«Грозный» шедевр грозного времени. Часть I

К 70-й годовщине великой картины


Раздробленное государство с массой нищего населения. Торговля под контролем западных держав. Анархия, продажность и бестолковщина кремлёвской власти. Грызня за сытые «хлебные» места и деньги. Военная угроза с запада и востока... Нет, это не Россия 1990-х. Это её седая история. Но тогда пришёл Он. Воссоединил великую державу силой могучей воли, разума и мощью воинов-опричников. Вернул Отечеству исконно русские города. Расширил границы до Дальнего Востока. Заставил кичливую Европу склонить голову. Он – хозяин и властелин «третьего Рима», государства русского, царь и великий князь московский Иван Васильевич по прозвищу Грозный.

2015 год богат на юбилейные даты, главная из которых – 70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Та же юбилейная цифра вспыхнула ещё над одним историческим событием, напрямую связанным на этот раз с мировым кинематографом. Одному из его величайших шедевров, а именно картине советского гения, киномастера Сергея Эйзенштейна и его товарищей «Иван Грозный» исполнилось ровно 70 лет. Сегодня в «Синескопе» история её создания.

Царь молчащий, грозный, шутейный, рисованный...
Первый фильм об Иване IV появился ещё в 1915 году. Картина режиссёра Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный» (оригинальное название «Дочь Пскова, Псковитянка») стала актёрским дебютом знаменитого певца Фёдора Шаляпина, исполнившего роль царя. В общей сложности к личности Ивана IV только оте-чественные кинематографисты обращались более трёх десятков раз, включая и последнюю крупную работу – картину Павла Лунгина «Царь» (2009). Спектр жанров фильмов, где фигурировал образ Грозного, широк: от классической исторической драмы до комедии («Иван Васильевич меняет профессию») и даже мультипликации (рисованные эпизоды в фильме Э. Рязанова «Зигзаг удачи»).

Сталин и его учитель
Личность Ивана Грозного многие годы привлекала известного не только у себя на родине, в СССР, но и в Европе, за океаном режиссёра Сергея Эйзенштейна, прославившегося своим первым шедевром – лентой «Броненосец Потёмкин» (1925). После успешной картины «Александр Невский» (1938) с масштабными съёмками оператора Эдуарда Тиссэ, великолепной музыкой Сергея Прокофьева и блистательной игрой актёра Николая Черкасова Эйзенштейн понял, что находится на верном пути. Вдохновлённый поддержкой высокого руководства в лице Иосифа Виссарионовича, почитавшего Ивана IV и считающего его своим историческим учителем, Эйзенштейн засел за сценарий. 

Летописный сценарий

С января 1941 года режиссёр и драматург тщательно изучал летописи, исторические труды об Иване Грозном и фольклор тех далёких лет. Основой сюжета была взята история объединения Руси и укрепления единовластия в Московском государстве при Иване Грозном. Достигнув абсолютной власти путём могучего ума, воли, силы и жестокости, Иван обрёк себя на одиночество и неразрешимые сомнения...


Ныне мало кому известно, что «Иван Грозный» задумывался как трилогия. В первой части говорилось о раннем периоде правления Ивана Грозного – первых 13 лет. Это время охватывало юность Ивана, венчание на царство, Казанский поход, смерть жены Анастасии и завершалось крестным ходом к Александровской слободе, куда, покинув царство, удалился Иван.

Во второй части «Боярский заговор» изображался период 1560-1569 гг. Время появления «внутренних» царских войск – опричников и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по версии автора сценария, заговор с целью убить царя. Третья часть рассказывала о... Впрочем, о третьем фильме и его загадке поговорим позже...

«Аз есмь царь!»
Основной костяк творческой команды «проекта» «Иван Грозный» опытный Эйзенштейн сохранил тот же, что работал и над «Александром Невским». На роль Ивана IV пригласил почти без проб Николая Черкасова. Поскольку в картине предполагалось показать царя от молодости до смерти, художник-гримёр Василий Горюнов приготовил более десяти возрастных гримов. 

Современные кинематографисты стараются максимально приблизить экранный образ к оригиналу. А если фотографии ещё не было? Да и портретов, сделанных русскими живописцами в тот отрезок времени, не сохранилось? Эйзенштейн поступил мудро, дав полную свободу Горюнову, а сам начал создавать образ Ивана по картинам итальянского художника Алессандро Маньяско, писавшего русского царя в своих творениях XVII века. 

