«Хищник»

Часть II


Начало

Густой зелёный океан джунглей – нет места человеку. Ни местному, ни белому. И любое оружие здесь почти бесполезно. Исход каждому homo sapiens один – стать Трофеем. Добычей. Ибо здесь, в дебрях экваториальных лесов, его охотничьи угодья. Его – прибывшего на жестокую спортивную охоту со звёзд. Его – Хищника. Невидимого. Сверхразумного. Непобедимого. Но в зелёном аду джунглей планеты Земля он нашёл достойного противника... Сегодня в «Синескопе», в преддверии премьеры долгожданного сиквела – продолжение истории появления его одноимённой первой части – культовой картины, легенды мирового фантастического кинематографа – фильма Джона Мактирнана «Хищник»!

Хищник №2 появляется
Итак, в конце июня 1986 года окончательно выяснилось, что костюм инопланетного охотника – Хищника для съёмок не годился, поскольку актёр в нём мог передвигаться только на специальных тросах-подвесках. Но, главное, этот вариант Хищника на экране смотрелся жалко, нелепо, даже смешно и не страшно. Костюм отправили из Мексики обратно на студию с припиской режиссёра Мактирнана «Вы правда хотите, чтобы мы продолжали с Этим?..»

Съёмки были приостановлены. Проекту грозило закрытие: нет костюма пришельца – нет фильма. Группа и режиссёр совсем приуныли. Тогда один из продюсеров «Хищника» позвонил Стэну Уинстону – крупному специалисту в области создания необычных персонажей и костюмов для фантастических фильмов и ужастиков. Позвонил по рекомендации Арнольда Шварценеггера, поскольку тот в своё время работал с Уинстоном в «Терминаторе». Специалист, несмотря на свою занятость, согласился помочь другу Арни и его коллегам. 

Сам Уинстон вылетел в это время на пару дней вместе с режиссёром Джеймсом Камероном в Японию – там как раз должна была состояться эксклюзивная премьера блокбастера-боевика «Чужие». Прямо в самолёте Стэн начал делать наброски нового Хищника – гораздо более жуткое, мощное двухметровое человекоподобное существо по сравнению с его первым «субтильным» «рептилоидным» вариантом. 

«Хочешь этого парня сделать ещё страшней и противней?», – поинтересовался Камерон, разглядывая наброски Уинстона. «Приделай к его милому личику челюсти-мандибулы...»

Для справки. Мандибулы (лат. mandibulae), или жвалы – верхние (парные) челюсти ротового аппарата членистоногих. У ракообразных, многоножек и насекомых служат для разгрызания и размельчения пищи. 

Уинстон «приделал». Заодно пририсовал к голове, а затем и к шлему Хищника биотехнологические «коммуникаторы» – шланги в виде «волос»-дрэдов, отчего инопланетянин стал отдалённо напоминать «потомка» африканских воинов-растаманов, только ещё более воинственней, угрожающей и страшней (см фото). В результате всех действий Уинстона на бумаге появилась такая кошмарная «физиономия», что Камерон, содрогнувшись, только и сказал: «Не хотел бы я встретится с этим красавчиком не только в жизни, но и во сне...»

Главное, чтобы костюмчик сидел
Вернувшись на студию Стэн Уинстон дал своей команде спецов задание – полностью изготовить костюм нового Хищника «под ключ» всего за ...полтора месяца. Команда поначалу взбунтовалась – срок нереально маленький, но вскоре спецы прониклись эскизами Хищника – уж больно хотелось создать тварь не менее страшную, чем знаменитый чудовищный алиен-чужой из картин, сначала Р. Скотта («Чужой»), затем и Д. Камерона («Чужие»). И мастера сделали всё за этот рекордно короткий срок, работая «по-стахановски» и без выходных. Актёру, которому предстояло исполнить роль Хищника – Кевину Питеру Холлу, сменившему капризного и амбициозного Жана-Клода Ван Дамма, пришлось пережить немало неприятных минут – «главное, чтобы» в конечном итоге «костюмчик сидел» – когда с его тела ростом в 2 метра 18 см., а затем отдельно и головы, снимали слепок, а затем подгоняли тяжёлое «одеяние» и «лицо» инопланетного охотника (см.фото).

Поскольку настоящий лик Хищника, оживляемый не компьютерной графикой, как это делается сегодня, а лишь аниматроникой, появлялся только в финальных сценах фильма, в остальных он действовал в защитной маске-«респираторе» (на планете Хищников иная, чем на Земле, атмосфера), то режиссёр Мактирнан в качестве «компенсации» дал Холлу ещё одну маленькую роль в фильме – пилота вертолёта.

