«Земля Санникова»

Часть II


Часть I

Сегодня мы продолжаем историю необычной, крайне трудной и даже опасной экспедиции к таинственной, легендарной земле Санникова, начатой 45 лет назад режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Владимиром Поповым.

Укрощение «полярников»
...В марте 1972 года на Финском заливе, под городком Зеленогорск завершались съёмки, связанные с переходом путешественников через арктические льды к земле Санникова. После бесконечного ряда стычек актёров с неопытными постановщиками фильма произошёл взрыв. В Москву было отправлено послание с требованием сменить Мкртчяна и Попова на квалифицированного режиссёра.

«Смутьяны» были вызваны к руководству «Мосфильма». Актёры заявили, что отказываются сниматься в «этой балаганной дешёвке с песнями, плясками дикарей и пальбой». В течение месяца каждому из них усиленно «промывали мозги», дабы они отказались от своих претензий к режиссёрам. Уговорить смогли Вицина и Дворжецкого. Последним сдался Олег Даль. И только Сергея Шакурова так и не смогли «расколоть». В конечном итоге принципиальному актёру влепили строгий выговор и сняли с роли. Поскольку переснимать сцены с его участием было невозможно (зима с «финской Арктики» уже ушла), их решили... оставить как есть – дескать, путешественники все заросшие, бородато-усатые и, к тому же, идут в меховых дохах с капюшонами – все почти на одно лицо. Однако очень наблюдательный зритель, особенно «эпохи» видеокассет, затем DVD и интернет-«кинотеатров», где можно остановить любой кадр, мог заметить в образе путешественника и беглого политкаторжанина Губина лик Сергея Шакурова, хотя в титрах будущего фильма его фамилия отсутствует.

В конце мая съёмочная группа выехала на север – в Выборг, где 1 июня в нескольких километрах от города в небольшой живописной бухте, поросшей соснами, были сняты сцены проводов экспедиции Ильина к земле Санникова.

Вкусный обман в восемь дублей
15 июня съёмочная группа перебралась с выборгской натуры в павильоны студии «Ленфильм», где уже были построены две декорации: «Ресторация», где Ильин (Дворжецкий) познакомился с Крестовским, и «Дом купца Перфильева».

Сцену в ресторане обставили не без шика. Столы ломились от шикарной закуски и, в первую очередь, от чёрной икры. Зрители фильма и по сей день не догадываются, что баснословно дорогой продукт... нет, он был не бутафорским и даже частично съедобным. Чёрная икра была сварена реквизитором группы из... перловой каши, которую затем подкрасили чёрной тушью. Вот он, один из чудесных обманов кино. А единственный бутерброд с настоящей икрой был только на тарелке у Владислава Дворжецкого. Надкусывая его, актёр умудрился растянуть деликатес на восемь дублей! ...Студийные съёмки продлились до 7 июля. Несмотря на то, что главный «смутьян» Сергей Шакуров в группе отсутствовал, общую атмосферу съёмок это не оздоровило. Олег Даль продолжал гнуть прежнюю линию, мало поддавался режиссёрской «дрессировке» и преданно дружил с «зелёным змием».

Онкилоны: индейцы и блондинчики
Тем временем свою долю творческих мучений принимали художники фильма. Особые трудности выпали тем, кто занимался внешним обликом первобытных людей. Художникам пришлось не раз посетить этнографический музей в Ленинграде и пересмотреть множество документов, связанных с бытом северных народов евразийского и американского континентов. В архивах нашлись необычные одежды, которые можно было сшить даже из рыбьих пузырей. В итоге на эскизах художницы по костюмам Алины Будниковой онкилоны получились с тёмными волосами и голубыми глазами. Режиссёры решили, что они ближе к монголоидной расе. В конечном итоге первобытные начали походить на... индейцев из вестернов. Это уже не лезло ни в какие ворота. Ситуацию спас актёр Юрий Назаров, утверждённый вместо Шакурова на роль Губина. Он случайно обронил: «А может, сделать их блондинчиками» и засмеялся. Шутка оказалась нешуточной. На эскизы с онкилонами «надели» светлые парики – белые, русые и даже рыжие. Эффект был просто поразительным... Самих «онкилонов» собирали по всей стране, от Казахстана до Бурятии. Приглашались в основном танцоры из балетных трупп.

На земле Санникова
14 июля группа выехала под Нальчик, где в сотне километров от города, в живописных горных долинах находилась «земля» Санникова. Съёмки проходили в тяжёлых полевых условиях: невыносимая жара, плохое снабжение продуктами, отсутствие горячей воды, в результате чего разрисованным онкилонам приходилось весь день ходить в гриме.

