«Девчата»

Часть I


За окном первый месяц прекрасной, неуверенной ещё в своих силах, весны. Самый хрупкий, самый лирический, непредсказуемый и чуть фантастический… почти такой же, как женщина. Или, как героиня нашей сегодняшней встречи: чуть грустная, но больше весёлая, чуть сердитая, но всегда жизнерадостная. Она – самая знаменитая и самая «девичья» картина отечественного кино – вышла на экраны в эти мартовские деньки почти (без двух) 60 лет назад. «Девчата»!

Но, прежде чем начать, спешу поздравить всех, абсолютно независимых от возраста, девчат-читинок с наступающим чудесным праздником Весны, Нежности, вечной Красоты и Доброты! Всем вам, дорогие мои синемачитательницы, счастья, очарования, радости и любви!
А теперь вперёд, к нашим легендарным «Девчатам»...

Поддавшийся ради любви
Началась вся эта «девичья» история на самом пороге 1960-х годов. После успеха комедии «Неподдающиеся», вышедшей на экраны в 1959 году, её автор, 30-летний московский режиссёр Юрий Чулюкин крепко призадумался – в каком жанре снимать свою следующую картину? Дело в том, что «Неподдающиеся» снимались как серьёзная лента о рабочей молодёжи, да и называлась картина первоначально не менее назидательно – «Жизнь начинается». Лишь с окончанием монтажа и озвучки картины режиссёр понял, что вместо поучительного рассказа получилась самая настоящая комедия. Киночиновники быстро смекнули, что к чему, и выбрали сами, в каком направлении творить молодому мастеру. Уже в январе 1960 года руководство «Мосфильма» предложило своему штатному режиссёру Юрию Степановичу Чулюкину экранизировать повесть писателя и сценариста Бориса Бедного «Девчата». Её действие происходило в одном из леспромхозов, куда приехала работать поварихой юная Тося Кислицина. «Первый парень» в посёлке – лесоруб Илья – поспорил с приятелями, что Тося в него влюбится. Узнав об этом, Тося порвала с ним все отношения, а он, к немалому своему удивлению, понял, что по-настоящему полюбил эту задиристую и смешливую девчонку...

Шедевра в литературном первоисточнике «неподдающийся» Чулюкин не углядел, но за работу над его киноверсией взялся… «Поддался» ради... любви! К своей молодой, очаровательной, но взбалмошной и, как выяснилось позже, профессионально-корыстной жене, которую в киномире называли «русской Брижит Бардо». Главная героиня в сценарии «Девчат» изначально писалась под Наталью Кустинскую, но всё пошло не так, как хотела жена режиссёра, мечтающая хоть как-то отойти от своего уже начинающего раздражать, однообразного имиджа красотки.

Тося – носик скотчем
Отбор актёров начали с центральной героини. На роль весёлой поварихи Тоси пробовалось более полусотни молодых актрис. Некоторые из них были протеже руководителей Госкино, однако, Чулюкин упрямо браковал их пробы, а девушки в ответ писали на него жалобы в высшие инстанции. Между тем, вся съёмочная группа твердила режиссёру, что эта роль должна достаться Надежде Румянцевой. Странно, но всегда прислушивающийся к мнению коллег, Чулюкин упрямо игнорировал их советы. На пробы Румянцеву звать как будто не собирался. Даже не дал прочесть сценарий. Никто не понимал, что происходит, почему не приглашают Надю, – она даже училась вместе с режиссёром и уже успешно снялась в его «Неподдающихся».

Потом все поняли, что дело в жене режиссёра. Оказалось, Чулюкин задолго до «кастинга» уже сделал великолепные фото- и кинопробы Натальи Кустинской, где она, чтобы стать похожей на свою будущую героиню, задорную повариху, нарисовала себе веснушки, заплела свои роскошные волосы в косички и даже сделала себя курносой – умудрилась подтянуть носик скотчем. Даже походку изменила, чтобы казаться смешной! После такого Чулюкин уже просто не мог пойти против воли красавицы-супруги – даже звонил Румянцевой: «Надя, ты всё-таки не обижайся на меня и приходи на пробы, только я сам появлюсь в последний момент, когда уже нужно будет говорить: «Мотор!». Пойми, я боюсь испортить отношения с Наташей, я её очень люблю».

«Столичная секс-штучка» против «пичуги»
Естественно, Надя поняла и сделала всё, как он просил. В день её первой пробы съёмочная группа, вплоть до осветителя, помогала Румянцевой изо всех сил. Все подсказывали, как режиссёр в своё время объяснял Наталье, чего он хочет от неё в роли Тоси. И когда раздалась команда «Мотор!», Румянцева безошибочно вжилась в этот образ.

