«Три плюс два»

К 55-летию самой знаменитой «пляжно-отпускной» комедии СССР


Часть I

Июль. Макушка лета. Самый разгар сезона отпусков и время съёмок самой знаменитой «отпускной», пляжно-лирической комедии отечественного кинематографа, со дня премьеры которой исполнилось ныне 55 лет. Сегодня вновь: море, весёлые приключения, любовь и продолжение истории появления картины Генриха Оганесяна «Три плюс два»!

Рига – Судак и невзгоды быта
Из-за проволочек с цветной плёнкой, актёрских проб и плохой погоды в Риге подготовительный период фильма был продлён на две недели. Только 11 августа 1962 года съёмочная группа «Три плюс два» выехала в Крым, в район Судака. Там, на территории завода шампанских вин возле посёлка Новый Свет, была размещена съёмочная площадка будущей картины. Место было райское: тёплое, чистое море, восхитительная прибрежная полоса. Правда, асфальтовая дорога была кошмарная – разбитая, переломанная и бытовые удобства минимальные: воду приходилось греть на электроплитках, мыться в тазиках. С продуктами тоже было неважно – питание привозили из Судака, но из-за долгой дороги оно превращалась в малоаппетитное месиво, которое мог есть не каждый.

Шампанский рай с бычками
А вот чего хватало с избытком, так это спелого сладкого винограда и вкусного белого хлеба. Актёры начали явно поправляться. Видя, что «дикари» Миронов, Жариков, Нилов и Фатеева начинают превращаться в упитанных «курортников», Оганесян немедленно запретил «опасные» продукты и перевёл всю съёмочную группу «от греха подальше» на «жестянки».
Жила группа во дворце князя Голицына, прямо над подвалами завода шампанских вин. Мужчины были в восторге. Чтобы перелить шампанское из бочки, его надо было отсасывать, как бензин. Поэтому актёры соблюдали очерёдность, чтобы окончательно не спиться.

Начало и купально-плавочные страдания
Съёмки начались 16 августа с эпизодов с участием трёх «дикарей»-мужчин. Женщин пока не задействовали, поскольку там был недокомплект – Кустинскую на тот момент задержали съёмки фильма «После свадьбы».

Ближе к концу августа съёмки пошли в полную силу. Начали со знакомства мужчин-«дикарей» с девушками. Затем снимали морские сцены. К слову, в студийном реквизите так и не удалось отыскать пары достойных современных купальников для актрис, и художница по костюмам искала их среди... отдыхающих. В итоге один такой удалось найти. Другой одолжила жена режиссёра Оганесяна, за что ей было уплачено 17 рублей «за амортизацию». К концу съёмок выяснилось, что костюм стал негоден, и его пришлось выбросить. То же касалось красивых плавок и «ультрасовременных» шорт – пришлось доставать «подпольно» у фарцовщиков.

Дикари, КГБ, милиция и дубли «в квадрате»
Несколько эпизодов фильма снималось в Судаке. Однажды, во время одного из обеденных перерывов, Миронов, Жариков и Нилов не вернулись на съёмочную площадку. Режиссёр закипал не только от жары, но в первую очередь от грубейшего нарушения трудовой дисциплины. Актёры же были... арестованы! Молодыми «типами» подозрительного вида, разгуливающими с явно «накладными» бородами и в «не наших» шортах, немедленно заинтересовалась не только милиция, но и бдительные сотрудники государственной безопасности, тем более что один из чужаков (дипломат Вадик, актёр Жариков) бормотал что-то на английском языке.

Если «комитетчики» после этого курьёза больше не трогали актёров, то в милицию их начали забирать чуть не каждый день – всё из-за того же внешнего вида. В итоге, дабы избежать недоразумений, «дикари» получили специальные... справки, где указывалось, что «предъявители сего документа имеют право носить шорты и бороды, поскольку они им полагаются для работы».

Практически весь сентябрь съёмки шли без простоев. Молодые актёры работали легко и непринуждённо, хотя бывало и трудновато. Одну и ту же сцену приходилось играть дважды. Но всё это компенсировалось замечательной обстановкой, сложившейся на съёмочной площадке. Кое-кто даже пытался перенести эти лирические отношения в реальную жизнь.

Амур, лямур с атакой бутербродной
Например, Евгений Жариков предпринял попытку ухаживаний за своей киношной половиной – Натальей Кустинской, по которой, надо заметить, «сохла» мужская половина всей съёмочной группы. Но Наташа быстро «отшила» ухажёра, тем более что супруга актёра – тренер по фигурному катанию, приехав на пару недель к мужу на побывку, была поблизости. Страшно ревнивая к блондинке Кустинской в перерывах между съёмками тренерша-фигуристка устраивала бурные сцены и даже швыряла в «соперницу» бутерброды. Всё это стало отрицательно сказываться на съёмках, и режиссёр, в конце концов, объявил жесткие санкции – жену Жарикова на съёмочную площадку больше не пускать.

Холод пляжа, коровы и опасный кот
Съёмки в Новом Свете продолжались три месяца – до 19 ноября. Затем резко похолодало, и пришлось срочно менять дислокацию – переезжать в Алушту. Там в течение двух недель снимали последние натурные кадры фильма. Несмотря на несоответствующие погодные условия, актёрам приходилось заходить в купальниках в ледяное море, а также прогуливаться на холодном ветру.

Эпизоды с цирком снимали в Ленинграде, во второй половине января 1963 года. Причём Наталья Фатеева снималась с настоящим тигром! Актрисе сказали, что дикий полосатый котишка будет шестимесячным, но когда Наташа увидела этого «котишку»... В общем, Фатеева, с трудом перебарывая ужас перед хищником, облокотилась на тигра, гладила его и даже легонько била ладошкой, но в фильм эти кадры так и не вошли, поскольку в зону видимости попала рука дрессировщика, державшего полосатого за ошейник…

Дважды 3+2 = Успех
Картину «Три плюс два» впервые за историю советского кино сдавали дважды: 13 апреля 1963 года приняли её широкоформатный вариант, 13 мая – «обычный». Современному зрителю увидеть «расширенную» версию фильма (на 10 минут больше) пока не удавалась, но она пару-тройку лет, где-то «бродит» на просторах Интернета...

Премьера состоялась в июне 1963 года. Всего за четыре месяца проката весёлые и совершенно аполитичные пляжные «дикари» Генриха Оганесяна собрали 40 миллионов кинозрителей! Неожиданный, как для авторов, так и для руководства Госкино, оглушительный успех.

Музыка пляжной арифметики (и Маэстро)
«Три плюс два» пришёлся по душе зрителям не только сюжетом и актёрами, но и музыкой. Страна немедленно и с удовольствием принялась распевать песню из фильма о том, что «все говорят, любовь – это яд» (аранжировщиком знаменитого шлягера был сам маэстро... Раймонд Паулс, тогда никому не известный ресторанный пианист!).

С премьеры легендарной «пляжно-лирической» доброй комедии минуло 55 лет, но мы до сих пор продолжаем анализировать арифметическую кино-формулу «3 + 2», открытую Генрихом Оганесяном. Сколько же требуется слагаемых для счастья? Тёплые водоёмы и пляжный сезон подскажут.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№27 (1511) // 04.07.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).