«Человеку-амфибии» – 90!

Часть II


Часть I

Почти шесть десятилетий назад русские творцы удивили весь мир, начав создавать фильм в естественных для его главного героя условиях – под водой. Сегодня «Синескоп» продолжает рассказывать историю появления легендарной картины – экранизации романа Александра Беляева «Человек-амфибия», коему исполнилось 90 лет.

В её глазах – солнце, в его – море

В первых числах февраля 1961 года главный режиссёр Владимир Чеботарёв приступил к отбору актёров на главные роли. Второму режиссёру Геннадию Казанскому и всем ассистентам он поставил несколько абстрактное условие: в глазах Гуттиэре должно быть солнце, а в глазах Ихтиандра – море.

После большого конкурса, в котором приняли участие более 500 человек, в один прекрасный день по студии «Ленфильма» ходило 15 предварительно отобранных Гуттиэре и 12 Ихтиандров. Окончательный выбор пал на очаровательную 17-летнюю Настеньку Вертинскую, которая только что сыграла Ассоль в «Алых парусах».

С главным героем было чуть сложнее. Отобранные Ихтиандры были все здоровыми красавцами, но в их лицах отсутствовали черты неземного, наивного и чистого, а в глазах не было «моря». 

«Победу» – за Ихтиандра
Однажды из Абхазии на пробы привезли очень красивого парня, который к тому же прекрасно плавал. Однако режиссёр колебался. Чувствуя это, дядя пловца пообещал: «Если ты возьмёшь нашего Георгия, то завтра у тебя под окнами будет стоять новенькая «Победа». А ты и твоя семья станут для нас самыми дорогими гостями». Но корысть не победила – из Москвы на «Ленфильм» привезли студента ГИТИСа Володю Коренева. После первых же дублей стало понятно – это Ихтиандр. Единственный и неповторимый. 

Два злодея Педро
Роль знойного негодяя Педро Зуриты должен был исполнять очень популярный в то время актёр Ефим Копелян, солидный мужчина с проникновенным голосом, богатой фактурой, да вдобавок личный друг Чеботарёва. Вопрос о его участии фактически был решён. Но вышло иначе. 

Как-то во время одного из перекуров к операторам «Амфибии» Эдуарду Розовскому и Мирону Тимиряеву подбежал Михаил Козаков с горящими глазами: «Мужики, выручайте, нужны деньги! Согласен на любую пробу...». Операторы переглянулись и повели Козакова к режиссёру, уломав его попробовать актёра на роль Зуриты, заранее сознавая бесполезность затеи. Начали снимать... Неожиданно появилась интрига! Дуэт Копелян + Вертинская был предсказуем: старый нелюбимый жених и молодая красивая невеста. А Козаков и Вертинская – это уже интересно! Сюжет приобрёл новые краски. Актёра утвердили.

Суперкостюм «морского дьявола»
Пока режиссёры и операторы занимались «кастингом», художники группы создавали костюм человека-амфибии. Впоследствии сверкающее чешуёй одеяние Ихтиандра обросло множеством легенд. Говорилось, что эта ткань – секретная разработка для военных акванавтов, могущих работать чуть ли не на глубине Марианской впадины (11 км), или для космонавтов. Другие утверждали, что это костюм от знаменитых французских кутюрье, купленный за бешеные деньги. Впрочем, последнее было отчасти правдой. Костюм Ихтиандра был очень дорогим и прежде всего по причине сложности изготовления. Основу его представлял комбинезон из эластичной ткани по типу той, из которой производили плотные женские колготки. На комбинезон нашили вручную (!) по одной (!) более 10 000 тысяч чешуек! А сами чешуйки были вырублены из... старой киноплёнки! Чешуйки окрасили в перламутровый цвет и отполировали до зеркального блеска, как и шлем с плавником и склеенными в одну ластами.

«Медуза» из Суоми
Великолепную яхту Педро Зуриты купили в Финляндии, подремонтировали, окрестили «Медузой» и отправили своим ходом к месту съёмок – на Чёрное море, в район местечка Ласпи, что находится на побережье Крыма. Любопытно, что после работы над «Человеком-амфибией» там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе.

