«Союз спасения»

«Мы вышли. Нам не вернуться»


Восстание. Переворот. Путч. Бунт. Революция... Разные слова, обозначения, понятия, но схожие в желании и действии совершить нечто позволяющее в короткие сроки изменить происходящее. Они – около шести сотен благородных офицеров-дворян и штатских. Они шли к свободе, справедливости, равенству и процветанию великой России без тенет самодержавия, крепостного права и невежества. Они знали, что выступление их, и в случае победы, и в случае поражения, пройдёт через кровь, страдания и смерть. Но свободы и справедливости без оных не добиться. Они твёрдо знали: «Мы вышли. Нам не вернуться». На календаре грозно чернело 26 декабря 1825 года... Декабристы сделали свой выбор. 194 года назад и в настоящий год и день. День «Союза спасения».





Четыре

Попытка декабристов создать подлинный мир свободы и равенства в дальнейшем отразилась в литературе, живописи, скульптуре, музыке и театре. А вот кинематограф тему декабристов – захватывающую, благодатную для большого экрана, обходил в основном стороной. Ярким исключением стала лишь историко-романтическая, биографическая картина известного режиссёра Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», снятая в 1975 году и ставшая классикой отечественного кинематографа. Было ещё три киноленты – «Декабристы» (реж. А Ивановский, 1926), приключенческая Г. Козинцева и Л. Трауберга «С.В.Д.» («Союз Великого дела») от 1927 года и картина Б. Халзанова о судьбах братьев-декабристов Бестужевых «Нет земли чужой» (1990), отбывших срок на каторге и поселившихся в городке Селенгинске. Больше серьёзных попыток кинематографистов обратиться к теме декабристов не было.

  

Герои или изменники?
Итак, четыре фильма: два из них – «немые», забытые, вспоминаемые лишь киноведами, третий – угодивший в «безвременье» отечественного кинематографа 1990-х. В чистом итоге – одна, хотя и блистательная «Звезда пленительного счастья». Всего одна. Почему так произошло? Причины были разные – технические, экономические, организационные… С появлением на картах мира вместо СССР нового государства – России с иным социальным строем появилась ещё одна, самая, пожалуй, серьёзная причина отсутствия темы декабристов в «историческом» кинематографе. Особая – полная неоднозначность взглядов, восприятия и суждений на события, произошедшие в XIX веке на Сенатской площади. Неоднозначность не только среди современных кинематографистов и зрителей, но и властных политических структур.



Исключением в этих непрекращающихся спорах, вероятно, могут быть лишь жители дальневосточной части современной России. В первую очередь, Сибири – особенно Прибайкалья и Забайкалья, куда были сосланы на каторгу, а затем после оной и поселение, десятки декабристов, включая помилованных, избежавших казни «главарей», «бунтарей», «активных зачинщиков» и «соучастников» – Волконского, Трубецкого, братьев Муравьёвых, Бестужева, Оболенского, Одоевского, Завалишина и других. Переоценить культурно-просветительский и научно-изыскательский вклад этих великих, хотя порой и противоречивых людей в развитие, в жизнь Сибири и её населения просто невозможно. Отношение к декабристам в наших местах в подавляющем большинстве, несмотря ни на какую «конъюнктуру политического момента», останется однозначным.

И вот спустя 194 года со дня событий на Сенатской площади в отечественном кинематографе в этот же исторический день 26 декабря все экраны кинотеатров России полыхнут огнём истории и зрелищем одного из самых крупных проектов современного российского кино – картиной...

«Союз спасения» (о фильме и фактах)
Сам проект возник ещё в конце 2014 года. Идею снять большое кинополотно о декабристах с использованием всех технических возможностей современного кинематографа подал один из его продюсеров – Константин Эрнст. За сценарий с рабочим названием «Союз спасения» взялись Никита Высоцкий и Олег Маловичко. Интересно, что такое название проекту авторы дали неспроста. Дело в том, что... «Союзом спасения» в 1816 году называлось вполне реальное политическое тайное общество, куда входили гвардейские офицеры – братья Муравьёвы, князь Сергей Трубецкой, братья Муравьёвы-Апостол, подполковник М. Лунин, полковник Ф. Глинка, полковник П. Пестель и другие. На смену «Союзу спасения» и последующим пришли более крупные объединения («Северное» и особо радикальное – «Южное»), понимавшие, что страну не изменить одними словами и благими целями. Только действием. Причём самым жёстким... Но вернёмся к фильму...

Бюджет и режиссёр
Бюджет «Союза спасения» составил в общей сложности 800 миллионов рублей. Возглавил проект достаточно опытный в жанре «исторического кино» режиссёр Андрей Кравчук («Адмиралъ», 2008, «Викинг», 2016).

Сюжет
В общих чертах он известен многим будущим зрителям (особенно, по вполне понятным причинам, забайкальским, старшего и среднего поколений), изучавшим историю России хотя бы в рамках школьной программы (особенно советской) и посещения читинского музея Церковь декабристов, а также по многочисленной рекламе по телевидению и в Интернете.

