Герой Халхин-Гола Витт Скобарихин

Забайкалец не по рождению


Героя-халхингольца, военного лётчика Витта Фёдоровича Скобарихина (25 июня 1910 – 25 августа 1989) не обошли вниманием ни газетные публикации, ни энциклопедические статьи. Его имя с его биографией вошло в книгу «Забайкальцы – герои Отечества», хотя он – не забайкалец по рождению, а уроженец Москвы. В 1930-х годах его жизнь была тесно связана с Забайкальем. После окончания военной школы лётчиков в г. Энгельс Скобарихин в 1933 году служил в разведывательном авиаотряде Забайкальского военного округа. Ныне вспомним о боевых буднях героя-летчика в год 80-летия военных событий на реке Халхин-Гол и в связи с 30-летием, как он ушёл из жизни.

Путь советского аса
В составе лётной группы в конце октября 1936 года старший лётчик Скобарихин прибыл в 21-ю истребительную авиаэскадрилью (далее ИАЭ), которая дислоцировалась в Домне. В 1937 году В.Ф. Скобарихин был командиром звена этой эскадрильи, в мае того же года перебазировавшейся в Соктуй. Здесь авиационные звенья осуществляли учебные полёты, несли дежурства на границе и в августе задержали несколько японских самолётов, курсировавших без пре-дупреждения в пограничной зоне. Благодаря их службе на забайкальской границе сократилось число японских провокаций.

Та же служба: облёты границы, дежурство на аэродромах, боевые учения продолжилась для Скобарихина в составе 22-го истребительного авиаполка (далее ИАП), сформированного в марте 1938 года на базе 21-й ИАЭ. Авиаполк базировался близ 111-го разъезда Забайкальской железной дороги им. Молотова (ныне станция Степь железнодорожной линии между Карымской и Забайкальском). Заместителем командира второй эскадрильи был назначен В.Ф. Cкобарихин. В августе 1938 года, когда японцы развязали конфликт на оз. Хасан, полк перебазировался ближе к границе. Причём, вторая эскадрилья, где служил Скобарихин, обосновалась в районе Соловьёвска.



Испытание боем
Отсюда в составе 22-го ИАП эскадрилья Скобарихина направилась в район развернувшихся на реке Халхин-Гол боевых действий и участвовала в первых тяжёлых для советской авиации воздушных боях 27-29 мая 1939 года (в районе Тамцак-Булак). Тогда японцы сосредоточили большое количество авиации в районах боевых действий, что недооценило командование советских ВВС и боевые лётчики. Японские самолёты совершали налёты большими компактными группами и разбивали мелкие группы советских подразделений, вылетавших им навстречу. У советских лётчиков не было сработанности звеньев, и они часто вели бои в одиночку с японскими авиаскоплениями.

В боевых условиях военным пилотам 22-го ИАП пришлось осваивать новую тактику с учётом уроков, преподнесённых им японцами. «Летчики полка … почти каждый день… производили разведывательные полёты над фронтом и тылом противника. Товарищи Балашов, Чистяков, Голубев, Скобарихин и др. часто вылетали в разведку, в тыл к японцам и там обнаруживали то передвижение японских батальонов пехоты, то замаскированные танки, то полевые ангары, аэродромы с самолётами, то движение автоколонн. Благодаря этим разведкам наше командование знало, что делается в тылу у японцев», – повествует «История 22-го Краснознамённого истребительного авиационного полка» (эта неизданная, напечатанная на машинке книга-хроника о боевом пути полка хранилась в Музее авиации 23-й Воздушной Армии, позже – Музее ВВС ЗабВО г. Чита). Во второй половине июня – начале июля полк вёл успешные воздушные бои, а затем участвовал в штурме наземных японских войск. Скобарихин – командир эскадрильи в числе участников этих боёв. В бою 4 июля он сбил два самолёта, а 5 июля в группе с лётчиками Чистяковым, Калачёвым, Якименко и Райковым – три истребителя японцев.

