Фенология и дети

Наблюдение за природой – уникальный способ развития ребёнка


Наблюдения за сезонными изменениями в природе начинаются в раннем детстве – ещё в дошкольном возрасте.

Представления об особенностях сезонов года дети получают в детсадовском возрасте. Они уже знают, что такое снежный покров, дождь, ветер, трава, деревья, река, озеро... Снежный покров – явление зимнее, дождь бывает обычно летом, сильный ветер, если он бывает зимой, и метёт снег, называется метелью и бураном. Чтобы выросла трава, требуется много тепла. Деревья – многолетние растения.

От взрослых дети узнают о том, что для высадки рассады овощных культур требуется разное количество тепла, поэтому разные растения высаживают в разные сроки.

Кроме наблюдений за температурой воздуха по термометру, находящемуся за окном, дети слушают сообщения синоптиков о погоде, в том числе о температуре.

В тех местах, где есть муравейники, можно продемонстрировать детям, что нагревание солнечных и теневых склонов неодинаково, что снег со склонов муравейников сходит не одновременно, что склоны холмов тоже отличаются своим микроклиматом.

Детям полезно познакомиться с трудом за наблюдениями метеорологов на метеостанции и гидрологов – за состоянием рек и озёр при посещении этих водных объектов. Если есть возможность, то педагоги демонстрируют детям метеостанцию и гидропост, а также карты, помещённые в справочниках и в атласах.

Уже детям 9-10 лет педагоги могут продемонстрировать стенку оврага и пояснить, что в стенке оврага обнажаются гумусовый горизонт и материнская порода. Гумусовый горизонт образуется из отмерших осенью листьев и стеблей растений и из тех химических элементов, которые притекают на почву при дождях, с водой от таяния снега и высасывания воды из материнской породы.

Весной и осенью дети знакомятся с растительным опадом в лесу, на лугу, в степи. Дети видят, что под свежим опадом лежит опад прошлогодний, ещё глубже – позапрошлогодний. Процесс гниения превращает опад в перегной, который включается в состав почвенной влаги, а она поглощается растениями.

Ежегодное сжигание травы, которое практикуют в нашем крае, обедняет почву перегноем. Нехватка перегноя в почве делает её менее плодородной. Пускание палов приводит к лесным пожарам.

Ребята 11 лет и старше понимают также, что вспашка почвы должна вестись по правилам. Нельзя распахивать крутые склоны, иначе борозды, сделанные плугом, приведут к образованию рытвин и даже оврагов.

О времени обработки почвы, сроках сева и уборки урожая лучше всех знают агрономы. Взрослые могут организовать встречи детей со специалистами.

Многие сезонные явления, такие как начало цветения, появление прилётных птиц, появление каких-либо насекомых или же их исчезновение, вскрытие или замерзание рек, ручьёв, озёр, начало переправ через замёрзшие водоёмы – всё это доступно детям любого возраста.

Фенологические наблюдения формируют вдумчивое отношение к природным явлениям, учат наблюдательности, приучают к систематическим занятиям.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"

 


Юрий Руденко
«Читинское обозрение»
№3 (1435) // 18.01.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).