Первыми худсовет «Мосфильма» увидел пробы Кустинской и сразу... забраковал! Не помогли косички, веснушки, вздёрнутый носик и смешная походка. Режиссёру едва не сделали выговор: «Вы что, с ума сошли, какая же она повариха?». От Натальи, несмотря на грим и поварскую одежду, «сквозило» сексуальностью и красотой «столичной штучки».

Сама Кустинская (через два года после «Девчат» она прославилась благодаря другой комедии – «Три плюс два») всегда была уверена, что муж специально не хотел снимать её в своих фильмах. Справедливости ради замечу, что Чулюкин всё-таки снял её в главной роли в своём фильме «Королевская регата», который оказался не самым удачным, после чего эта творческая семейная пара распалась. Но вернёмся к «Девчатам»...

Мытарства с выбором на роль главной героини картины ещё не закончились. По рекомендации «Мосфильма» на роль Тоси стали пробовать штатную актрису студии Валентину Малявину. Тогда художественный руководитель съёмочной группы, известный киномэтр, режиссёр Юлий Райзман придал своему лицу свирепое выражение и твёрдо заявил на худсовете «Мосфильма»: «Играть будет эта «пичуга». И точка!». Хотя «пичуге» на тот момент был уже тридцать один год...



Лесоруб №1
Актёра на главную мужскую роль первого лесоруба-передовика в «Девчатах» искали уже под Румянцеву, причём поиском занимался не режиссёр картины, а худсовет студии. Юрия Саранцева забраковали из-за того, что он «не смотрелся» рядом с Надеждой. Проба Виктора Борцова просто не понравилась худсовету. Чулюкин очень хотел снимать в главной роли Вячеслава Шалевича или Юрия Белова, с которым работал в «Неподдающихся». Не дожидаясь проб, режиссёр отбил Шалевичу телеграмму. Но потом извинялся: «Слава, понимаешь, Коля Рыбников умудрился за две недели похудеть аж на 20 килограммов и теперь выглядит для этой роли идеально!». Шалевич не обиделся и сказал, что считает похудение Рыбникова верхом героизма.



О девчатах-подружках
Теперь немного о подругах Тоси Кислицыной. На роль Нади пробовалась Валентина Талызина, но её забраковали сразу – она не попала в типаж. Режиссер вообще хотел снимать только Маргариту Криницыну, с которой был знаком ещё со ВГИКа. Но против её кандидатуры восстало Госкино. В итоге роль Нади в фильме досталась Инне Макаровой. Макарова вспоминала, что сначала режиссёр видел Надю тихоней, но она показала более сложный образ. В финале «Девчат» должен был быть эпизод, когда Надя отвергает Ксан Ксаныча, которого не любит, отказывается от предложенной им устроенной жизни. Но режиссёр во время монтажа вырезал эту сцену, что, на взгляд Макаровой, обеднило образ Нади. Она так обиделась, что перестала разговаривать с Чулюкиным и не пришла на премьерный показ фильма.

На роль Кати актриса Людмила Шагалова пробовалась просто так, не надеясь на успех, и не прошла. Утвердили Люсьену Овчинникову. Роль разбитной Анфисы могла достаться Кларе Лучко, но сексуально-ядовитой красавицей стала в конечном итоге будущий режиссёр трилогии «Гардемарины» Светлана Дружинина. Актриса всегда говорила, что это одна из её любимых ролей, поскольку до «Девчат» ей предлагали в основном роли сельских тружениц. Любопытно, что галерея красивых стерв у Дружининой немедленно получила продолжение – тому пример другой кинохит конца 1950 – начала 1960-х – «Дело было в Пенькове» (1957). Режиссёры готовы были эксплуатировать этот образ и дальше... Но Дружинина не позволила этого сделать и сама переквалифицировалась в режиссёры.

По сценарию, герой Рыбникова старше героини Румянцевой. Гримерам «Девчат» пришлось постараться, чтобы зрителю была видна разница в возрасте, хотя актёры были ровесниками. Надежда Румянцева сама придумала себе наряд: сшила лёгкое пальтишко, а шапку-ушанку позаимствовала у родного племянника.
Съёмки «Девчат» начались 17 января 1961 года...

Коля-суперзвезда и Надя-выскочка – сражения за кадром. Правда о том, как будущий почётный киноамбал СССР чуть в сухой комнате не утонул. Опасная схватка: четырёхфтористый титан против «девчат» – кто кого? Об этом и ещё кое-чём – в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалв рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№10 (1546) // 06.03.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).