Чёрное под Карибское... вручную
После нескольких месяцев «подводной» практики в бассейнах Ленинграда группа в мае 1961 года выехала на «натуру». Начались съёмки. Чёрное море в отличие от сценарного «прототипа» (Карибского моря) весьма бедно на подводную флору и фауну, поэтому, чтобы создать видимость многообразия подводной живности южных вод, операторы придумали пристыковать к камере специальное приспособление – садок и запускать в него заранее выловленную рыбу. Получалось подобие природного аквариума. Причудливых медуз и водоросли склеивали в цехах студии из поролона. Кораллы конструировались из веточек... инжира. Из пластмассы мастерили раковины, жемчуг. В кадре всё смотрелось натурально.

Как правильно «утопнуть»
Ни Владимир Коренев, ни Анастасия Вертинская не умели прилично плавать, тем более под водой. Поэтому большая часть подготовительного периода ушла на обучение актёров азам водолазного дела: погружению, работе с аквалангом. Одна из захватывающих сцен фильма – спасение Ихтиандром тонущей Гуттиэре. Чтобы Вертинская реально «тонула», под тонкую ткань купальника незаметно укрепили 10 кг свинцового груза. 

Актриса делала несколько вдохов из акваланга, который находился у спускавшегося рядом помощника оператора, и только после этого «тонула», опускаясь на глубину 15 м. Камера останавливалась. На дне Вертинской давали дохнуть из акваланга. Камера включалась вновь, подплывал Ихтиандр и выносил Гуттиэре на поверхность. 

Сделали первый дубль. Вроде всё получилось нормально. Но оператор стал кричать: «Почему при подъёме у Насти воздух изо рта идёт? Быть такого не может! Она же утопла». Оператор, не будучи специалистом-подводником, просто не мог знать, что если бы актриса не выдыхала воздух, то получила бы баротравму лёгких. Ситуацию разъяснили консультанты-подводники. «Тогда пусть Ихтиандр голову Насти у себя под мышкой держит», – предложил режиссёр. Так и сняли.

Упрямая «Гуттиэре» против смерти
Во время работы над эпизодом, в котором героиня фильма проплывает через отверстие в скале, Вертинская едва не утонула по-настоящему. Подходящей скалы на дне не нашлось – пришлось изготавливать макет. Когда на суше делали отверстие, забыли убрать небольшие каркасные штыри. В одном из дублей, проныривая через это отверстие, актриса зацепилась купальником за штырь. С ужасом стала пытаться выбраться. Извивалась всем телом – тщетно. Ситуация хуже некуда: глубина большая, акваланга нет. Когда в глазах стало темнеть от недостатка воздуха, уже на грани паники Настя рванулась изо всех сил, сорвала с себя купальник, вылетела голая на поверхность и потеряла сознание. Вертинскую еле откачали. Упрямства и энтузиазма у девушки было не занимать: очнулась – и снова на глубину. 

Опасные приключения «амфибии»
С Ихтиандром однажды тоже случилось неладное. По сюжету злодей Зурита заставляет «амфибию» прыгать в воду – за жемчугом. На актёра надели металлический пояс, от которого шла длинная цепь весом более 40 кг. Конец цепи держал матрос, стоявший на палубе. Коренев прыгнул в воду. Цепь вырвалась из рук матроса и, если бы не реакция оператора Розовского, её перехватившего, актёр просто не смог бы подняться на поверхность.

В другой раз на глубине почти 30 м снимали сцену погружения привязанного к якорю Ихтиандра. Уже на дне двоякодышащий парень стал вырываться из пут. Всё шло отлично. Ассистент подал загубник акваланга Кореневу, тот дохнул, и... воздуха не было. Аппарат отказал. Тогда находившийся рядом подводник-профессионал немедленно скинул с себя акваланг и подал актёру. Коренев даже не понял, что произошло, и спокойно дохнув, продолжил работу. Аквалангист же на одном вдохе вышел на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Кореневу о происшедшем рассказали только после всех съёмок – боялись, что кураж пропадёт.

Сами себе каскадёры
Все подводные трюки актёры в основном выполняли сами и только самые сложные доверяли опытным каскадерам – чемпионам СССР по подводному плаванию Анатолию Иванову и Галине Шереповой. Исключение составлял, пожалуй, только Козаков-Зурита. Будучи очень осторожным, Михаил старался избежать любого риска и всегда требовал дублёра. Даже прыгнуть в воду с двухметровой высоты и то не мог (или не хотел).

