Когда имя славит человека

Часть III


Часть I
Часть II

Именем человека можно не только назвать. Благодаря имени всем становятся известны хорошие или плохие поступки человека, поэтому любое имя может прославить своего носителя. Но бывают особые имена, которые «славят» человека сами по себе.

Традиция прославлять человека специально созданным именем – очень древняя, она получила название имеславие. Примеры имеславия встречаются в поэмах Гомера, Зевс там называется Громовержцем, Ахиллес – Быстроногий. Для прославления используются двуосновные слова (образованные от двух основ разных слов – без окончания). Такая традиция есть в индийских, иранских, германских, славянских языках, но больше всего известна из греческого.

Греки специально создавали такие имена из основ слов с «положительным» значением: владыка, царь, слава, побеждать, лучший и др. Вот эти имена: Александр (алекс- – «защита», андр- – «человек, муж»), Аристарх (арист- – «лучший», арх- – «начальник»), Филипп (фил- – «любить», ипп- – «конь»). Имена искусственные, это видно по «мозаике» из частей – Стратоник и Никострат, Феодор и Дорофей. Но имена получились хорошие и использовались на протяжении веков.

То же самое было и у славян: Владимир, Всеволод, Мирослав, Святополк и другие имена мы знаем как имена «княжеские», призванные прославить носителя. Исследователи считают, что традиция имеславия передавалась от одного народа к другому. Например, есть древнее германское имя Вальдемар, от основ со значением «владеть» и «слава». А если перевести на славянский? Владислав! А Владимир – это переделка германского Вальдемара, в древности писали Володимер.

Считают, что первое славянское (а не скандинавское, как Игорь или Олег) имя в династии Рюриковичей также было переводным: его первая часть повторяла имя Олега (скандинавское Хельги – «святой»), вторая часть – древнегерманскую основу мар- – «слава», вместе получилось Святослав.

Таких имён у славян было много, и мужских, и женских. Из их частей с «положительным» значением тоже могла получаться «мозаика»: Мирослав и Славомир, Святогор и Горислав. Имена эти были настолько «сильными», важными, что даже после крещения князей они сохранялись и использовались в документах и в обиходе. Мы знаем князя Владимира, который крестил Русь и сам крестился, получив имя Василий; знаем Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий); его внук Владимир Мономах в крещении тоже Василий; новгородский посадник Остромир, которому принадлежало известное историкам и филологам как памятник древнерусской письменности Остромирово евангелие 11 века, носил имя Иосиф.

Церковь не признавала такие имена, считая их языческими, но впоследствии люди, носившие их, были причислены к лику святых, и имена вошли в православный календарь. Стал святым равноапостольным князь Владимир, святым благоверным Ярослав Мудрый. И другие древние имена стали православными: Вячеслав, Святослав, Владислав, Мстислав, Всеволод, Людмила. Некоторые из них стали для нас заимствованными из католических имён: Станислав, Ростислав. А специалисты по русской антропонимике сегодня рекомендуют использовать 34 таких мужских имени и 21 женское. Так что традиция продолжает жить!

Часть IV
Часть V

Все материалы рубрики "Говорите по-русски"

 


Елена Филинкова,
кандидат филологических наук

«Читинское обозрение»
№43 (1475) // 25.10.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).