Война без оружия, или Сила слова

История войн – это всегда война историй, а фальсификация событий является составляющей гибридной войны


Мы привыкли рассматривать войну исключительно как насильственное противостояние государств. Однако в XXI веке на смену открытым вооружённым конфликтам приходят новые войны, которые ведутся в ином измерении, в том числе информационном, с помощью слова, что порой создаёт не меньшую угрозу национальной безопасности того или иного государства.

Как нами  манипулируют

Эта тема стала одной из основных на пленуме Союза писателей России, впервые состоявшемся на забайкальской земле. По мнению председателя этой общественной организации Николая Иванова, подобные «мягкие технологии» в настоящее время применяются против России, в частности, методами литературы. Поскольку ключевым направлением работы пленума стала тема 75-летия Великой Победы, были затронуты вопросы фальсификации событий, с ней связанных.

– Сам факт победы не может жить вечно, его нужно постоянно поддерживать, иначе он обрастёт ложью и различного рода искажениями, – заявил он. –  Нужно менять своё мнение о том, что несомненным доказательством победы Советского Союза в Великой Отечественной войне навсегда останется факт поднятия нашего знамени над Рейхстагом. Реальность такова, что и это надо постоянно доказывать, вступая в противостояние с фальсификаторами истории. Поэтому отношение к событиям войны не должно ограничиваться мероприятиями на 9 мая, мы не имеем права ставить на этом точку. Речь идёт о духовной безопасности нашего Отечества.

По мнению заместителя председателя Союза писателей России Василия Дворцова, история войн – это всегда война историй, а фальсификация событий является важнейшей составляющей так называемой гибридной войны, которая сейчас ведётся против всех национальных государств.

– Мы с вами живём в такое время, что приходится наблюдать, с какой лёгкостью переписывается наша история, – рассуждает писатель. – В основе этого лежат технологии изменения массового сознания – настоящее поражающее оружие современной гибридной войны, чьи сражения происходят не на полях битв, а в наших сердцах и душах. Идёт процесс выжигания у современного поколения матрицы памяти. Начинается всё это с приёма внесения сумятицы в наше сознание с тем, чтобы мы засомневались сами в себе. Происходит искажение уже имеющихся представлений о том или ином историческом факте. Затем на наше обескураженное сознание обрушивается поток разных толкований происходящих в истории вещей. Сами исторические факты порой и не отрицаются, но опытные люди ими свободно играют и манипулируют. В итоге тысячи людей думают, что это было именно так, а не иначе. Простой пример – противостояние СССР и Квантунской группировки и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки армией США. Требуется всего лишь убрать из Музея атомной бомбардировки Хиросимы упоминания об американцах, и у молодых японцев совершенно чётко складываются два этих события. Сейчас большинство из них считают, что Японию бомбардировали русские.

Писатель уверен, что за изменением сознания всегда идёт изменение памяти, зачастую это касается подмены понятий «герой» и «предатель». Этот приём также часто используется в современной истории.

– Ревизией всего происходящего становится достижение главной цели любой войны – пересмотр границ, права обладания ресурсами и так далее. Мы с вами не должны становиться невольными участниками этой войны и позволять собой манипулировать, – призвал Василий Дворцов.

Книги как товар
Секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Москва» Вячеслав Артёмов (см. фото) подчеркнул серьёзность этой проблемы, отметив при этом, что масла в огонь порой подливают современные книжные издательства.

– Если наш журнал действует в рамках классических русских традиций, то некоторые издательства давно превратились в «фабрики» по производству товара под названием «книги». А поскольку товар должен быть ликвидным, они активно работают в этом направлении и издают то, что хочет «потребитель». Современный же читатель в большинстве своём воспитан на сценах крови, насилия и разврата. Доходит до того, что в издательствах работают специальные люди, которые дописывают подобные сцены к «скучным» произведениям. Мне лично пришлось с этим столкнуться, сотрудничая с одним из крупных книжных издательств в процессе работы над книгой о Чеченской войне. И эта, к сожалению, востребованная литература наводнила прилавки наших книжных магазинов, – говорит писатель.

Вторым аспектом этой проблемы, на взгляд Вячеслава Артёмова, является господство в издательском деле законов рекламы – если писатель не штампует по роману каждые полгода или его имя не звучит в новостях, неважно, хороших или плохих, то о нём все забывают.

– Там, где в искусство вмешиваются деньги, оно превращается в обычную попсу, – уверен писатель. – К сожалению, зачастую это касается и литературных премий.

Реальность показывает, что борьба в этих сферах действительно идёт ожесточенная. Отношение массового читателя к литературе можно охарактеризовать как потребительское. Многие современные молодые люди хотят воспринимать то, что нужно им, а не ломать голову над произведениями классиков и задумываться о путях развития России. Отсюда берёт начало и цинизм по отношению к слову, и то, с какой лёгкостью можно манипулировать сознанием среднего россиянина.

К слову в России всегда относились трепетно и уважительно, а оно помогало найти выход из трудной ситуации, поверить в себя, а порой и выжить. Благодаря слову человечество научилось беречь, ценить и уважать свою историческую память. Обладая и созидательной, и разрушительной силой, оно способно запрограммировать в нас образ мира. Какую программу выбрать – решать нам.

Все материалы рубрики "Читаем"

 


Екатерина Скороход
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№45 (1633) // 04.11.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).