Вечная киносказка

Часть II


Часть I

Хрупкая вечная женская мечта и самая известная сказочная история в мире – история бедной, доброй и трудолюбивой девушки, ставшей принцессой. Случается, сказка и мечта становятся реальностью. Не так часто, как хотелось бы, но всё же... Ну, пускай хотя бы кинореальностью – красивой и волшебной, как в одной из самых, пожалуй, знаменитых картин об этой девушке. Сегодня мы продолжаем рассказ о ней – прекрасной «Золушке» – шедевре сказочного кинематографа, рождённого фантазией режиссёра Надежды Кошеверовой и её помощников. Итак, вновь добро пожаловать в киносказку…

...После того, как Кошеверова встретилась с известным писателем и драматургом Евгением Львовичем Шварцем, он, загоревшись идеей экранизации «Золушки», дал согласие написать сценарий, но с условием, что текст главной героини будет писать исключительно под Жеймо.

15 мая 1946 года режиссёр Кошеверова уже держала в руках первый вариант сценария сказки, а 29 мая он был прочитан на худсовете студии «Ленфильм», одобрен и утверждён к производству.

В первую неделю июня Надежда Кошеверова и её второй режиссёр Александр Шапиро приступили к одному из главных процессов работы над фильмом – отбору актёров.

Сказочная команда (продолжение)
…Ослепительно чудесной Феей-крёстной стала, держитесь, уважаемые друзья-кинофанаты, не падайте, Варвара Мясникова – та самая знаменитая Анка-пулемётчица из легендарной картины Васильевых «Чапаев»! Вот такие сказочные киночудеса.

А ещё Феей могла стать сама …«примадонна» советского кинематографа, легендарная Любовь Орлова! Но не прошла кинопробы.

На роль волшебника, который ещё только учился, утвердили после полугодовалых (!) проб 25-ти тысяч (!) кандидатов школьника Игоря Клименкова, который, к слову сказать, поначалу и сниматься-то не очень хотел, но парнишку, который страстно увлекался научной, а вовсе не «сказочной» фантастикой, рисованием и фехтованием, едва ли не силком привели на студию.

Далее началась сказка. Застенчивого, скромного Игоря – Пажа Феи полюбила вся группа, включая знаменитых кинозвёзд: саму Золушку – Янину Жеймо, Эраста Гарина (Король), Варвару Мясникову (Фея), Василия Меркурьёва (отец Золушки), Алексея Консовского (Принц) и особенно Мачеху всех Золушек мира, гениальную Фаину Раневскую, роль под которую, как и для Жеймо, писалась в сценарии Шварцем. Едва она, грозная и величественная, появлялась на съёмочной площадке, все сразу как-то подбирались, ибо каждый от неё мог получить разнос. «Так, – говорила она Игорю, – мальчик, ты, конечно, голодный, иди сюда». Она сажала его на колени к себе и кормила бутербродами. Паж Феи с удовольствием их наворачивал. «Не кормят же ребёнка», – ворчала Раневская. И в процессе этого кормления должны были участвовать все, а не то...

О нарядах и обуви хрустальной
Как известно, картина «Золушка» блистала роскошными нарядами. Часть из них были трофейными, привезёнными из Берлинского театра в 1945 году, остальное, мало-мальски «дворцово-придворное» многие ленфильмовцы приносили из дома, часть позаимствовали в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля. Что же касается «рабочего» одеяния Золушки, то его соорудили из различных обрезков материи, отчасти её закоптив.

Теперь о главнейшей детали «экипировки» Золушки – хрустальных туфельках.

Трудность заключалась в том, что размер обуви, на основе которой можно было сделать изящные сказочные башмачки, у Янины Жеймо был таким же «сказочным» – маленьким 31-м размером! Такой обуви в послевоенном Ленинграде и Москве было просто не найти.

Пришлось ленфильмовским мастерам изготавливать туфельки непосредственно по ножке Золушки. Уникальную обувь вылили из оргстекла – невероятно красивую, сверкающую. Однако ни ходить, ни танцевать в этих туфельках было невозможно. Реквизиторы разрешали актрисе лишь войти в них «в кадр». Танцевала и гуляла по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на средних и общих планах на хрустальные.

…Первые кадры «Золушки» были отсняты 17 июня. Съёмочная группа выехала в Ригу и её окрестности. Несмотря на дождливую погоду, экспедиция оказалась успешной. Вернувшись в Ленинград, съёмки продолжили в декорациях.

