«На Иргень-озеро и на великую реку Шилку»

К 365-летию присоединения Забайкалья к России


Россия обрела Забайкалье в 1653 году благодаря землепроходцу, исследователю, основателю сибирских городов Петру Ивановичу Бекетову.

Смотрит молодёжь

Историко-краеведческий час, посвящённый Петру Бекетову, собрал в библиотеке им. А.С. Пушкина участников молодёжного интеллектуального клуба. Они посмотрели документальный фильм, снятый творческой группой «Московский тракт» ГТРК «Чита» из цикла «Великие люди Забайкалья», после которого выступили историки, краеведы, литераторы.

Предваряя показ, режиссёр фильма Надежда Павленко рассказала, как группа снимала картину, по каким тропам пришлось пробираться... Нужна была натура времён Бекетова. Забирались в самые глухие и отдалённые уголки Забайкалья. По 30 км в день проходили пешком. А потом представляли снятое на российских и международных конкурсах, фестивалях, возвращались с наградами.

О чём поведал фильм
В центре Читы стоит бронзовая статуя человека в высокой папахе, левой рукой опирающегося на уменьшенную модель острога, за правым плечом – ружьё. Образ собирательный, но все знают, что это памятник казаку-первопроходцу Петру Ивановичу Бекетову. А что мы знаем о нём? Не известны ни место, ни день рождения, ни обстоятельства смерти, дата её. Сохранились челобитные из разных мест Сибири, написанные рукой Петра Ивановича. Опираясь на них, можно составить краткое его жизнеописание.


Памятник Бекетову сотоварищи

Судя по фамилии, предки его были выходцами из Золотой орды. Бекетовы постепенно добились дворянского звания. Родился будущий основатель сибирских городов на рубеже 16-17 веков, скорее всего, на нижегородской или рязанской земле. В 1624 году он официально числился в списках служивых людей Тобольска, в 1627 году получил звание стрелецкого сотника, а в 1630 году по Енисейскому списку возведён в разряд сынов боярских. Такому продвижению способствовали деловые качества, талант военачальника, умение ладить с людьми, грамотность, знание сибирских языков: бурятского, эвенкийского, якутского.

Заложив семь острогов: Рыбинский и Братский на Ангаре, Ленский (будущий Якутск) на Лене, Усть-Прорвинский на Байкале, Иргенский на озере Иргень, Нерчинский на Шилке и Ингодинское, Чарское и Алёкминское зимовья, он обрёл известность опытного градостроителя.

В 1652 году один из первых землепроходцев Василий Колесников поведал енисейскому воеводе Афанасию Пашкову о том, что есть возможность разведать серебро-свинцовые руды и расширить зону сбора ясака. Об этом Пашков сообщил в столицу, но заранее отправил в сторону Восточного Забайкалья сотню казаков во главе с Бекетовым, «коево искусство и прилежание были уже известны».

Выйдя из Братского острога, отряд переплыл Байкал и оказался в устье речки Прорва. Это было удачное место для возведения острога и в стратегическом плане, и в наличии большого количества рыбы в воде. Здесь и решили перезимовать.

Зимовка затянулась, Байкал вскрылся поздно и только в июне следующего года двинулись «на Иргень-озеро и великую реку Шилку» вверх по Селенге, против течения по Хилку поднялись до озера Иргень. К началу осени поставили Иргенский острог. Глубокой осенью отряд спустился в долину реки Ингоды по ручью Рушмалей. По Ингоде доплыли до того места, которое считается основанием Читы.

Расчётам Бекетова до зимы добраться до Нерчи помешал ранний ледостав Ингоды. Наскоро возвели Ингодинское зимовьё. В мае 1653 года, разобрав зимовьё и по-новому связав плоты, бекетовцы направились к устью реки Нерчи, где с разрешения местного хана Гантимура десятником Максимом Уразовым ранее был поставлен Нелюдский острожек. Прибыв на место, казаки занялись укреплением острога и посевом хлебов.

Острог находился примерно в том месте, где сейчас стоит сохранившийся Нерчинский Успенский собор, возведённый в 1712 году (ранее село Монастырское, ныне – село Калинино). По преданию, на Монастырском кладбище похоронен Ерофей Хабаров.


Нерчинский Успенский собор в настоящее время

Укрепив острог и ожидая урожая, Бекетов думал закрепиться на берегах Шилки, сделав Нелюдский острог опорным пунктом для освоения Забайкалья. Однако случилось непредвиденное. Из записок Бекетова известно, что тунгусы вытоптали и сожгли все хлеба. Чтобы избежать голода, часть казаков вернулась на Байкальские остроги, а воевода с остатками отряда направился на Амур. После их ухода острог сожгли.

На Амуре, соединившись с отрядом Онуфрия Степанова, Пётр Бекетов думал вернуться на Нерчу, чтобы отомстить Гантимуру или продолжить изучение Амура, начатое Хабаровым. Но встав под начало Степанова, вынужден был защищать Кумарский острог, осаждаемый маньчжурами.