Не обходилось и без курьёзов. Для сцены жертвоприношения духам на озере требовался белый олень. Белого не нашли и покрасили чучело в надлежащий цвет. По окружности озера пиротехники зажгли дымовые шашки, на середину выплыл плот с оленем, под водой его поджидали водолазы, чтобы раскрутить и затянуть в воронку. Прямо в кадре солнце начало заходить за тучу. Оператор включил камеру и начал делать «отъезд» от крупного плана оленя на вращающемся плоту и не переставал восторгаться: «Всё как по заказу! Как красиво!». Как вдруг его помощник, чтобы не сглазить, решил «постучать по дереву» и попал аккурат по аккумулятору. Камера выключилась. Парень понял, что натворил, бросился наутёк. Горячий Мкртчян с кулаками и разными словами побежал за ним вслед, угрожая, что он сам принесёт негодяя в жертву вместо оленя.

«Чёрт»-шаман и джигиты
Гениальный танцор и великолепный актёр Махмуд Эсамбаев, исполнявший самую экзотическую роль – зловещего Чёрного шамана, все свои мистические танцы для фильма придумал сам. Несмотря на мрачный образ персонажа, Эсамбаев слыл большим весельчаком и любителем пошутить. Так, заезжая в местные деревни, останавливаясь возле очередного сельпо, актёр в гриме, в страшном рогатом шаманском головном уборе и со страшной гримасой на лице заходил в магазинчик. Народ в ужасе шарахался от «чёрта» и бежал, сломя голову, но вскоре актёра узнавали и зазывали в гости.

Во время съёмок на красавиц-онкилонок с раскосыми глазами и осиными талиями съезжались поглазеть джигиты из всех ближайших сёл и даже мечтали украсть. Среди невест, которые выстраивались в священный для онкилонов День Полнолуния перед храбрыми воинами, выделялась одна рослая девушка с крупными габаритами. Именно на эту могучую амазонку, говорящую басом, в фильме положил глаз герой Вицина – Игнатий. Её роль по настоянию художницы группы Будниковой исполнила реквизитор Зина (именно та, что «изобрела» чёрную икру из перловки), которую на студии называли Дюймовочкой.

Чудо монтажа и «смерть гудящего»
Трудно поверить, но ни один из онкилонов, включая экспедицию Ильина, даже не увидел настоящую Долину тысячи дымов, которая находилась непосредственно на земле Санникова и окружала её! 15 августа 1972 года съёмочная группа, состоявшая из оператора, двоих ассистентов, отправились на Камчатку – в Кроноцкий заповедник с его главным вулканом Узон и знаменитой Долиной гейзеров. Потом эти кадры смонтировали с теми, что были отсняты с актёрами в горах под Нальчиком. Магией киномонтажа была рождена прекрасная, фантастическая земля Санникова.

Оставалось доснять несколько сцен возвращения экспедиции. Даль к этому времени «гудел по полной» и был совсем неуправляем. Режиссёров это окончательно допекло. Они решили отказаться от съёмок недостающих эпизодов (по сценарию, на родину возвращались двое – Ильин и Крестовский) и «прикончили» Крестовского-Даля в ледовой расщелине.

Триумф «балаганной дешёвки»
В конце января 1973 года картина была принята худсоветом «Мосфильма», и ей присвоили самую... низкую категорию проката – третью. Это означало, что картина пойдёт во второстепенных кинотеатрах, в основном, на утренних сеансах и в будние дни. А затем произошло нечто удивительное... За полгода до выхода в официальный прокат в адрес «Мосфильма» посыпались восторженные отзывы: из Франции, Испании, Швеции, ФРГ, Польши, ЧССР – стран, куда картина была отправлена на фестивали. Окончательно ситуацию в корне изменила победа фильма на престижном международном фестивале фантастики в Триесте (Италия).

Премьера «Земли Санникова» в СССР состоялась 1 октября 1973 года при полном аншлаге. Только за три месяца проката картину Альберта Мкртчяна и Леонида Попова увидели свыше 41 миллиона зрителей! «Балаганная дешёвка с песнями, плясками дикарей и пальбой», в запале окрещённая когда-то исполнителями главных ролей, стала классикой отечественного кинематографа.

P.S. «Никто не должен знать о земле онкилонов», – говорила в фильме одна из героинь-аборигенок, обращаясь к «чужим» людям. И не узнает... В 2007 году, после схода оползня и гигантского селя «земля Санникова» – Долина гейзеров прекратила своё существование. Почти... Ибо к настоящему времени духи Долины смилостивились – «земля Санникова» восстанавливается.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№44 (1528) // 31.10.2018 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).