Каждому по глине, от каждого - по способностям

Как слепить не только горшок, но и собственную жизнь, учит мастер гончарного искусства Евгений Рау


Каждый хоть раз мечтал почувствовать себя творцом и поработать за гончарным кругом. Для мастера гончарного искусства Евгения Рау это давно не грёзы, а реальность.

Глина давно преданно служит человечеству. А гончар – это одна из древнейших профессий. Раньше многие из этих ремесленников считались почти колдунами, так как при работе мастера передают изделию свой характер и натуру. Евгений Рау с глиной дружит с детства. Когда его сверстники лепили поделки из пластилина, будущий гончар копался с измельчённой горной породой. К окончанию университета это детское увлечение стало для Евгения не просто развлечением для расслабления, а вылилось и в хобби, и в доход:

– Я начал делать какие-то мелкие предметы – шарики, бусинки для чёток, браслеты, что-то больше напоминающее бижутерию. И до сих пор совершенствую навыки, – делится мастер.



Глина – пластичный материал, ей нравятся высокие температуры. Такой же и Евгений Рау:

Везде, где присутствует огонь, мне нравится работать. А глина – такой материал, который многое прощает, главное – уметь находить подход. Если неправильно склеить какие-то элементы или неправильно высушить – изделие может не получиться.

К людям Евгений, как и к глине, тоже находит свой подход. Начни говорить с ним об астрологии — он в теме, об английском языке – и тут, пусть немного, но поддержать разговор сможет. Как каждый человек имеет свои особенности, так и каждый вид глины уникален.

Даже на расстоянии в километр друг от друга глина может быть разного цвета, а качественные характеристики иметь одинаковые. Или, наоборот, разительно отличаться. Испортить глину практически невозможно, разве что песок туда сыпануть. А вообще глину можно смешивать с другой, но тогда она может изменить свои свойства, – добавляет Евгений Рау.

За глиной мастер ходит сам. Ищет её в лесах, горах, на дорогах. Иногда специально с рюкзаком за спиной отправляется за материалом:

Процесс поиска сам по себе интересен. Я её беру везде. Вот идёт танковая дорога. Проехал танк, от его брони отвалился кусок: вперемешку с землёй, корнями, камнями, и глина такая ярко- красная вся, пластичная. Что делать? Вернулся с пакетом, собрал это всё в рюкзак, унёс. Высушил, растворил в горячей воде, профильтровал. Что мне нравится в гончарном искусстве – всё можно полностью взять из природы, всё сделать самому, если надо. И не нужно что-то в магазинах догонять – нашёл материал, очистил его, попробовал что-то сделать, понял, что из него может получиться, для чего его лучше не использовать.

Прежде чем делать горшки на гончарном круге, нужно подготовить материал – выбить из него воздух, размять, поставить на круг, отцентровать. Затем начинающий гончар должен закрепить свои руки в позиции, когда локти упираются в колени, а предплечье плотно прижимается к краю конструкции круга.



Если не отцентровать глину на круге, то 100% изделие не получится. Если руки на весу держать – тоже. Как только глина начинает густеть, то есть уже не так скользит, поверхность становится матовой – мы смачиваем её. Но много лить на изделие не надо, иначе глина наберёт в себя влаги и перестанет держать форму, станет мягкой, как сгущёнка. А что можно сделать из сгущёнки? – отшучивается Евгений и добавляет. – Работа требует внимания, если отвлечься хоть на секунду, изделие может быть испорчено.

Гончарный круг, как и жизнь, промахи, в отличие от самой глины, прощает редко. Если на каком-то этапе сделать ошибку, придётся срезать материал с круга и всё начинать заново.

– Мять глину легче, чем тесто. Тесто пружинит, а глине придал форму и всё. Опять же некоторые китайские мастера чего с ней только не делают – и ногами пинают, и локтями мнут, и в пласт раскатывают, переминают её, бьют об стол. Так выбивается весь воздух. Если с воздухом обжигать, он начнёт расширяться, и стенка просто сломается, – делится секретами гончар.



Изделия у Евгения получаются в основном миниатюрные. Самое крупное, что он сделал, по признанию мастера, был чайничек, «диаметром подходивший мне под плитку»:

Я в то время не знал, что даже обожжённая глина пропускает воду, а керамику ещё глазуровать надо. Если бы обработал правильно, чайник не пропускал бы воду, как сито.

Это сейчас у Евгения достаточно знаний. А когда он только начинал всерьёз заниматься гончарным делом, всё познавалось опытным путём. Почти все технологии, в том числе очистки и обработки глины, мастер осваивал сам, не читая учебников. Выходит, он заново «изобрёл велосипед» – древнерусские методы, такие, как лощение и чернение:

Лощение – это полировка камешком или косточкой. Поверхность зашлифовывается и становится блестящей. При лощении поверхность черепка становилась плотнее и меньше пропускала влагу. Чернение – это обработка в дыме и в смоляных опилках. В ящик бросают раскалённую докрасна черепушку, засыпают опилками и закрывают крышкой. Смолы и копоть впитываются в поры, и изделие становится антрацитово-чёрным. Я это сам открыл, а потом оказалось, что это давно до меня узнали. Когда я только начинал этим делом заниматься – ничего толком не мог найти. Поэтому пришлось интуитивно, по наитию осваивать ремесло.

Занятия керамикой, как и гончарное мастерство, по утверждению психологов, эффективно успокаивают нервную систему. Когда я сама решаю побаловаться с глиной и гончарным кругом, на душе становится спокойней. Даже если у глиняных бочонков заваливаются края, и блюдца больше напоминают по форме панамки.

Просто руки ещё не поняли, что они делают, куда их нужно поставить, чтобы не мешали. Поначалу так происходит: мы стараемся что-то сделать, а не замечаем, что, например, мизинцем сбиваем весь край. И получается, что изделие становится расхлябанным из-за того, что его туда-сюда резко кантует. Оно ломается. Опыт нужен, – резюмирует Евгений, глядя на результаты моего творчества.

За одно занятие опыта, конечно, много не наберёшься. Но главное в этом деле не опускать рук, продолжать совершенствовать свои умения. Тогда всё обязательно получится и, как в песне, можно будет с уверенностью сказать «Мой друг – гончарный круг».

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Ирина Комогорцева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№17 (1553) // 24.04.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).