«Место встречи изменить нельзя»

Часть III


Часть I
Часть II


Сегодня в «Синескопе» третья «серия» рассказа об истории появления одного из самых ярких культовых кинопроектов Центрального ТВ СССР – легендарной пятисерийной картины режиссёра Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

Когда «Лёля» круче Родины и Сталина

Высоцкий участвовал в фильме не только как актёр – многие его находки обогатили картину. Он предложил приклеить фотографию Вари Синичкиной на дверь, где должен был спрятаться Шарапов от бандитов. Он же предложил сделать «наколку» Васе Векшину с именем «Лёля», самым модным в те года, а не «За Родину! За Сталина!»; «Не забуду мать родную!» и т.п., как предлагалось авторами фильма. По его же указанию на шею Векшина накрутили белое морское офицерское кашне (в таком щеголяли подростки 1940-х, подчёркивая принадлежность к фронтовикам). Высоцкий блестяще выступил как режиссёр, ставя в отсутствие Говорухина (уезжал на один из кинофестивалей) сцены: «Допрос Груздева в МУРе», «Опознание Фокса» и другие эпизоды.

Смертельный трюк
Осенью 1979 года в Москве снимали самый опасный трюк – падение грузовика с Фоксом и его подельником в Яузу. Ставить взялись известные каскадёры Владимир Жариков и Олег Федулов. Для подстраховки Говорухин пригласил ещё двух известных автогонщиков, но те вынесли вердикт: «Башку свернёте». Но каскадёры уже «горели» трюком. Им даже пришлось дать Говорухину подписку: «За наши жизни и здоровье киногруппа ответственности не несёт».

Репетировали полмесяца. Снимали в промозглый вечер сентября. Все подъезды перекрыты ГАИ, но по бокам моста всё равно толпилась огромная толпа зрителей. Режиссёр дал сигнал. Грузовик разогнался, ударился колёсами о тротуар и полетел. Ремни безопасности применять было нельзя. Каскадёры упёрлись во что можно руками и ногами. Навстречу неслось что-то чёрное... Когда грузовик снёс парапет, все ждали, что он упадёт в воду днищем (для этого в кузов положили тяжёлую плиту), но грузовик перевернулся и упал прямо кабиной, причём в то место реки, где было мелко. Киношников затрясло. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадёры мертвы. Но они чудом выжили. Обидно стало через несколько минут не только смельчакам, но и всей киногруппе: основная камера, которая должна была снимать падение крупным планом, не сработала. В фильм вошёл эффектный, но общий план...

Укушение Высоцкого
Почти все натурные съёмки фильма сопровождались толпами фанатов. Не сдерживали ни холод, ни ночное время. Доходило до курьёзов.

Снимали первую половину эпизода «Милицейская погоня за Фоксом». Во время перерыва Высоцкий отошёл в сторонку курнуть. Вдруг из темноты раздался рык: «Ды отпусти ты, стер-р-рва бешеная! Народ, помогите!..». Киногруппа бросилась в темень выручать коллегу от неведомой опасности. Каково же было удивление, когда обнаружили Высоцкого, который изо всех сил пытался оторвать от себя молодую женщину, намертво вцепившуюся зубами в его кожаное пальто. Кое-как общими усилиями удалось разжать ей зубы. Нарушительницу увели, а Высоцкий рассказал, как к нему подбежала эта самая незнакомка, сказала взволнованным голосом: «Здравствуйте!», потом замолчала и внезапно, от полноты чувств, укусила артиста за плечо. Хорошо, что пальто было не из мягкой иностранной лайки, а из прочной отечественной кожи.

А теперь… Гор-р-рбатый!
По мере того, как съёмки приближались к сценам с участием главаря «Чёрной кошки», Говорухин мрачнел. Жеглову в феврале 1979 года надо было уже кричать ныне легендарное: «А теперь Горбатый!», а Горбатого-то и не было. Долгое время режиссёр уговаривал на роль бандита Ролана Быкова. Добрый Ролан отказывался. Не помог в качестве парламентёра с бутылкой и Аркадий Вайнер. «Я только что разошёлся с женой, и оттого безмерно страдаю, – объяснил Быков. – А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе злодея-карлика, да ещё горбатого! Ты что, совсем... Побойся Бога!».

Тогда обратились к Армену Джигарханяну, способному справиться с любой ролью.