Под обстрелом самураев
Бой, закончившийся тараном, В.Ф. Скобарихин сам описал в письме забайкальским авиаторам 31 мая 1977 года. «…Особенно запомнился воздушный бой 20 июля 1939 года. В тот день я со своей 2-й истребительной авиаэскадрильей вылетал четыре раза на боевые задания… Четвёртый боевой вылет на прикрытие наземных войск на левом фланге состоялся во второй половине дня. Наши девять И-16 были атакованы… японскими истребителями И-97. Противник был на 200-400 метров выше нас и, используя своё преимущество в высоте, атаковал нас сзади. В особо трудном положении оказался старший лейтенант Вусс. Его самолёт отстал немного, и на него набросились два И-97. У тов. Вусса это был первый боевой вылет, и, попав в трудное положение, он растерялся: продолжал полёт по прямой под обстрелом самураев. Увидев, что Вуссу угрожает смертельная опасность, я подал сигнал своему заместителю: «Перехожу в атаку». Развернулся на 180 градусов и пошёл навстречу самураям. С дальней дистанции открыл огонь изо всех четырёх пулемётов. Но самураи так увлеклись, что продолжали атаковать Вусса под огнём моих пулемётов. Я видел, как трассирующие пули впивались в самолёт самурая, но он… продолжал атаку. Вот я уже сблизился с самураем на 100-150 метров, и надо было выходить из атаки. Но я понимал: пока я буду занимать позицию для повторной атаки, японец собьёт Вусса, и я мгновенно принял решение таранить японца (в этот момент я был чуть ниже его).


Я подошёл вплотную к самураю, направил нос своего самолёта на его фюзеляж и отрубил хвостовое оперение. И-97 загорелся, хвост отвалился, самолёт упал тут же на землю. Мой самолёт получил повреждение крыла и винта, стал плохо управляем. Но мне удалось его довести до своего аэродрома и благополучно посадить…


В этом воздушном бою эскадрильей было сбито 3 самолёта самураев. Все наши лётчики остались живы, лишь один Вусс получил лёгкое ранение».

Как свидетельствует хроника 22-го ИАП, каждый воздушный бой Скобарихин подвергал тщательному разбору, вскрывал тактические недостатки, отмечал положительное, каждому приёму врага давал свой точный, строго продуманный ход. «Заходит японский истребитель нашему самолёту в хвост, – говорил он, – надо пустить его, но другому нашему истребителю необходимо быть у него в хвосте и расстрелять до того момента, как он успеет дать очередь по нашему самолёту. Симулирует японец падение вниз – посмотри и проводи его до земли, не давай ему вывести машину…».

В исторической хронике 22-го ИАП есть ещё такие строки: «23 июля… полк в составе 28 самолётов под командованием Кравченко вылетел для прикрытия своих скоростных бомбардировщиков. В районе горы Хамардаба встретились с 30-ю истребителями противника… В результате боя сбито четыре И-97 противника. Отличились Красноюрченко, Сучков, Скобарихин, Трубаченко». В тот день в нескольких воздушных боях было сбито 11 японских самолётов. Как повествует хроника полка, в них особенно отличились Кравченко, Рахов, Скобарихин, Кузьменко; геройски погиб Данилин.

Герой Советского Союза
В военном конфликте на реке Халхин-Гол В.Ф. Скобарихин совершил 169 боевых вылетов, в 26-ти воздушных боях сбил лично пять самолётов врага и шесть в групповом бою, в том числе 20 июля 1939 года одним из первых в истории советских ВВС таранным ударом. В числе комсостава 22-го ИАП старший лейтенант В.Ф. Скобарихин 29 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза (с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды Героя).

В.Ф. Скобарихин – участник Великой Отечественной войны, полковник. Был заместителем командира отдельной гвардейской истребительной авиационной дивизии. С 1948 года работал в Центральном и Московском комитете ДОСААФ. Демобилизовался из армии в 1954 году. Жил в Москве, работал научным сотрудником панорамы «Бородинская битва». Награждён орденами Ленина, дважды Красного Знамени, Красной Звезды, трижды Отечественной войны 1-й степени, дважды Боевого Красного Знамени (МНР), орденом Чехословакии. Похоронен в Москве.


Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Наталья Константинова,
кандидат исторических наук, учёный
секретарь, зав. отделом истории
Забайкальского
краеведческого музея

«Читинское обозрение»
№36 (1572) // 04.09.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).