Когда готовый костюм привезли на натуру – в джунгли – и Кевин Холл надел его, вся киногруппа, включая актёров, встретила нового Хищника даже не гулом одобрения, но восторженным рёвом: уж больно он был страшен и хорош.

Слепой Хищник, Арни и пиявки
Съёмки возобновились в середине августа. Мактирнан планировал переснять все кадры с обновлённым инопланетным персонажем за пару с лишним недель, но съёмки этих и других натурных сцен затянулись аж на три месяца. Наиболее тяжело приходилось актёрам – местность была холмистая. Ровной поверхности не было вообще, потому, даже если приходилось просто стоять в кадре, то одна нога была на возвышении-бугре, другая в углублении-«овраге». Кроме того, в джунглях в этот период времени было особенно сыро, а потому холодно – многие ходили с заложенными носами и насморком. Хватало и комарья и прочего жалящего гнуса.

Вскоре выяснилось, что сквозь «глаза» защитной маски Хищника Кевин Холл почти ничего не видит, ему пришлось заранее запоминать, что и где находится в кадре, а затем двигаться, полагаясь только на память. В связи с этой проблемой вскоре наметился явный перерасход плёнки, поскольку приходилось делать много лишних дублей. К примеру, в сценах личного противостояния с майором Датчем Хищник то промахивался, то буцкал Шварценеггера по макушке вместо физиономии.

Несмотря на шикарную внешность, также выяснилось, что костюм довольно тяжёлый и несбалансированный. По воспоминаниям Холла, наиболее противным было бегать за персонажем Шварценеггера по лужам с протухшей водой, где было полно пиявок. 

Полная импровизация
Была у всей актёрской братии «Хищника» ещё одна проблемка. Творческая. Сценаристы фильма братья Джон и Джеймс Томас, увлёкшись описанием «заводного» динамического сюжета, совсем мало уделили внимания диалогам. Актёрам почти нечего было говорить – авторы посчитали, что спецназовцы должны только действовать, а не болтать. Пришлось нередко прибегать к полной импровизации уже непосредственно во время съёмки. В результате появлялись перлы наподобие слов актёра Джесси Вентуры (сержант, пулемётчик Блэйн Купер): «У меня нет времени истекать кровью».

Об антиХищном «скоростреле» 
Кстати, о пулемёте... В «Хищнике» его используют сначала сержант Блэйн (актёр Вентура), а после его гибели сержант Мак Эллиот (Билл Дьюк). В реальности такой шестиствольный скорострельный пулемёт-«миниган» (от 3000 до 6000 выстрела в мин.) устанавливался обычно либо под фюзеляжем многоцелевых истребителей, либо на штурмовых вертолётах армии США. Режиссёр остановил свой выбор именно на нём, поскольку это было максимально мощное оружие, которое можно было удержать в руках. Смотрелось оно очень эффектно. К сожалению, лихо на ходу такой «штуковиной» стрелять было невозможно – питался «скорострел» (вес 30 кг.) от электричества, подводимого от двигателя «вертушки», либо от больших аккумуляторов, но в этом случае вес минигана становился под 80 кг. Пришлось актёрам по Хищнику палить только в «стационарном» положении, для чего киношники-оружейнки пропустили в штанины стрелкам соединительные провода. Поскольку блок стволов пулемёта вращался слишком быстро и расход холостых патронов весьма напрягал человека, отвечающего за экспедиционные траты группы, его скорость замедлили раза в три.

После «пулемётных» сцен в прессу проникла информация, что актёрам пришлось сниматься, одев пуленепробиваемые жилеты, чтобы рой раскалённых выбрасываемых пулемётом гильз не поранил их. Слух оказался фальшивкой, поскольку гильзы выбрасываются из пулемёта вниз, а не в сторону стрелка.

Кровь инопланетная
Как известно, во второй половине фильма Хищник был ранен и начал оставлять кровавые следы на листьях деревьев. Поскольку жестокий охотник был инопланетянином, то и кровь ему сделали нечеловеческую. За основу был взят, извините, интимный лубрикант-смазка, который мастера спецэффектов щедро смешали с веществом, взятым из палочек ХИС (химически-люминисцентные источники света). Результат – роскошная «фирменная» зелёная и светящаяся инопланетная «кровь». Небольшим минусом «крови» было то, что она быстро высыхала и её приходилось между дублями постоянно обновлять. 

