Вечный экранный Гитлер

Фриц Диц - заложник одной роли


Едва ли не у каждого знаменитого актёра есть своя звёздная роль (а то и не одна). Вечные «индианы джонсы» и «люки скайуокеры», «шурики» и «шерлок холмсы», «терминаторы» и «нео», «неуловимые» и «штирлицы»... А если персонаж ещё и отрицательный, причём исторический? Если он ненавистен актёру? Сегодня в «Синескопе» – немецкий актёр Фриц Диц, общепризнанный экранный Гитлер.

Гитлер в кабаре
В одном из городов Тюрингии – Майнингене, что на востоке Германии, 27 февраля 1901 года в бедной рабочей семье Диц родился малыш, которого окрестили народным именем Фриц. Он рано лишился отца, в девять лет пошёл работать, чтобы помочь семье, стал электриком, а в 1920 г. неожиданно для всех поступил в Высшую школу театрального искусства Майнингена, по окончании которой через два года уже дебютировал на сцене Майнингенского театра в «Вильгельме Телле» Ф. Шиллера.

С 1924 года в течение нескольких лет Фриц работал на сценах провинциальных театров в Эйзенахе, Ханау, Фленсбурге, в Баден Бадене и венгерском городе Эгер. Актёр вернулся в Германию, когда в стране начал набирать силу национал-социализм.

В это время Диц решил попробовать себя ещё и в кабаре, где стал пародировать Гитлера. Хотя его партия ещё не пришла к власти, это был рискованный шаг. Весельчак Фриц наклеивал усики, выходил на сцену, делал взмах рукой в «национал-социалистическом» жесте, в зале многие дружно вставали, отвечали такой же известной репликой, а «Гитлер» вдруг выдавал: «Вот на такую высоту прыгает моя собачка!». Зал замирал от неожиданности, а потом многие начинали хохотать. В кабаре захаживали иностранные дипломаты и журналисты, все были довольны, в том числе власти – тогда это было ещё безопасно и демонстрировало германскую демократию.
Испытав себя на поприще сценического комика, Диц продолжил театральную карьеру.

«За собачку ответишь...»
Разделяя взгляды с представителями левых сил страны, актёр вступил в члены Коммунистической партии Германии – на тот момент лишь она могла противостоять нацистам. Именно поэтому КПГ в январе 1933 была запрещена. Произошло это вскоре после поджога Рейхстага. Большинство активистов было репрессировано. Дицу намекали, что он ответит не только за своё членство в запрещённой партии, но и «за собачку». На второй день после поджога пришли с обыском из Гестапо, а затем актёра уволили с работы. В концлагерь были отправлены его родственники и друзья. Самому Дицу грозило кое-что похуже лагеря. Оставалось одно – скрыться в нейтральной Швейцарии. Что актёр вместе женой и сделали.

Театр и борьба
Оказавшись в одном из небольших швейцарских городов – Санкт-Галлене, Диц через пару лет вышел вновь на театральные подмостки в местном городском театре. Играл Петруччо в «Укрощении строптивой» Шекспира, Пера Гюнта в драме Ибсена, Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера, Хлестакова в гоголевском «Ревизоре» и ещё десятки ролей. В 1937 году Диц впервые попробовал себя как режиссёр, поставив «Скупого» Мольера, «Сон в летнюю ночь» Шекспира и т.д.

Актёр не забывал и о политической борьбе – в 1943 году он с женой и одним из своих товарищей образовал местный комитет движения «Свободная Германия», был членом редколлегии ежемесячного журнала комитета. Дважды засланные в Швейцарию нацисты пытались ликвидировать актёра-коммуниста, но безуспешно.

Прорыв на экран
Только после окончания Второй мировой войны Диц смог вернуться на родину – в Восточную Германию, вскоре ставшую ГДР. В 1946 году он возглавил театр в родном Майнингене и даже был его интендантом. Играл в пьесах, сам ставил спектакли, пока однажды не сбылась ещё одна давняя мечта Фрица. В 1951 году на сцене его заметил режиссёр студии DEFA Отто Мейер и предложил актёру-театралу роль в фильме «Тень над островами» (1952), не главную, но всё же... Диц с радостью согласился. Через год последовало ещё одно предложение от киношников – сняться в комедии «Куртка как брюки» (Jacke wie Hose, 1953).

Тёмно-звёздная роль
Участие в третьей кинокартине стало для актёра «тёмно-звёздным», если не роковым.

Один из самых известных немецких режиссёров Курт Метциг в 1953 году снял первую часть фильма «Эрнст Тельман – сын своего класса» о революционере, коммунисте и антифашисте Германии. В конце 1954 года Метциг, работая над второй частью эпической картины, предложил Дицу роль Адольфа Гитлера. «Но я не похож на этого...» – в жизни всегда интеллигентный актёр с ненавистью прибавил несколько крепких словечек. «Это только вам так кажется. Гримёры сделают всё как надо», – заверил режиссёр.

В 1955 году на экраны Германии, затем Европы и СССР вышла вторая часть дилогии «Эрнст Тельман – вождь своего класса». Помимо главного героя картины миллионы зрителей обратили внимание на зловещую фигуру фюрера – на экране был явно не актёр, а живой Гитлер. В залах кинотеатров даже раздавались яростные выкрики: «Этот гад ещё живой, что ли?!».

Интересно, что в советском прокате актёра Гюнтера Зимона, исполнявшего роль Тельмана, дублировал молодой Сергей Бондарчук, а Фрица Дица – Гитлера – популярный актёр Владимир Кенигсон, прославившийся в будущем не только своими ролями, но и озвучкой знаменитого французского комика Луи Де Фюнеса.