Роли
Центральные образы декабристов воплотили известные российские актёры:

- полковник гвардии, князь Сергей Трубецкой (осуждён на каторгу в Сибирь – Забайкалье) – Максим Матвеев.
- подполковник Сергей Муравьёв-Апостол (казнён 25.07.1826) – Леонид Бичевин.
- подпоручик в отставке Кондратий Рылеев (казнён 25.07.1826) – Антон Шагин.



- полковник Павел Пестель (глава «Южного общества», казнён 25.07.1826) – Павел Прилучный.
- подпоручик Михаил Бестужев-Рюмин (казнён 25.07.1826) – Иван Янковский.
- поручик в отставке Пётр Каховский (казнён 25.07.1826) – Сергей Агафонов.
Также в главных ролях задействованы Игорь Петренко (разжалованный майор Баранов), Алексей Гуськов (генерал от инфантерии, князь Щербатов), Александр Домогаров (генерал, граф Милорадович).
Главные женские роли исполнили София Эрнст (Анна Бельская) и Ингеборга Дапкунайте (княгиня Бельская).
Образы государей-самодержцев российских воплотили актёры Виталий Кищенко (Александр I) и Иван Колесников (Николай I).

Предварительная подготовка
Поскольку авторы и продюсеры изначально ставили сложнейшие задачи на постановочном и техническом решении картины, то подготовка заняла долгих три месяца: изучалась соответствующая литература. Режиссёр, оператор и художники активно сотрудничали с фондом Эрмитажа – просматривались десятки и сотни живописных полотен (причём, подлинников) той поры. Велась серьёзная работа с консультантами проекта – историками. Для каждого персонажа фильма необходимо было детально изучить не только его биографию, понять, что это за человек, какой чин имел, как выглядел в тот отрезок времени, какую одежду носил, знаки отличия, награды и т.д. и т.п.

«Звезда пленительного» «спасения»
Интересно, что творческая группа «Союза спасения» во время подготовки к съёмкам не менее десятка раз тщательно пересмотрела шедевр советского кино – картину «Звезда пленительного счастья». Коллеги прошлого «выручали» современных российских киношников, как надо с блеском выходить из сложных творческих и «технических» ситуаций в съёмочном процессе – актёрской игре, режиссуре, монтаже.

Реквизит:
Костюмы...
Для съёмок фильма на целом ряде фабрик в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды! Особо сложные офицерские мундиры изготавливались при участии нескольких пошивочных ателье, причём из того же типа сукна, что носилось в первой четверти XIX века.

...Вооружение. Было изготовлено свыше 1000 идеальных копий отечественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия 1800-х годов. Особой гордостью оружейников и пиротехников «Союза» стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания.

Массовка. За весь съёмочный период в фильме приняло участие свыше двух тысяч актёров массовых сцен.

Локации. События на Сенатской площади снимались непосредственно на месте самих событий – в Санкт-Петербурге, а также Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке… Прошли съёмки и в Белгородской области.



Экстремально-морозные съёмки
Самым тяжёлым испытанием для киногруппы Андрея Кравчука, причём в дни самых кульминационных съёмок сцены «Восстание на Сенатской площади» в Санкт-Петербурге, стал жестокий мороз в -24ºС, который вместе с влажностью до 90% ощущался на все -35ºС. Но именно подобные условия ещё больше помогали, по словам актёров, вживаться в роли. «Солдатской» массовке было чуть легче – она была в шинелях.



А вот офицерам во время чрезвычайной ситуации, к которой относилось декабрьское восстание, в шинелях ходить было нельзя. Верхнее обмундирование закрывало знаки отличия и мундир. Они обязаны были его снять. Так и работали актёры, занятые в крупных ролях «Союза» – на морозе и «налегке». «Страдали» и ...гримёры – отчаянно краснеющие носы, уши, щёки актёров им периодически приходилось постоянно и спешно «камуфлировать» в нужный оттенок.

Итак, совсем скоро, 26 декабря, миллионы россиян через порталы-экраны кинотеатров окажутся Там: в начале – в период триумфа Победы России над наполеоновской Европой, а затем вместе с великими людьми, с их высокими, хотя порой и противоречивыми, даже туманными и вместе с тем ясными по своей сущности, целями создания в России мира свободы, справедливости, братства, а затем уйдут и примут те события, произошедшие ровно 194 года в Санкт-Петербурге, в картине «Союз спасения»

«Мы вышли. Нам не вернуться» – уже пророчески гласит официальный слоган-девиз этой новой работы российских кинематографистов.

P.S. Будущие зрители фильма – помните, это художественная картина, а не документальная лента.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№51 (1587) // 18.12.2019 г. 




