Услышать своё сердце

«Счастливая журналистская судьба – рассказывать о тех, с кем жизнь светлее и лучше»


Её тексты, испещрённые красным карандашом главного редактора программы «За Байкалом» Арона Бардо, летели в корзину. «Там ему и место! Не вздумайте ей помогать, пусть открывает конспекты, читает их и снова пишет сюжет. У тебя остался один час!» Так началась сложная, но безумно интересная жизнь талантливого забайкальского тележурналиста Елены Маккавеевой.

Мечта об этой профессии часто приходила Лене во время летних покосов, на которые выезжали многочисленной роднёй. «Буду писать о людях труда», – думала довольная девчонка, собирая пахучее сено. Отец Михаил Васильевич был против: «Какой муж это выдержит: командировки, задержки на работе!» Гораздо позже муж Лены терпел на семейном столе вместо вкусных котлет исписанные листки бумаги – супруга «готовила» очередной сюжет. Однако душа в душу живут уже 30 лет. Это любовь.

Училась Елена в Иркутском госуниверситете, поступать в него приехала уже с приличным багажом журналистской работы. Ещё учась в школе № 6, что на КСК, она активно сотрудничала с областной газетой «Комсомолец Забайкалья». На тот момент о телевидении не думала. Система Гостелерадио в то время считалась фантастикой. В университете студентов готовили, в основном, для «районок» и многотиражных заводских газет. Бывших школьников с головой окунали в производство, которое в то время бурлило.

Потом её «заразили» телеэфиром. Сделал это талантливый телеоператор Иркутской студии телевидения. «Перед областной практикой в 85-м он пришёл на факультет преподавать. Стал учить начинающих газетчиков азам фотосъёмки: правильно выстраивать кадр, заряжать фотоаппарат и проявлять плёнку. По собственной инициативе опутал проводами весь факультет, установил телекамеры и организовал студенческое телевидение. И наш курс стал первым, кого этот мастер по-хорошему «заразил» своей любовью к телеэфиру», – вспоминает Елена Михайловна.

Сюжетов, конечно, студенты не снимали, а только читали новости студенческой братии в прямом эфире во время большой перемены. Свой первый эфир Елена провела именно тогда. «Я надела велюровое платье, которое мама сумела «достать» во времена тогдашнего страшного дефицита. Разволновалась, села, не расправив пышную юбку. В полном разгаре программы обнаружила эту оплошность. Машинально встала, расправила концы платья в стороны, как это делают артисты во время поклонов и со спокойной душой села дальше читать текст. Факультет взорвался хохотом, ну, а мы, не теряя лица, в хороших традициях дикторов программы «Время», закончили работу».



Чуть позже Лена приступила к областной практике в комитете по телевидению и радиовещанию в Чите. Хорошо запомнила, что студентов в редакциях не особо жаловали. Не хотел их брать и главный редактор новостной программы «За Байкалом» Арон Бардо. «Мы тихонько вошли в его кабинет. Арон Абрамович в то время был ещё и спецкорром программы «Время». На нас он даже не взглянул, что-то писал. Потом велел идти в редакцию, сесть на диван и ждать, когда кто-нибудь из журналистов возьмёт нас на задание». Студенты приуныли, стали ожидать такого же «тёплого» приёма и от других журналистов. Но нет, практикантов «разобрали». Елену на стажировку взял Виктор Шугаев, предложив стать его «писателем». Появление студентов облегчало жизнь мужчинам-корреспондентам, которые и писали, и снимали на киноплёнку сюжеты сами.

Первый съёмочный день был жарким. Небо над аэродромом было густо усеяно парашютистами ДОСААФ. Лена решила произвести хорошее впечатление на редактора. Старательно наполнила сюжет эмоциями, от души приукрасив эпитетами. Красота!

Однако на следующий день редакция сотрясалась от жарких комментариев Арона Бардо. «У нас уже шесть лет цветное телевидение! Зачем ты мне пишешь про голубое небо, которое все и так видят на экране? Где здесь информация?» – кричал он. В итоге текст был выброшен в корзину, а Лене дали час на написание нового сюжета.

«Эти 60 минут значили для меня очень много. Решалось моё будущее. Тут я осознала специфику тележурналистики, поняла всю ценность информационного факта. Арон Бардо запустил в моей жизни особый отсчёт телевизионного времени. Оно с тех пор не останавливается», – рассуждает теперь уже заслуженный работник культуры Забайкальского края.



Всех программ, что были в её жизни за 30 лет, уже не упомнить. Студии, прямые эфиры, съёмки по районам Забайкалья. Страшно переживала при переходе от информации к большим форматам. Но тут особую поддержку оказал наставник и учитель – Эрнст Хавкин. Он убедил Лену перейти в творческое объединение «Проблемы». Ответственность была колоссальная, но «благодаря этому, наверное, я и состоялась в тележурналистике». А каждое прямое вещание до сих пор для Елены Михайловны – экзамен. «Я всегда слышу, как стучит моё сердце перед включением красного монитора: «Эфир». Это сравнимо, наверное, с выходом в открытый космос. Последние секунды – самые волнительные. Но только начинаешь работу в студии, уже не до переживаний, забываешь обо всём!».



Сегодня она может взяться, кажется, за любую тему: медицина, экономика, образование, ЖКХ – любую. И каждую раскроет так, чтобы зрителю было понятно. Тематических программ Елена Михайловна выпустила огромное количество, и к каждой из них готовилась тщательно, не полагаясь на опыт. Её работы заслуженно отмечались на региональных и всероссийских фестивалях. Она же отмечает, что журналисту это нужно не для собственного самомнения, а для «профессионального успокоения. Творческим людям свойственно терзаться: хорошо или плохо сделал свою работу?»



...Из тележурналистики были возможности уйти, но Елена не ушла. Не ушла потому, что гулкие звуки сердца перед работой важнее, и ведь есть люди, о которых ещё не рассказала нам.

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Ольга Чеузова
Фото из личного
архива Е.М. Маккавеевой

«Читинское обозрение»
№40 (1524) // 03.10.2018 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).