«Освобождение»

Часть II


Часть I

Ныне ему исполнилось ровно 50 лет. Он был и остаётся самым колоссальным по своим масштабам фильмом за всю историю мирового «военного» кинематографа. Гигантское художественное кинополотно, несущее зрителям правду о самой страшной, разрушительной войне, о развязавших её тёмных силах и великих героях-воинах освободителях, одолевших полчища тьмы. Сегодня мы продолжаем рассказ об истории рождения легендарной эпопеи великого режиссёра-баталиста Юрия Озерова «Освобождение».

Правда географическая, историческая, национальная
В первой половине 1966 года, работая над сценарием первых двух картин эпопеи «Огненная дуга» и «Прорыв», Озеров принял твёрдое решение:  проводить съёмки этих и остальных трёх фильмов географически точно в тех местах, где происходили исторические события: если в Польше, то снимать именно там, если в Берлине, то в Берлине, в Альпах – так в Альпах. Эту идею одобрило как политбюро СССР во главе с генсеком Л.И. Брежневым, так и руководство «Мосфильма». В результате переговоров с зарубежными партнёрами – странами, принимавшими в прошлом участие во Второй Мировой войне, кинопроект «Освобождение» стал международным. В творческий союз вошли польская киностудия «PRF-ZF», крупнейшая студия ГДР «DEFA», югославская «Авала-фильм» и знаменитый киноконцерн, мощнейшая компания Италии Dino De Laurentiis Cinematografica S. P. A.

Кроме соблюдения географически-исторической точности Озеров принял ещё одно уникальное на тот момент решение: русских героев должны играть русские актёры, немецких – немецкие, польских – поляки, итальянцев – итальянцы и т.д.

Живые прототипы
После окончания работы над сценарием создатели «Освобождения» столкнулись с крайне сложной задачей. Кроме вымышленных героев: капитана Цветаева (его образ впоследствии воплотил Николай Олялин), майора Орлова (Б. Зайденберг), полковника Лукина (В. Санаев), медсестры Зои (Л. Голубкина), лейтенанта Ярцева (М. Ножкин), сержанта Дорожкина (В. Носик) и многих других, в эпопее было рекордное для кинематографа количество главных персонажей, причём реальных, исторических – 51 человек! Многие военачальники и политики на момент съёмок были живы и большинство занимало высокие государственные посты. Разумеется, они интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Юрию Озерову и его творческой группе предстояли две крайне нелёгкие задачи: добиться максимального портретного сходства, поскольку они были отлично известны советским (и не только) людям и получить согласие самого прототипа (или хотя бы кураторов съёмочного процесса) на его экранное воплощение тем или иным актёром.

В мае 1966 года началась целая эпопея в эпопее «Освобождение» – сложнейшая работа по подбору актёров. На роли самых главнейших исторических персонажей эпопеи выбор актёров был наиболее тщательным.

Иосиф Сталин
Сталин как персонаж, хотя и не главный (больше как соратник Ленина), появлялся на экране и после 20-го съезда в лентах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965). И всё же появление вождя в «Освобождении», учитывая масштабы его участия во Второй Мировой войне, можно назвать первым.

Воплотить образ этого великого, порой противоречивого человека Озеров пригласил соотечественника Сталина – грузинского актёра Бухути Закариадзе, известного по фильму Говорухина «Вертикаль» (1966). Он не хотел играть эту роль, но «инстанция сверху» вежливо попросила актёра, и ему пришлось согласиться. Впоследствии он не жалел об этом и создал образ своего героя настолько реально, что однажды во время проб на «Мосфильме» зашёл в павильон, а один из главных консультантов фильма, генерал армии встал по стойке «смирно» и отдал честь товарищу Сталину – Закариадзе.

Зритель 21-го века на киносеансе, если ему особо нравится фильм, на самых острых его моментах кричит, свистит, аплодирует, скандирует лозунги. Яркий пример – бурная зрительская реакция во время просмотров картины «Легенда №17». Подобное выражение эмоций – не прерогатива современного «продвинутого» зрителя. Это было задолго до этого, в 1969 году, во время премьерных показов первых двух картин «Освобождения». Появление генералиссимуса на экране вызывало бурный восторг у большинства зрителей, особенно у ветеранов войны, которые приветствовали экранного вождя, вставая с мест с аплодисментами.

Адольф Гитлер
Прежде чем искать подходящего актёра на роль зловещего изувера рода человеческого, сценаристы ознакомились с множеством архивных материалов о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера». Озеров отсмотрел несколько десятков кандидатов. В планах режиссёра было показать нациста №1 и всё его окружение максимально правдиво. 

В итоге роль Гитлера была предложена немецкому театральному актёру Фрицу Дицу, тем более что Диц в 1955 году уже появлялся в роли Гитлера в картине «Эрнст Тельман – вождь своего класса», а в 1967-м на студии DEFA успешно сыграл фюрера сразу в двух фильмах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Легко представить, что чувствовал горячий антифашист Диц, когда ему в четвёртый раз вновь предложили воплотить на экране образ Гитлера. Диц стал бояться, что начал становится заложником одной роли, да ещё такой ненавистной. Актёра долго уговаривали. Только под влиянием главы ГДР и его коммунистической партии, товарища Эриха Хонеккера, Диц дал согласие. 

После работы советских гримёров всю группу Озерова охватил ужас, аж руки затряслись, когда в павильон вошёл Фриц Диц. Это был каким-то страшным чудом воскресший Гитлер! Жуткий двойник не только внешне, но и по голосу, интонациям. Интересно, что многие и поныне не верят фотографиям Дица в гриме (их немало можно найти в Интернете), говорят, что это и есть настоящий Гитлер. 