«Хищный» язык
Хищник был высокоразумным существом и обладал своим языком – жутковатой смесью клокочуще-трещащих звуков. Ныне узнаваемый всеми поклонниками фильма экзотический язык пришельца был придуман и исполнен перед микрофоном актёром Питером Калленом, причём безо всяких синтезаторов. Сегодня Каллен известен не только как «изобретатель» голоса Хищника, но и речью одного из главных героев франшизы «Трансформеры» – главы роботов-автоботов Оптимуса Прайма.

Плексиглас в джунглях
Джунгли богаты на буйную растительность. Казалось, снимай это богатство да радуйся, но не тут-то было. Оказалось, что естественные декорации к фильму... не интересны на экране по причине своей плотности. Обозримая видимость пространства не больше одного метра. Далее стена растительности. Пришлось киношникам по команде режиссёра срывать листву, чтобы хоть как-то добавить видимости на более длинное расстояние.

Помимо этого, декораторам для зрелищного разнообразия пришлось соорудить для ряда сцен большие деревья из пенополистерола и плексигласа, поскольку в джунглях южной Мексики таковые не произрастали.

«Predatorы» атакуют зрителя
Премьера фантастического боевика сценаристов – братьев Томас – и режиссёра, дебютанта в зрелищном кино Джона Мактирнана «Predator»-«Хищник» состоялась 12 июня 1987 года и произвела настоящий фурор во всём мире, даже у зрителей не являющихся поклонниками фантастического кино. При бюджете в 15 миллионов долларов восторженный зритель «Хищника» «проголосовал» почти сотней миллионов «зелёных». В СССР «Хищник» попал примерно через год, благодаря разросшимся в стране видеозалам и видеосалонам, и вызвал не меньший зрительский ажиотаж, чем на Западе. Арнольд Шварценеггер ещё более укрепил своё звание заслуженной «народной» суперзвезды, а режиссёр Мактирнан приобрёл статус «звёздного» режиссёра. Сама картина набрала ряд престижных наград на фестивалях фантастического (и не только) кино, вошла в ранг культовых и стала классикой мирового фантастического кинематографа. Не мудрено, что через три года вышло на экраны достойное, хотя чуть менее эффектное, продолжение – картина Стивена Хопкинса «Хищник-2», а спустя уже 20 лет, в 2010-м, появились «Хищники» – фильм Нимрода Антала, ставший официальной, третьей частью цикла, начатого Мактирнаном.

В 2004 и 2007 годах армии «хищных» фанатов порадовали фильмы-кроссоверы «Чужой против Хищника» и «Чужой против Хищника: Реквием», в сюжете которых пересекались главные герои известных франшиз, но эти картины не входят в официальный цикл ни той, ни другой серии картин.

Он возвращается на охоту!
13 сентября, после восьми лет ожидания на экраны мира, России и Читы выходит долгожданная четвёртая часть «Хищника». Во главе нового крупнобюджетного проекта стоит режиссёр Шейн Блэк («Железный человек-3», 2013) (см.фото). О инопланетных охотниках он знает всё. И знает не понаслышке, поскольку Блэк сражался с самым первым из них, посетившем Землю в классическом «Хищнике» от 1987 года! Режиссёр исполнил в фильме Д. Мактирнана роль спецназовца Хоукинса (помните, который был единственным в отряде, носящем очки?). О сюжете зрелищного фильма рассказывать не имеет смысла, поскольку, уважаемые друзья, вы всё сможете увидеть сами в кинотеатрах «Бригантина» и «Удокан». Сообщу лишь о том, что авторы нового «Хищника» максимально отказались от компьютерных спецэффектов, взамен, в угоду реализма, щедро использовали классические комбинированные съёмки, оптические спецэффекты, макеты, аниматронику, костюмы и грим. В фильме будут действовать, как обновлённый и геномодифицированный Охотник, так и его «помощники» – опасные инопланетные собаки.

События, разворачивающиеся в картине, будут происходить во времени между «Хищником 2» и «Хищниками». «Мрачный» сюжет, типичный для всей франшизы, будет разбавлен местами юмором. 

Что же касается самого Хищника, то мне в финале нашей встречи остаётся лишь процитировать официальный слоган-девиз его нового киновозвращения – как и в первой, классической картине 1987 года: «Ты никогда не увидишь его приближения».

Все материалы рубрики "Синескоп"




Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№37 (1521) // 12.09.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).