Загадки Николая Макковеева

Его картины наполнены безграничным оптимизмом, сказочностью и яркими красками


Краевая выставка художников – одно из самых ярких событий культурной жизни Читы в ушедшем году. В ней приняли участие свыше сорока художников. Настоящим открытием проекта стали новые работы известного после персональной выставки 2017 года самобытного художника Николая Иннокентьевича Макковеева.

Члены выставочного комитета, а также многие посетители отмечают, что, очевидно, эти работы знаменуют необычный и очень интересный поворот в его творческих исканиях. Чтобы лучше понять и оценить новизну художественных опытов Николая Макковеева, стоит немного познакомиться с его биографией и ранними работами.

  

«За дружбу»                                                                «Чикойские девчонки»

Николай Иннокентьевич – один из тех, кого уважительно называют самородками. Геолог по профессии, он в короткие свободные минуты экспедиционных будней брался за кисти и карандаши, создавал лаконичные образы природы или рисовал весёлые сюжетные картинки из жизни братьев-геологов. Серьёзно же занялся творчеством четыре года назад. В 2017 году художник организовал свою первую персональную выставку в стенах Музейно-выставочного центра, где представил 40 работ в жанре сюжетно-тематической картины. Показ имел ошеломляющий успех. Выставку посетили более четырёх тысяч жителей и гостей города. Тогда ещё Николай работал в стиле наивного искусства, чутко воспринимал и выражал цвета, ритм, линии. Его первые картины были живописно яркие, добрые и живые, наполненые сказочным колоритом, потому и понятные всем людям, даже очень далёким от искусства. Николай рассказывал зрителям о простых земных радостях. Посетители, рассматривая произведения, невольно начинали интерпретировать написанные маслом сказки и забавные приключения «мультяшных» героев. Автор изображал жизненно-бытовые ситуации, шуточные и в то же время невероятно правдивые.


«Повариха»


«Ромашки спрятались, поникли лютики»

В 2018 году на краевую выставку художников Забайкалья Николай Макковеев предоставил абсолютно другие работы, непохожие по манере письма на те, что зритель увидел ранее. В них мы не находим милых мультяшных героев, вызывающих добрую улыбку. Перед нами фантасмагоричные образы, словно появившиеся из снов. В них нет логического восприятия действительности, почти полный отрыв от реальности. Работы художника стали намного сложнее по содержанию, в них поднимаются нравственные темы, появляются символы. Так, в работе «Снег в Сахаре» художник изображает теплолюбивого ярко окрашенного грифа, хищную птицу с мощным крючковатым клювом со снегом на спине. Автор использует приём противопоставления: на грифе, живущем в самом жарком месте на планете – Сахаре, появляется снег… Это удивительно! Потому что снег в Сахаре – аномальное природное явление, происходящее очень редко! На грифе изображён паук-крестовик – символ в христианстве дьявола – завлекающий грешников в свою паутину. Изображение снега в пустыне неслучайно – это есть духовное спасение грифа от дьявола, избавление от грехов, это победа над чёрными силами и злом!


«Снег в Сахаре»

Не менее завораживающе выглядит картина «Человек-амфибия», на которой мы видим фантастического героя. Это по-настоящему волшебная работа с изображением морского дна, водорослей, хищных рыб, одним словом, вымышленного «подводного царства». Сцена наполнена десятками мелочей, которые в итоге дают сюрреалистический эффект. Во всех работах Николая Макковеева – множество деталей и символов. Перед взором зрителя предстаёт человек-амфибия, держащий в руках раковину с жемчужиной. Всем известно, что жемчуг представляет собой редкость: благородную, чистую и белую. Кроме того, безусловно, нужен немалый труд, чтобы с опасностью для жизни достать её со дна моря. Это придаёт жемчугу особую ценность. В данной работе драгоценность в раковине символизирует душу человека в его теле. Точно так же, как из маленькой песчинки появляется жемчужина, человек способен работать над собой, духовно, внутренне расти, обогащаться, иногда преодолевая опасности и трудности.


«Человек-амфибия»

«Эскимо на палочке» – так называется следующее художественное произведение автора. Перед нами тропический мир, где главным героем является обитатель тёплых краев – хамелеон в причудливой панамке, способный изменять окраску и рисунок тела. Теплолюбивое разноцветное животное лижет эскимо, охлаждается и наслаждается вкусом. Вокруг него плетут паутины пауки, пытаясь окутать всё в свои сети. Стрекозы, ветреные и легкомысленные, окружают героя, хищные рыбы с острыми зубами находятся рядом. Повсюду поджидает его либо опасность, либо соблазны, и лишь спокойствие духа позволяет ему оставаться непоколебимым и сохранять равновесие, охлаждаясь молочным лакомством.


«Эскимо на палочке»

Привлекает внимание картина «На брудершафт». На первый взгляд перед нами предстаёт древнеегипетский сюжет: фигуры, напоминающие богов Гора и Тота, окружённые яствами. Но в то же время это не воспроизведение облика богов страны фараонов. Перед нами – мужчина и женщина с головами птиц. Они держат бокалы и готовятся выпить на брудершафт. Этот застольный обряд обычно заканчивается поцелуем. И неслучайно мужчина в другой руке держит яблоко, протягивая его женщине. Здесь оно является символом осознания себя, воплощает в себе грех. Мужчина протягивает его женщине, искушая её и толкая на грехопадение.


«На брудершафт»

Безусловно, раннее творчество Николая Макковеева отличается от настоящего. Трансформируется почерк художника, появляются оригинальные идеи, темы. Работы имеют глубокий философский смысл. Неизменным в ранних и настоящих работах остается лишь то, что все они наполнены безграничным оптимизмом, сказочностью и яркими красками.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Татьяна Игумнова,
Наталья Протасова

«Читинское обозрение»
№3 (1539) // 16.01.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).