли своё новшество, а именно сцены с грёзами «Остапа», которые спустя много лет взял с блеском на вооружение Марк Захаров. Интересно, что фамилии Ильфа и Петрова в титрах «13 стульев» указаны не были. То ли из-за авторских прав, то ли из-за еврейского происхождения Ильи Ильфа, то ли из-за идеологического противостояния Третьего рейха и СССР.

А стульев-то 13!
В 1939 роман перенесли на экраны итальянцы, назвав фильм «В бегах за наследством».

В победном 45-м, придав похождениям великого комбинатора и предводителя дворянства элементы криминального детектива, американцы выпустили в прокат картину «Дело в мешках!».

В том же году на экраны скандинавских стран вышли шведские «13 стульев».

В 1957-м в стране мечты великого комбинатора – Бразилии – сняли свою версию романа, сделав Остапа... девушкой-танцовщицей варьете. Внесение элемента флирта пошло на пользу. Шутки были порой несколько фривольны (бразильский режиссёр поставил один стул в приёмную гинеколога).

ФРГ сняла в том же году ещё одну версию под названием «Счастье лежит на улице».



Последовавшие за немцами кубинские киношники в 1962 году сняли фильм «12 стульев», первый сюжет которого полностью следовал литературному первоисточнику. Разница состояла лишь в том, что стулья были экспроприированы у тёщеньки Ипполито Гарриго во время революционного переворота Ф. Кастро в 1959 году.

В 1966 году и в СССР решили экранизировать роман своих земляков. Это сделали ленинградские театралы, сняв телевизионный спектакль.

В 1969-м героев Ильфа и Петрова перенесли на Апеннинский полуостров вновь итальянцы, назвав комедию «Один из 13», сделав по примеру «знойных» бразильцев Остапа девушкой-красавицей в исполнении умопомрачительной блондинки Шэрон Тейт.

На следующий год великим голливудским режиссёром-пересмешником Мелом Бруксом была выпущена на экраны одна из самых удачных импортных киноверсий советского романа.

В 1971-м был Гайдай, затем вновь неугомонные немцы с сериалом, ремейком фильма от 1938 года, «Рабе, Пилц и 13 стульев».

Далее по хронологии: «12 стульев» Захарова, «Мой дедушка и 13 стульев» производства Австрии (1997), ещё одна немецкая версия «12 стульев» с участием российской комик-труппы «Маски» (2004) и, наконец, последняя, наименее удачная экранизация от 2006 года, где образ комбинатора воплотил Н. Фоменко, Кисы – И. Олейников.

Итак, 18 великих комбинаторов разных стран и разного пола. Бесспорно, лучшими по признанию миллионов зрителей были и остаются уже свыше четырёх десятков лет только рождённые гением Леонида Гайдая и Марка Захарова. Кто скажет, что это не так, пусть первым бросит в меня камень. Кажется, так говаривал сам Остап.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№31 (1463) // 02.08.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).