Тайны снежного актёра

Часть II


Часть I 

Он «живёт» в Заполярье, в высотах гор, и является к людям только зимой и то не во всех странах. Он хорош собой – белый, сверкающий и холодный. С такой «внешностью» его с охотой приглашают сниматься в кино: под горячий свет прожекторов и, нередко, горячего южного солнца. И этот холодный красавчик-«актёр», имя коего – Снег, не отказывается, хотя такие съёмки смертельны для него. Он просто «приглашает» для себя своих двойников: таких же белых, но не тающих. Сегодня мы продолжаем рассказывать тайны великих и всепогодных дублёров-каскадёров зимнего «актёра» – киноСнега!

Мало снега и мороза? Выручает…
…Целлюлоза – недорогая и очень правдоподобно изображающая снег талантливая «артистка», которая в бесснежную зимнюю натуру всегда готова прийти на выручку кинематографистам. Она оказалась настолько хороша, особенно для масштабных пейзажей, что Никита Михалков для съёмок зимних танковых боёв в «Утомлённых солнцем – 2» заказывал тонны искусственного снега с её «участием».

Восковой морозец
Ещё один «актёр», способный выполнить в кадре морозную задачу – это... воск. Он, оказывается, отлично имитирует подмороженный грунт, асфальт и прочие поверхности. Например, в известном фильме-катастрофе «Послезавтра» кадры глобального вымерзания Земли имитировалось именно с помощью воска. Его без проблем можно распылить специальной машиной. А особые восковые панели с наложенным блеском создают ещё больший эффект замороженности. К примеру, в 20-м фильме «бондианы» «Умри, но не сейчас» ледяной дворец главного злодея построили как раз из таких восковых панелей. От одного их вида, бр-р, становилось зябко.

Снег из… свечки!
Как известно снег в кадре не только лежит в виде сугробов, но и как положено любому актёру в кино, ещё и движется: несётся в пурге или величественно падает с небес. На сегодняшний день самый качественный падающий снег (если требуется, то и пепел) выдают специальные свечи. Именно они создали великолепный снегопад в картине Ридли Скотта «Гладиатор». Впрочем, горит такая свеча всего три минуты и стоит 25 долларов (одна штука). Ну а поскольку большинство российских режиссёров так и не научились снимать быстро, то в нашей стране такие снего-свечки не в фаворе, поскольку ещё и стоят дорого. 

В городе мороз и осадки в виде бумаги
С «ролью» снега в кино справляется и обычная белая бумага. Представим, что надо снять заснеженные улицы. Сначала из бумаги изготавливаются схематичные сугробы и снежные наддувы на крышах, подоконниках, балконах. Потом при помощи специального аэрозоля на стёкла окон наносятся морозные узоры. После этого в дело вступает снежная установка, из которой, как из брандспойта, вся улица заносится влажным бумажным «снегом», напоминающим мелко нарезанную промокашку. Всё. Даже жарким летом улица выглядит так, будто за окном -40. 

А зимой бумажный снег можно смешать с натуральным. Им можно эффектно обрабатывать стены (отлично держится на вертикальных поверхностях, поскольку такой «снег» можно просто приклеить), деревья, придав им естественный заснеженный вид. А вот с декорированием катка или лыжного склона бумажный снежок не справится: тормозит и коньки, и лыжи. Однако здесь киношникам приходит на помощь ещё один «актёр» – снег из полимера. Он почти не держится на вертикальных поверхностях, зато не препятствует движению.

Снежный коктейль
Если в холодное время года улицы города, которые необходимо снять, обделены зимними осадками, а с бумажным «снегом» некогда возиться, в ход идёт недорогой «коктейль» из проверенной десятилетиями «актрисы» – противопожарной пены, близкого родственника натурального снега – мелко порубленного льда, а также маленьких кусочков полиэтилена. Последние относительно успешно способны исполнять «роль» снегопада, который разбрасывается во время съёмки специальным устройством, поднятым над улицей, за кадром. Две трети такого «снега» к концу съёмки тают под лучами осветительной аппаратуры, а «снежный» полиэтилен собирается в ёмкости и вполне может использоваться, после небольшой чистки, ещё раз. 

Самый тёплый снег
Однако бесспорным, самым эффективным, самым натурально выглядящим и самым красивым лидером в представлении белых морозных осадков на экранах XXI века является так называемый «быстрорастворимый», искусственный снег. В неактивном состоянии – это белый порошок-полимер. Но стоит присыпать им, скажем, дно стакана, плеснуть воды, слегка перемешать и тут же наступает удивительная реакция: из стакана начинает подниматься ...снег! (см. фотоиллюстрации 1, 2, 3). И в большом объёме (полимер впитывает воду и превращается в гранулы снега, увеличиваясь в объёме в 30-40 раз)! 

Он выглядит абсолютно натурально не то, что на экране, но и воочию и на ощупь. Из него можно легко лепить снежки. Единственное отличие от настоящего снега – этот комнатной температуры (или вообще может быть тёплым) и не тает! Снимать такой «снег» можно максимально крупным планом – имитация абсолютно незаметна. По нему можно легко кататься на лыжах, и даже утраивать лавины, причём засыпанному сноубордисту или лыжнику такая лавина ничем не угрожает. Хорош такой полимерный снежок и для создания атмосферы слякотной зимы, поскольку легко видоизменяется от количества добавляемой воды: мало воды – снег пушистый, белый, много воды – снег серый, мокрый. 

Снежный «актёр» дорог
При всех его великолепных качествах, стоит такой «быстрорастворимый» нетающий снег недёшево: пакет размером с подушку – 30 долларов. И хотя при смешивании с Н2О он немало увеличивается в объёме, устроить серьёзную маскировку, скажем, летней улицы или лесной поляны «под зиму» будет, мягко говоря, дороговато. А потому наши предпочитают экономить: чаще, по старинке, рассчитывая на зиму и сопутствующие природные осадки, реже, используя, несмотря на эффектный внешний вид, довольно «коварные» «снега». 

Самый «подлый» снежок
Поучительный пример из прошлого: киевские киношники однажды по дешёвке купили четыре грузовика тёртого пенопласта. Засыпали им аэропорт, отсняли нужные сцены и уехали. А через полтора дня на лётное поле именно этого аэропорта должен был прилететь тогдашний президент Украины – пан Кучма. Тогда технические службы аэровокзала собрали всех уборщиц, и бедняги, страшно ругаясь, пытались убрать «снег», вплоть до приезда Кучмы гоняясь за пенопластовыми шариками, которые, наэлектризовавшись, носились от уборщиц по всему полю.

И на последок…
Сегодня в кинематографе, несмотря на мировую компьютеризацию в синтезе изображений («натуральное», не лишне повториться, до сих пор в фаворе), используется более 30 видов имитаций снега. Тем не менее, несмотря на возможность комфортно снимать зиму в тепле и почти домашних условиях, до сих пор находятся желающие проникнуться суровой «снежной» реальностью. Настоящие киношники по-прежнему штурмуют белые морозные просторы Заполярья и горные выси, ибо в этих чертогах вечной зимы вся правда Снега.

P.S. В эскимосском языке около 300 слов, обозначающих разное состояние и виды снега.

Все материалы рубрики "
СИНЕСКОП"
 

Сергей Балахнин
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№29 (1513) // 18.07.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).