По ту сторону огня

Что заставляет фотографов идти на войну с пожарами?


Аромат свежеотпечатанных фоторабот для выставки «Встань на пути стихии» (откроется 15 апреля в музейно-выставочном центре) смешивается с запахом гари, который въелся в кожу огнеборцев противопожарной экспедиции «Greenpeace» (Гринпис). Для них борьба с огнём не работа – призвание. Пять дней в Забайкалье – и вот они уже летят туда, где без них никак, а мы остаёмся с надеждой, что их приезд не пройдёт зря и гореть так, как прошлой весной, не будем.



Огонь-пожиратель, навечно зафиксированный на полотне, задымлённые забайкальские леса, павшие жертвами стихии, закатное солнце, запечатлённое через языки пламени – герои благотворительной фотовыставки «Встань на пути стихии». Жюри отсмотрело 540 фотографий степных и лесных пожаров, присланных как профессиональными фотоохотниками, так и любителями. Но на выставку выбрано лишь 120 работ. Почти четверть из них принадлежит камере координатора противопожарного проекта «Гринпис России» Марии Васильевой.



– Когда я в первый раз попала на пожар, ещё будучи волонтёром, и увидела изнутри, как всё это происходит, поняла, во что это превратится, как много лет понадобится, чтобы природная экосистема восстановилась, захотелось передать свои впечатления людям, которые этого не видели или не понимают, – рассказывает Мария.

Теперь для неё присутствие на пожарах – работа. Без страха и адреналина. Ощущения, что «ты, небольшая капля в море, можешь что-то изменить» заставляют её вновь и вновь сражаться с огненной стихией.

– Для фотографа, как и для любого участника тушения, существуют правила техники безопасности, которые лично я стараюсь выполнять довольно строго. У меня несколько хуже, чем у других, обстоит дело с личной защитой дыхания, зрения и головы, потому что всё это мешает снимать. Но в сильно задымлённых зонах я надеваю респиратор, хоть от этого моя работа замедляется, потому что становится тяжело поставить кадр, – делится Мария Васильева. 



По словам фотографа, иногда бывает обидно, что за кадром её не видно, а всё геройство происходит на картинке (и в лучшем случае лишь укажут авторство её фоторабот). Однако всё это компенсируется тем, что люди, видя фотографии, задумываются о последствиях непотушенного в лесу костра или злонамеренно брошенной спички.



На вопрос, как обстоят дела с фототехникой, Мария объяснила, почему иметь при себе на пожаре большое количество разных объективов – не всегда хорошо:

– Обычно я хожу с одним фотоаппаратом и одним объективом. Но год назад я потеряла свой личный фотоаппарат – очень хотела спать, ехала на наш пожарный выезд и забыла его в электричке. И сейчас я работаю с техникой одного моего очень хорошего друга. Он же снабдил меня к этой поездке четырьмя объективами, вот и приходится теперь ими «жонглировать». Тяжело всё время таскать с собой столько железа.

Близкие Марии Васильевой стараются поддерживать её в такой рискованной работе. Мало того, что её мама с большим одобрением относится к занятию дочери и очень ею гордится, так она сама (когда ей было за 60 лет) вместе с Машей ездила на пожары, участвовала в их тушении и бегала с ранцем за спиной по горящим Ладожским скалам и мхам. 

В обычной жизни, когда не надо бежать спасать леса и степи от бушующего пламени, Мария снимает пейзажи. Но сейчас ей это удаётся редко, потому что, во-первых, почти всегда её окружает «мёртвая» природа (сожжённые дотла леса и покалеченные огнём деревья), а во-вторых, не хватает времени, потому что она вместе с противопожарной экспедицией «Гринпис» всегда спешит туда, где нужна их помощь.

Все материалы рубрики "Гости нашего города"

 


Ирина Комогорцева
Фото автора

«Читинское обозрение»
№15 (1395) // 13.04.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).