Кстати, Быков до предложения стать Горбатым пробовался на роль другого колоритного криминального персонажа – элегантного жулика и вора Ручечника, но Евгений Евстигнеев «перевесил».

Когда «в кадре» все свои
В связи со скромным бюджетом (на фильм Гостелерадио выделило менее 1 млн рублей вместо заявленных 1,4) авторы экономили на всём. В эпизодах приглашали сниматься родственников, друзей, знакомых, членов киногруппы и т.д.

Роль жены Груздева, Галины Желтковской, исполнила театральная актриса Юнона Карева, бывшая супруга Говорухина. Снялся в одном из эпизодов и Владимир Гольдман, устроитель подпольных концертов Высоцкого. Правда, вскоре он попал под око ОБХСС, а потом – в лагерь, где и увидел «Место встречи». На следующий день после премьеры его жизнь изменилась – с лесоповала перевели на кухню. Вот что значило для зэков засветиться в картине с самим Высоцким!

В ресторане, где Фокс танцевал с официанткой Марианной, за одним из столиков можно видеть дочь Аркадия Вайнера, Наталью Дарьялову, а среди музыкантов легко обнаружить дующего в саксофон Сергея Мазаева и т.д.

Поющий Жеглов
Для фильма Высоцкий подготовил две песни. Одна – «О конце войны» («Сбивают из досок столы во дворе...»), второй хотел поставить «Балладу о детстве» («...Взял у отца на станции погоны, словно цацки я, а из эвакуации толпой валили штацкия...»). Однако режиссёр отказался от той и другой. Правда, вскоре Владимир Семёнович сам отказался от такой затеи: «Как только я раскрою пасть, я из капитана Жеглова 1945 года превращусь во Владимира Высоцкого 1979-го. Это, может, и приятно, но моему Глебу придёт конец...».

Актёр планировал использовать песни в продолжении сериала, сценарий которого написал сам и снимать который подбивал Вайнеров и Говорухина. Но режиссёр сказал: «Володя, есть ли смысл снимать что-то дальше. Жеглов, считай, умер, а Шарапов стар, зачем продолжать-то?».

И всё же в фильме Жеглову пришлось петь. Правда, всего две строчки. И не своё. Из репертуара Александра Вертинского – романс «Лиловый негр». Высоцкий поначалу отказался: «Не даёшь петь своё, не буду и чужое». Но в конце концов поддался на уговоры Говорухина и «сторговался» на несколько строчек, звучащих в четвёртой серии, да и те перебивались репликами Жеглова к Шарапову.

Пять вместо семи
Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской студией фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две серии сократили при монтаже по требованию телевизионщиков. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих зрителю причины дружеских отношений Шарапова и Левченко, а также их товарища – штрафника Коробкова (см. фото не вошедших в фильм «фронтовых» сцен).

Также убрали несколько сцен с Васей Векшиным до его убийства, которые объясняли, кто такой «Сенечка Тузик».

Руководство запретило киношникам «убивать» подругу Шарапова – Варю, сославшись на то, что у расстроенных её гибелью зрителей упадёт производительность труда и то, что это исказит весь идейный смысл картины. Несмотря на смехотворность, авторы фильма всё же согласились с указанием руководства и никогда не жалели об этом впоследствии.

«Ваш Жеглов похож на урку...»
14 сентября 1979 года фильм принимало руководство Гостелерадио. В комиссии заседал и высокий чин из союзного МВД. «Ваш Жеглов сам похож на урку...», «Бандитов на экране слишком много и все чересчур колоритные», «Романтизируете «Чёрную кошку» и т.д.

Картину милицейский чин не принял. Телевизионщики решили подождать. Помог праздник. В преддверии Дня милиции на ТВ позвонили из МВД и поинтересовались, какую премьеру они подготовили к празднику? «Есть только «Место встречи…». Милицейские начальники дали «добро».

Пустые улицы СССР
В воскресенье, 11 ноября 1979 года, в 19.55 по первой программе ЦТ началась премьера телефильма «Место встречи изменить нельзя». Позже было подсчитано, что каждая новая серия фильма повышала нагрузку электросети в одной Москве на 400 тысяч киловатт! Улицы страны в это время были пусты.

Но самая интересная статистика – в отчёте МВД за 1979 год. В те пять вечеров, когда показывали «Место встречи изменить нельзя», не было зарегистрировано ни одного преступления!

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№98 (1481) // 06.12.2017 г.


Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).