Вернуться на главную страницy

 

Обсуждение
Иннокентий Александрович Хлебников 09:59 21.12.2019
Не успели очнуться от Чумы-Коммунизма, как снова начинают :Декабристы (кровь и смерть). Герцен( к топору зовите Русь). Ленин (превратим войну империалистическую в войну гражданскую). Нация вступила на тропу вымирания после всех этих безумных экспериментов. НО СНОВУ К ТОПОРУ ЗОВУТ РУСЬ ИДЕАЛЬНЫЕ ГЕРОИ. преступники перед обществом и государством !!!
Иннокентий Александрович Хлебников 09:36 22.12.2019
Вчера написал комментарий о возвращении "К ТОПОРУ ЗОВИТЕ РУСЬ". результат которого 11 тысяч расстрелянных граждан в Чите и по остальным областным городам не меньше !! А сегодня комментария нет. ВОЗВРАЩАЕМСЯ КО ВРЕМЕНАМ НАСИЛИЯ ??? Лже героев преступников прославляем??? А истинных героев истоптали
Иннокентий Александрович Хлебников 09:44 25.12.2019
Вчера отправил комментарий, а сегодня его нет. Начинается вновь кровавая эпоха декабризма??? Мало еще крови лили, не насытились ??? ПОЗОР СЫНУ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО НИКИТЕ !!!!
Иннокентий Александрович Хлебников 17:03 25.12.2019
СВОЛОЧИ ПОГАНЫЕ, опять раздуваете пламя междоусобицы гражданской, когда не высыхла еще кровь. что натворили наследники декабристов. МОЛИТЕСЬ НА ИЗМЕННИКОВ РОДИНЫ !!!
Иннокентий Александрович Хлебников 12:53 07.01.2020
Через 92 года после 1825-го большевики под руководством Ленина выполнили программу декабристов, уничтожили царствовавших Романовых и заодно десятки миллионов граждан России, её цвет и мудрость.Жен декабристов встречал губернатор в Иркутске, а папину сестру Евдокию 21 года с ребенком, мужем, братовьями мужа и свекровью 57 тет летом 1933 года везли через Иркутск в вагоне раскулаченных с закрученными проволокой снаружи дверьми, не поили и не кормили от Улан-Удэ до Томска. Тётя Дуся держала мертвого ребеночка в руках и муж валялся мёртвый. ВОТ ОНИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕКАБРИЗМА !!! На ж.д. вокзале Петровский Завод есть барельефы 8-ми декабристов и Ленин стоит над ними. ЭТО ПОГАНЫЙ СИМВОЛ ЕДИНЕНИЯ ДЕКАБРИЗМА И ЛЕНИНИЗМА!!Наша семья казачья понесла десятки жертв убитыми и умершими голодной смертью. ВЫВОДОВ НЕТ !! Убиты Немцов, Старовойтва, А НАМ ВСЕРАВНО!!!
Иннокентий Александрович Хлебников 13:58 09.01.2020
Вернулись времена чудовищного насилия.Редакция ЧО опубликовала сразу 4 моих комментария, для моего осквернения. Если бы комментарии публиковались нормально. я бы ограничился одним. Кроме того, 7 декабря я написал комментарий как наследники декабристов большевики летом 1933 года везли семью папиной сестры Евдокии, 20 лет из села Усть-Урлук Красночикойского района, набив под завязку вагоны раскулаченными в Улан-Удэ, закрутив снаружи двери вагонов проволокой и в пути до Томска у тети Дуси умер ребенок-первенец, которого она держала в руках и на полу вагона валялся мертвый муж Иван. ЧЕМ ЭТО ЛУЧШЕ ГИТЛЕРОВСКИХ ГАЗОВЫХ КАМЕР??? Потому и не публикуете данный комментарий. КАК ВАС ВСЕХ ЗЕМЛЯ ТЕРПИТ???
Иннокентий Александрович Хлебников 11:37 10.01.2020
У читателей может возникнуть вопрос : "Откуда мне стало известно о трагедии семьи тёти Дуси?" Поясняю : Тётя Дуся не подлежала выселению почему-то. Она поехала добровольно с мужем, семью "вычистили" из колхоза, имущества у них не было. ОТЕЦ ИВАНА БЫЛ ГЕОРГИЕВСКИМ КАВАЛЕРОМ и к 1933 году его не было живым.Из 6-ти членов семьи в пути умерли 2 и на спецпоселении еще 2. Тётя Дуся летом 1934-го ушла в побег до Улан-Удэ тайгой без продуктов и пришла.В одном месте за ней гонялись соотечественники с палками в руках, но не поймали. НАШЕМУ НАРОДУ НАДО СО СТОРОНЫ ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ И ОЦЕНИТЬ КТО МЫ ЕСТЬ. Покоится тетя Дуся в Братске, где её второй маж зэка строил ГЭС.
Иннокентий Александрович Хлебников 10:41 12.01.2020
Не вижу мой комментарий. что 4 человека из семьи 6 человек тети Дусиной семьи умерли голодной смертью. раскулаченными из колхоза. Тётя Дуся летом 1934 года ушла в побег с места поселения в Томской тайге и пришла в своё село в Забайкалье. В войну работала на конной жатке в колхозе. Покоится на кладбище города Братска. Второй муж зэка-шофер строил Братскую ГЭС. но на стэле в Братске написано, что ГЭС построили комсомольцы.
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).