Даже бывшие нацисты были поражены увидеть Дица в роли фюрера. Доходило до мрачных курьёзов. На съёмках заключительного фильма эпопеи «Последний штурм» во время перерыва Фриц Диц в гриме отошёл покурить на улицу (натуру снимали в Берлине). «Гитлера» увидели двое похожих – пожилых мужчин (как выяснилось потом, туристов из ФРГ). Они жутко побледнели. Один из них упал в обморок. Бывшим нацистам, уже давно отбывшим свой срок в тюрьме, ныне добропорядочным западным немцам, пришлось вызывать «неотложку».

Уинстон Черчилль
На роль главы союзного по борьбе с гитлеровской Германией государства, прожжённого политика (как он сам о себе говорил), премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля, долго не могли подыскать подходящего актёра. Он ведь должен был ещё и внешне максимально походить на своего прототипа. В конце концов, «двойником» Черчилля стал... клоун и дрессировщик, народный артист СССР Юрий Дуров, представитель династии Дуровых! 

Франклин Рузвельт
Здесь, как и в случае с Черчиллем, режиссёру Озерову пришлось немного отступить от своего принципа «актёр – страна». Идеальным «двойником» президента США Франклина Делано Рузвельта стал польский актёр Станислав Яськевич.

Бенито Муссолини и Отто Скорцени
Итальянец Иво Гаррани (получил известность, снимаясь в картине С. Бондарчука «Ватерлоо», СССР-Италия, 1970) внешне не походил на дуче, но уловил его внутреннюю суть, а талант гримёров довершил дело. Результат – на экране действовал «Муссолини», не отличимый от повешенного в 1945-м оригинала.

Кстати, для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая группе Озерова отрывки из мемуаров участников Сопротивления.

Роль Отто Скорцени – руководителя дерзкого спасения Муссолини из плена, а затем доставившего дуче прямо в Берлин, к фюреру, была отдана румынскому актёру Флорину Пьерсику, известному в то время в СССР по популярному циклу костюмных фильмов-боевиков о гайдуках («Гайдуки», «Месть гайдуков», «Приключения гайдука Ангела» и др.).

Георгий Жуков
Актёра на роль Жукова одобрил лично Жуков. Любопытно, что прославленный маршал видел Михаила Ульянова «живьём» всего один раз и то мимоходом. Эта блистательная роль впоследствии стала своего рода фирменной для знаменитого актёра. Воплощать образ легендарного полководца Великой Отечественной ему пришлось в будущем не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).

Генрих Гиммлер
Как и в случае с Ульяновым и Дицем, роль зловещего рейсхфюрера СС Гиммлера для немецкого актёра Эриха Тиде оказалась судьбоносной. Внешне, вкупе с гримом, являясь «двойником» Гиммлера после «Освобождения» он играл этого ярого нациста ещё в пяти картинах, в том числе в заключительном фильме известной военной трилогии Игоря Гостева «Фронт без флангов» – «Фронт в тылу врага» (1981)

Иван Конев
Поначалу на роль известного маршала был утверждён не тот актёр, которого мы ныне видим в «Освобождении». Он даже начал сниматься в первых сценах своего персонажа, но его лично забраковал живой прототип, не найдя с собой достаточного сходства. Режиссёр пошёл навстречу полководцу и вновь объявил пробы. В павильоне «Мосфильма» появился Василий Шукшин (см. фото на заставке-иллюстрации). Он пошёл на личный «подвиг»: пожертвовал причёской – побрил для роли голову наголо. Когда Иван Степанович Конев узнал, что в фильме его сыграет Шукшин, а затем ещё и посмотрел его пробы, маршал в восторге пожелал с ним встретиться. О чём беседовали двое великих людей, осталось тайной…

Константин Рокоссовский
Так же, как и Шукшина, актёра Владлена Давыдова («Человек-амфибия» – журналист Ольсен, «Табачный капитан» – Пётр I), представшего после работы гримёров «двойником» знаменитого маршала Рокоссовского, долго инструктировал лично его живой прототип Константин Константинович Рокоссовский.

Андрей Власов
Присутствие этого персонажа в сценарии такого большого проекта, как «Освобождение», было очень рискованным. Переметнувшийся к врагу советский генерал-лейтенант Власов никогда не появлялся на киноэкране – слишком большую ненависть он вызывал у советских людей и особенно у ветеранов-фронтовиков. И всё же Озеров, оставаясь верным своему принципу «показывать о войне правду», умудрился по существу «контрабандой» протащить в фильм этого крупного военачальника-предателя. Режиссёру с большим трудом, но всё же разрешили единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Власова разрешили показать лишь с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но даже и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили театрального актёра Юрия Померанцева. Загримированный, он стал точной внешней копией предателя-генерала. Группа Озерова торопилась – вдруг запретят съёмку сцены с «Генералом»? Сработали киношники отлично – за один день под Москвой сняли большой эпизод «Лагерь Заксенхаузен» с массовкой, Власовым и Яковом Джугашвили-Сталиным. А вечером, когда Померанцев торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». 

«Под Прохоровкой и в районе всей Курской дуги нам запретили снимать» – раскрывая секрет смертельно-опасной тайны. «Русские победили не только в войне, но и в кино» – невиданные масштабы массовок и техники. «В кино как на войне» – грандиозные съёмки боёв. «Он хотел прикончить Гитлера». Ожесточённые бои в Берлине 1969-70 годов! Эпопея Ю. Озерова – мировой рекордсмен по зрителям – триумф и новая жизнь... Об этом 
– в финальной части рассказа об «Освобождении» в следующем «Синескопе». 

Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№17 (1501) // 25.04.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).