Акулы в упряжке
По сюжету Ихтиандру требовалось вступить в смертельную схватку с акулой. Поскольку зубастых хищников-людоедов в Чёрном море не водилось, акулу изображала безобидная белуга. Здоровенную рыбину купили у местных рыбаков, выпотрошили и набили ветошью. А вместо крови использовали красную тушь. В море её выливали бочками. Для съёмок крупных планов борьбы с хищницей поначалу сделали шестиметровую акулу из резины, но чтобы притопить зубастую, потребовалось две тонны балласта! Тогда соорудили акулу из дерева, да ещё с моторчиком. Однако и это не подошло – чудовище оставляло характерный пенный след. Вновь киношников выручили рыбаки – предоставили небольших, абсолютно не опасных для человека черноморских акул – катранов. Так и сняли по частям: морду резиновой акулы, хвост живого катрана. После монтажа кадров получилось всё естественно.

А вот с дельфинами почти ничего не вышло. Время съёмок совпадало с их миграцией к берегам Турции. Рыбакам по просьбе съёмочной группы всё же удалось раздобыть двух, но во время шторма самодельный вольер смыло, дельфины удрали в открытое море, а фильм лишился нескольких эффектных фрагментов. 

Вкусная декорация
Случались во время съёмок и казусы. В Чёрном море водоросли небольшие, и, чтобы создать красивую картину морского дна, их искусственно «высаживали». Вечером помощники долго и любовно «выращивали» сад, а утром, когда съёмочная группа приступила к съёмкам, выяснилось, что все «насаждения» за ночь... сожрала рыба.

Киноакванавты и чужие голоса
В общей сложности режиссёр-постановщик «Человека-амфибии» Владимир Чеботарев провёл под водой 260 часов, а главный оператор Эдуард Розовский – все 400. Кроме того, на артистов и создателей фильма были заведены профессиональные водолазные книжки...

Во время монтажно-тонировочного периода создания фильма главным его героям режиссёры не доверили говорить своими голосами. Ихтиандра озвучил актёр Юрий Родионов, а Гуттиэре актриса Нина Гуляева.

«Дьяволо-морское» «безумие»
Премьера «Человека-амфибии» состоялась в 1961 году в «главном» кинотеатре страны «Россия». В давке за билетами трещали и вылетали стёкла витрин. Зал был забит под завязку. Картина произвела эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Творилось, как писали некоторые издания того времени, «настоящее дьяволо-морское безумие». К нему вскоре присоединилось и зарубежье. Абсолютно уникальный на тот период времени подводный фантастический блокбастер советского производства был закуплен десятками стран. Уже на следующий год на самом престижном в мире международном фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия) картина «Человек-амфибия» получила высший приз – «Серебряный астероид».

Молодые актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская стали мегазвёздами. А песню такого же молодого и малоизвестного композитора, дебютанта в кино, Андрея Петрова «Морской дьявол» с энтузиазмом распевало всё население СССР. 

Критика оставила от «Амфибии» только «хвост да чешую», обвиняя создателей картины за отступления от авторского сюжета, за буржуазную красивость, за подражание западным фильмам и т.д. Особо рьяные даже назвали её «идеологически вредной, антисоветской» и требовали прекращения её проката. Министр культуры СССР Е. Фурцева пророчила, что «Человек-амфибию» зрители забудут уже через месяц, но прошло уже целых полвека, а романтическая история Ихтиандра и его возлюбленной Гуттиэре по-прежнему волнует сердца зрителей и море хранит его тайну.

P.S. «Морской дьявол» из Поднебесной. В конце лета 2018 года кинематографисты Китая планируют начать съёмки ремейка советской картины «Человек-амфибия». В новой киноверсии романа А. Беляева будут сниматься китайские актёры, но в состав группы будут включены и звёзды российского кино. Интересно, что в представлении китайских киношников Ихтиандр станет девушкой, а Гуттиэре – парнем. В ремейке будут также использоваться хиты советского композитора Андрея Петрова. Знаменитая песня о морском дьяволе теперь зазвучит и на китайском языке. 

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№15 (1499) // 11.04.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).