«Ну, Хераст, ты…»
Фильм наполнен не только музыкой, прекрасным сюжетом, но и юмором. Постоянно он присутствовал как в кадре, так и за кадром – в составе команды, где присутствовали такие фигуры как Раневская и Гарин, это было неизбежно. Курьёзов была масса. Вот один из них. Время от времени Эраст Павлович иногда был не прочь перед работой слегка приложиться к бутылочке. Однажды в перерыве порядком уставший Король подшофе, ища одну деталь мужской одежды, по ошибке явился в гримёрку Раневской в одних... кальсонах. Фаина Георгиевна, узрев его, воскликнула со своей неповторимой интонацией: «Ну, Хераст, ты хам!», – и влепила пощёчину.

Гарин так обиделся, что сбежал со съёмочной площадки, но, не забыв при этом накинуть королевскую мантию. Коллеги заметили неодетого монарха и философски единодушно воскликнули: «Наш король не гол, но он в кальсонах!».

Съёмки надо было продолжать, но Короля нигде не было. Впрочем, вскоре он был найден в находящейся неподалёку пивной в компании с «папой» Золушки – Меркурьевым. Парочка была сказочно пьяна и окружена завсегдатаями пивнушки, громко с ними общавшимися, обращаясь к ним на «ты». Вдруг кто-то из выпивох завопил: «Да как смеете вы с Королём быть на «ты»? Вам дай волю – вы и с вождями будете на одной ноге!». Меркурьев, хотя и порядком нагрузившись, всё же приложил палец к губам и шёпотом, но внятно произнес: «Этого не будет никогда».

Интересность по поводу «Золушки»: Если пересмотреть оба мультика «Бременские музыканты», то можно догадаться, откуда и с кого был срисован персонаж глупого Короля.

Петь запрещается! (вырезанная сцена)
Как известно, во многих знаменитых, культовых лентах существуют, хотя и яркие, но так и не вошедшие по тем или иным причинам в фильм сцены. «Золушка» не исключение.

В ту пору, когда снималась картина, сценарий был «железный» – то есть требовалось произносить утверждённый текст и никаких импровизаций (в Голливуде действовало то же правило). Исключение составила Раневская. В одной из финальных сцен она выдала сначала по сценарию: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!». А потом понесла полную отсебятину с хищной улыбкой: «Ну, ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею… Солдаты! Во дворец, за королевской тёщей, босиком, шагом марш!».

А дальше Фаину Георгиевну совсем понесло, и она бодро заорала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка-аа! Канареечка жалобно поёт!». Фразу Кошеверова оставила, а эпизод с песней вырезала при монтаже, на что Раневская слегка рассвирепела: «Ну, Надюшка, я тебе это припомню! Можно подумать, что мне часто дают петь в кино!». И действительно, великая актриса за всю свою кинокарьеру никогда в кадре не пела.

Кстати, о песнях! Музыку к фильму написал композитор Антонио Спадавеккиа. Стихи к песням – сценарист Е. Шварц. Самую известную «Песенку о жуке» («Встаньте дети, встаньте в круг») пела вовсе не Жеймо, а эстрадная певица Любовь Чернина, а вот остальные песенки сама Золушка.

Золушка триумфальная и… вредная (?!)
Весной 1947 года работа над фильмом была завершена, окончательная сдача картины состоялась 24 апреля, а всесоюзная премьера «Золушки» – 16 мая. Успех сказки для измученной прошедшей войной страны был оглушительным. Десятки стран Европы, Азии, обеих Америк моментально раскупили работу Н. Кошеверовой. Золушка Жеймо была признана «самой лучшей Золушкой в мире».

А вот на родине официальные административные власти сказку не слишком-то одобрили: чиновники министерства кинематографии оценили её как слабый и вредный фильм.

В газете «Правда» – органе ЦК КПСС – была опубликована статья, в которой прямо говорилось: «Золушка» – большая идеологическая ошибка». Казалось, зрители фильм больше не увидят, но, видимо, при вмешательстве главного кинолюбителя страны – И.С. Сталина этого, к счастью, не произошло.

Прошли десятилетия, а киносказка Надежды Кошеверовой, ставшая золотой классикой кино, по-прежнему с нами – чудесная история и вечно живая мечта прекрасной половины поклонниц кинематографа.

P.S. «Золушка» – 35-я по счёту и последняя роль в большом кинематографе замечательной актрисы Янины Жеймо.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№11 (1599) // 11.03.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).