Работать Гитлером
В середине 1950 годов Диц с семьёй перебрался в Дрезден, а затем в Берлин, продолжая работать в театре, сниматься в кино и в сериалах. К 1967 году актёр воплотил на экране в 17 фильмах самых различных персонажей: рабочих, военных, медика, руководителя завода, госсекретаря, машиниста-железнодорожника.

В 1967 Дицу пришлось стать Гитлером ещё раз в приключенческой военной драме Яноша Вейчи «Замёрзшие молнии» о борьбе узников секретного завода с «ракетной шайкой» Вернера фон Брауна, строящих и испытывающих «оружие возмездия» – «Фау-2», с помощью которого фюрер надеялся выиграть войну. Картина с успехом прошла в Европе и в СССР. Очередной «живой» Гитлер Дица орудовал на экране. Актёр, этот вечный антифашист и коммунист, с возрастающим отвращением работал со своим персонажем. «Всё. Хватит! Больше этого мерзавца не играю!» – говорил он, но работа есть работа. В том же 1967 году на главную студию ГДР DEFA поступил звонок из Москвы. Звонили русские коллеги с «Мосфильма», где режиссёр Юрий Озеров запустил проект из четырёх картин «Освобождение», ставший впоследствии самой грандиозной военной эпопеей о Второй Мировой войне за всю историю кинематографа. Вскоре к телефону попросили товарища Дица...

Воскресший из ада
Диц на звонок с «Мосфильма» ответил отказом. Актёр стал бояться, что начал становиться заложником одной роли, да ещё такой. Фрица долго уговаривали, причём не только немецкая и советская стороны проекта, но и поляки, югославы, итальянцы. Только под влиянием главы ГДР и его коммунистической партии товарища Эриха Хонеккера Диц как дисциплинированный член КПГ, перешагивая через себя, дал согласие и вскоре уехал в Москву.

Фото и кинопробы были лишними. И вот в один из съёмочных дней после работы советских гримёров со всей группой Озерова произошло то, что и с их коллегами, снимавшими впоследствии знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны», где немецкий актёр принимал участие. В шумном павильоне внезапно наступила тишина. Всех охватил натуральный ужас, когда в павильон вошёл Фриц Диц. Это был каким-то страшным чудом воскресший Гитлер. Идеальный, жуткий двойник, не только внешне, но и по голосу, интонациям.

«Фюрер... мой фюрер...»
Даже бывшие нацисты были поражены, увидев Дица в роли фюрера. Доходило до мрачных курьёзов. На съёмках заключительного фильма эпопеи «Последний штурм» (1971) во время перерыва Фриц Диц в гриме отошёл покурить на улицу (натуру снимали в Берлине). «Гитлера» увидели двое похожих – пожилых мужчин (как выяснилось потом, туристов из ФРГ). Они жутко побледнели. Один из них вскинул вверх руку в нацистском приветствии и хрипло закричал «Хайль, Гитлер!». Второй, выпучив в ужасе глаза и судорожно шепча: «Фюрер... мой фюрер...», упал в обморок. Бывшим нацистам, уже отбывшим свой срок в тюрьме, ныне добропорядочным западным немцам, пришлось вызывать неотложку.

Диц против Гитлера
Отрицательных героев играть чаще всего сложней и интересней – утверждают многие актёры. Диц в отношении своего «главного персонажа» явно не разделял этого мнения. После выхода на экраны первого фильма эпопеи «Освобождение» – «Огненная дуга» (1969) – разноплановый актёр понял, что попал в «плен» образа, который сам же и воплотил в жизнь. Фриц Диц стал Гитлером. Лучшим и самым убедительным не только в СССР, но затем и во всей Европе. Снявшись в картине «Я, справедливость» (1967), в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны», затем в двух крупнейших проектах: «Выбор цели» (здесь Диц исполнил две роли – немецкого химика, лауреата Нобелевской премии Отто Гана и фюрера) и киноэпопее «Солдаты свободы» (реж. Ю. Озеров, 1977), Фриц не хотел капитулировать перед своим персонажем. Он продолжал бороться – играл в кино и театре разноплановые роли, но «тень» Гитлера продолжала преследовать актёра.

В какой-то момент коммунист Диц понял, что, воплощая фюрера на экране и сцене, он сражается против него, каждый раз уничтожая в финале его чёрную, коварную, моральную, психологическую и физическую сущности. Он не искал оправдания своему персонажу. Никогда не обеляя его, не вызывая ни толики жалости, как это ныне пытаются делать некоторые современные кинодеятели. Он рисовал его метко и хлёстко. Злым гением мира, демоном войны, параноиком. «Хорошо, что без грима я не похож на Гитлера», – частенько подшучивал Диц.

Победивший демона
В последний раз актёр появился на экране в 1979 году в житейской семейной драме «Счастье на задворках» (реж. Х. Цшохе), где исполнил роль священника, отца Эрпа. Интересно, что и после ухода замечательного актёра из жизни (19 октября 1979) проклятый персонаж не отпускал его – в 1995 году в картине «Великий полководец Георгий Жуков» фюрер Дица (в ряде сцен фильма роль Гитлера исполнил другой немецкий актёр – Ахим Петри) вновь творил зло и смерть. Хотя финал его был один.
В общей сложности актёр снялся в 30 фильмах и четырёх сериалах, включая популярный в СССР в 1970-х «Красные альпинисты» (несколько раз повторялся на читинском телевидении), но зритель, несмотря на разноплановые, интересные работы Дица, запомнил его по единственной, исполненной семикратно, потрясающе реалистично и страшно... И каждый раз в финале победа над демоном с косой чёлкой оставалась за актёром.

Все материалы рубрики "Стнескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№17 (1449) // 26.04.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).