...За несколько минут до первой пробной съёмки Николай Черкасов появился на съёмочной площадке. В полном царском облачении и с жезлом-посохом в руке. Суета, шум, разговоры – всё разом оборвалось. Актёр окинул тяжёлым властным взором онемевших членов съёмочной группы. «Аль не зрите, кто пред вами? – Черкасов нахмурил брови и тихим, страшным голосом молвил сквозь зубы: – На колени, смерды... На колени!». Затем, вместе с ударом об пол посоха, загремело гневное и повелительное: «Аз есмь царь!». Несколько киношников повалилось на колени. Удовлетворённый увиденным, Иван Грозный молвил: «Папироски ни у кого не найдётся?». Только спустя секунд десять группа пришла в себя. Хохот стоял страшный...

Кастинг «по-царски»

Сценарий «Ивана Грозного» был закончен в апреле 1941 года. Руководство «Мосфильма», видя в новом проекте ещё одну, после «Невского», возможность подогреть в людях чувство патриотизма, в короткие сроки утвердило сценарий и дало добро на запуск картины. За неделю был утверждён и основной актёрский состав, куда вошли звёзды советского кино: Михаил Жаров (Малюта Скуратов), Серафима Бирман (Ефросинья Старицкая, тётка царя), Людмила Целиковская (царица Анастасия), Андрей Абрикосов (боярин Колычев, в дальнейшем митрополит московский Филипп) и т.д. Любопытно, что в небольшой роли опричника впервые на большом экране появился совсем молодой Георгий Вицин!

«Мосфильм» в ссылке
Съёмки «Ивана Грозного» должны были начаться в августе 1941 года. Но вероломная Германия вторглась на территорию СССР. Являясь идеологически важным объектом, советский киногигант «Мосфильм» вынужден был перенести свою деятельность на восток. В столице Казахстана, городе Алма-Ате, на базе республиканской студии была основана Центральная объединённая киностудия художественных фильмов. Лишь с 1 февраля 1943-го Эйзенштейн смог начать съёмки своего будущего шедевра.

Правительство Казахской ССР предоставило группе «Иван Грозный» недавно отстроенный в столице Дом культуры, зрительный зал и сцена которого служили в качестве кинопавильона. Киношники были обеспечены всем необходимым для создания монументальной картины в двух сериях, требовавшей бесконечной смены громоздких построенных декораций и громадного количества костюмов: от богатых царских облачений до сотен кольчуг для пушкарей и латников. Массовки предполагали не одну тысячу статистов. И если с натурными съёмками особых проблем не было, то с павильонными...

За фасадом роскоши
Группе почти всё время приходилось работать исключительно ночью, поскольку днём электроэнергия шла на нужды эвакуированных заводов, работавших для фронта. Также возникли сложности со строительством декораций. 

Белокаменные царские палаты, роскошные королевские дворцы... Лёгкого дешёвого пластика, как и вакуум-формовочных машин, изготавливающих из него детали декораций, тогда не было и в помине. Для щитовой основы декорационной постройки – фундуса – использовалась фанера. Художник-постановщик картины Иосиф Шпигель был просто в шоке – на местной студии не оказалось даже фанеры! Сроки работы над фильмом были жёстко регламентированы. Что делать? Из чего строить интерьеры? Выкрутиться помогла смекалка Эйзенштейна. В Казахстане повсеместно растёт крупный кустарник – чий. Местные жители плетут из него маты, кладут на пол под кошмы. Режиссёр предложил набить на деревянные брусья вместо фанерного фундуса маты из чия, а потом просто заштукатурить. Результат превзошёл все ожидания: во время проката готового фильма за рубежом там никак не могли понять, как при скромных финансовых и технических возможностях военного времени Эйзенштейн и его коллеги смогли создать великолепные по красоте и реальности декорации соборов, царских палат и королевских дворцов?..

Тиран на съёмочной площадке: «С бездарями не работаю!». Вторая часть «Грозного»: ложь и фальшивка? Мыслящий «комиксами». Многотысячный триумф гения. Этот опасный дьявольский цвет. Гнев Сталина, опричники и ку-клукс-клан. Смертельный сиквел. Загадка третьей части. Великое и жестокое противостояние... Об этом читайте во второй части истории рождения мирового киношедевра С. Эйзенштейна и его соратников.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

«Читинское обозрение»
№46 (1374) // 18.11.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).