Степанов и Бекетов строят сильно укреплённую крепость, вокруг которой широкий и глубокий ров, за ним – земляной вал, на нём – сильно укреплённая стена, которую не пробивали пушечные ядра. В стене – бойницы. Пушки – в центре острога на возвышении (могли вести огонь во все стороны). В центре был вырыт колодец глубиной 10 метров, от него 16-метровые желоба, по которым вода поступала для тушения пожаров от зажигательных стрел.

Все попытки захватить Кумарский острог оказались безрезультатными. Оборона острога показала высокую способность русских казаков защитить восточные рубежи России. И немалую роль в этом сыграл Пётр Бекетов.

«Житие протопопа Аввакума» о смерти Бекетова
Неизвестны дата и обстоятельства смерти Петра Ивановича. Судя по всему, случилось это в Тобольске, где после походов в Забайкалье и на Амур он продолжал служить.

Единственный источник информации о его последних днях – «Житие протопопа Аввакума», где автор пишет: «Той же Бекетов Пётр, пришед в церковь, браня архиепископа и меня, и в той же час из церкви пошед, взбесился, ко двору своему идучи и умре горькою смертию зле. И мы с владыкой приказали тело его среди улицы собакам бросить». Якобы, тело Бекетова три дня лежало на улице, к нему никого не подпускали потому, как оно было проклято, и только потом было погребено. Верить этому сложно, так как известно, что у Аввакума было неприязненное отношение к Бекетову, который в «церкви большой» бранил Симеона и протопопа. Но и опровергнуть нет возможности. Надо полагать, Аввакум выдаёт желаемое за действительное. Скорее всего, у Петра Ивановича после конфликта случился сердечный приступ, повлёкший смерть. Похоронили его соратники, но где – неизвестно.

Имя и подвиги его не забыты
Мелькнули последние кадры фильмы, и Надежда Закаблуковская, заместитель директора библиотеки, кандидат исторических наук, прочитала песнь из русского фольклора, записанную в Сибири в середине 18 века «Во сибирской во украине, во Даурской стороне», посвящённую осаде и героической обороне Кумарского острога. Показала книги, посвящённые Бекетову, из фонда библиотеки.

Краевед Геннадий Жеребцов рассказал, как велось изготовление памятника на Театральной площади, почему появилось ружьё за плечом Бекетова. Поскольку автор скульптуры – архитектор Александр Миронов из Улан-Удэ, у бурятских историков свой взгляд на экспедицию Бекетова в Забайкалье. Далее краевед сообщил о том, как восстанавливается острог на о. Иргень в том виде, каким он был в середине 17-го века.

Снова возник вопрос о смерти Бекетова. Есть предположение, что Бекетов погиб на Амуре в схватке с маньчжурами 30 июня 1658 года. Даты рождения и кончины его в разных описаниях значительно отличаются одна от другой. Надежда Павленко пояснила, что версию из «Жития протопопа Аввакума» включили в фильм только потому, что когда снимали в 2010-м году, других не нашли.

Участники обсуждения высказывали мнение о том, что неудачно расположена скульптура Бекетова, может быть, её стоит развернуть «встречь солнцу» или перенести в другое место, более удобное для посещения и осмотра.

Вспоминали основателя и первого президента фонда «Дело Бекетова» Юрия Петровича Ткаченко. Он очень много сделал для увековечивания памяти землепроходца. Он же разработал туристический маршрут «Дорогой Бекетова», предлагающий сплав на плотах по Ингоде, Шилке, Амуру. Большое участие принимал в решении вопроса о памятнике. Кое-кто даже заметил портретное сходство Бекетова с обликом Юрия Петровича.


Ю.П.Ткаченко у памятника Бекетову

Говорили и о барельефе, посвящённом Бекетову, на торцевой стене гостиницы «Забайкалье», на котором текст о том, что Чита была основана в 1653 году, не соответствует действительности. Автор записи позже от неё отказался, покаялся, но убирать её, похоже, никто не собирается.

Спасибо за встречи!
Участниками историко-краеведческого часа стали студенты первого курса колледжа Читинского института Байкальского госуниверситета. Внимательно слушали, активно обсуждали, задавали вопросы. Преподаватель Евгения Гончарова призналась:

– В своих стенах мы периодически проводим конференции по краеведению и всегда откликаемся на такие мероприятия. Ребята проявляют интерес к истории, учатся любить малую родину. Подобные встречи с деятелями культуры, историками, работниками библиотек для нас – познавательные уроки, расширяющие кругозор, пополняющие копилку знаний о крае. Мы очень благодарны сотрудникам библиотеки за их просветительскую работу!

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Людмила Арзамасцева
Фото Елены Иманаковой
«Читинское обозрение»
№14 (1498) // 04.04.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Bннокентий 08:06 09.04.2018
Нерчинский Успенский собор надо бы под стеклянным колпаком сохранять в веках для напоминания о всеобщем безумии, охватившем Россию в 20 веке.
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).