Откровение 24 кадра в секунду

Экскурс в историю религиозного кино Часть 2.


Читать начало

Рождённый в самом конце XIX века, в «ветхозаветные» времена кинематографа, этот жанр имел особое свойство: он жил, умирал, совсем как человек, и снова воскресал, подобно своему главному Персонажу из Книги книг. Вечной основой этого киножанра всегда были Чудеса, прописанные в ней деяния её героев, а вместе с ними вера, 
душа, нравственность. «Религиозное кино»... Продолжаю знакомить вас с историей одного из самых специфических жанров кинематографа.

В прошлом «Синескопе» мы остановились на одной из самых знаменитых, веховых в истории жанра, картин – «Бен Гур» - экранизации одноимённого романа и пьесы У. Уоллеса. Впервые фильм был поставлен ещё в 1907 году, затем в 1925-м. Самой известной стала версия режиссёра Уильяма Уайлера от 1959 года. Любопытно, что в «Бен Гуре» авторы применяли один и тот же приём показа образа Христа – образ сокрытия божественного персонажа. На экране появляются только его руки, либо он показывается со спины. Зрителю так и не удаётся увидеть спасителя полностью. В таком стиле демонстрируется идея непостижимости сверхъестественного, который тут же теряет весь эффект и священный характер, как только становится доступным созерцанию зрителя. Но вскоре после 1925 года в кинематографе произошло Нечто!

1927. В кадре – Иисус!
Если трижды (!) экранизированная кинокартина «Бен Гур» (самая знаменитая – обладательница 11 «Оскаров», в постановке У. Уайлера, от 1959 года) посвящённая злоключениям современника Иисуса, с судьбой которого неоднократно перекрещивается жизненный путь героя, во всех своих версиях построена на «закадровом» Христе, то в фильме Сесиля Де Миля «Царь Царей» и его одноимённом ремейке-блокбастере от 1961 года Николаса Рэя Иисус был показан во весь рост и всему миру. Советниками при создании версии 1927 года были иезуит, представитель американского федерального совета церквей и раввин. Съёмки этой картины, посвящённой проповеднической деятельности, гонениям, распятию, воскресению и вознесению основателя христианства, были с самого начала окружены ореолом святости и старательно пропиарены. Первый съёмочный день начинался с молитв представителей католицизма, протестантизма, иудаизма и даже ислама. Месса каждое утро в павильоне, молитвы во время съёмок распятия (снималась намеренно под католическое Рождество), атмосфера благоговения, окружавшая актёра Х.Б. Уорнера, когда он был в одеждах Христа – всё было призвано поддержать всеобщее обожествление не только главного образа, но и картины в целом. Картина имела оглушительный успех. После триумфа «Царя Царей» в 1935 году Де Милль создал религиозный боевик «Крестовые походы», который успеха не снискал и попросту провалился в прокате. 

Рай и блаженство кинотворцов
30-40-е годы западное религиозное кино переживало вместе с мировой кузницей киногрёз, сначала кризис, а затем и военное лихолетье. Лишь к концу 50-х годов наметился заметный сдвиг, связанный вовсе не с повышением духовности католической и протестантской паствы, а с появлением широкого экрана, стереозвука и полноценного цветного изображения. Тем более в «затылок дышал» враг большого кино – телевидение. Голливудским боссам и главенствующим в США церквям пришлось пойти, как говорится, ва-банк. Многомиллионные ставки были сделаны. И полились как из рога изобилия ремейки довоенных картин, ставшие религиозными «суперколоссами»: «Десять заповедей» (1956), «Бен Гур», «Соломон и царица Савская» (1959), «Эсфирь и царь» (1960), «Царь Царей» (1961), «Варавва» (1961), «Содом и Гоморра» (1961), «Величайшая история, когда-либо рассказанная» (1965), «Библия – В начале...» (1966) и т.д. Особую волну фильмов религиозной тематики создала школа итальянского кино – здесь наиболее знаменита евангельская экранизация «Евангелие от Матфея» созданная в 1964 году Пьером Паоло Пазолини. Ведущей идеей фильма стал «христианский социализм». Христос был представлен лидером неимущих. Картина с особой скрупулёзностью перенесла текст писания на экран, создав поучительное зрелище. Ватикан дал высокую оценку работы Пазолини.

Суперзвезда и Искушённый
В начале 70-х религиозный кинематограф, дабы увлечь разуверившуюся в реальном, несправедливом буржуазном, но христианском мире, молодую паству, приобрёл дополнительную, совершенно новую черту. Движение хиппи, антивоенные митинги, молодёжные бунты и появление музыкальной рок-культуры способствовали рождению нового Иисуса – «Иисуса Христа – суперзвезды»: рок-оперы Э.Л. Веббера и последующей в 1972 году её экранизации режиссёром Норманом Джюисоном. Само название рок-оперы знаменовало собой слияние старого и нового культов. 

До конца XX века зарубежный кинематограф почти прекратил обращаться к теме бытия святых. Крупным исключением стала в 1988 году работа маститого режиссёра Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Экранизация одноимённого романа Никоса Казанцакиса вызвала настоящую бурю протеста у церкви и даже ряд терактов католических фанатиков в залах кинотеатров. Роман и фильм трактовал евангельскую историю как притчу о вечном соперничестве в человеке плотского и духовного. В картине Скорсезе обычный плотник из Назарета, призванный Богом, вынужден нести все тяготы своего предназначения. Последним искушением для него оказалось видение будущей жизни с Марией Магдалиной, если бы Иисус был спасён от распятия на кресте...

Скандал Страстей. Знамения
«Ренессанс» светлых сил в полной мере наступил, пожалуй, лишь в 2004 году, когда актёр и режиссёр Мел Гибсон снял спорную, даже отчасти скандальную трактовку последних часов жизни Мессии «Страсти Христовы». Дело в том, что эту талантливо поставленную картину ряд критиков признал слишком жестокой, натуралистичной и кровавой, настолько «документально», со всеми подробностями были показаны истязания Христа, включая бичевание и само распятие. В истории религиозного кинематографа это был первый случай, когда верующие зрители (включая актёров) разделили мнение критиков и даже бойкотировали некоторые кинотеатры, где шла картина Гибсона. Что же касается церкви (католической, протестантской, лютеранской) и Ватикана, то они отозвались о фильме положительно, при этом в ряде комментариев по поводу излишней жестокости не раз отмечалось, что «на самом деле всё было ещё страшнее». 

Во время работы над фильмом (он снимался в Индии) также произошло немало таинственных событий. В крест, на котором Джеймс Кэвизел, исполняющий роль Иисуса, изображал распятие, ударила молния, но актёр не пострадал и даже узрел в этом добрый знак. Однако некоторые члены съёмочной группы и многочисленные зрители, наблюдавшие за съёмками, восприняли это событие как выражение гнева Господа. Кэвизелу, кстати, пришлось проносить на себе огромный 70-килограммовый крест (примерно столько и весил крест Христа), таково было условие режиссёра. 

Познал актёр на себе, что такое настоящее бичевание, – во время сцены избиения Иисуса по настоянию режиссёра и с согласия Кэвизела ему дважды нанесли удар хлыстом. Если первый удар сразу свалил актёра с ног, то второй вывихнул ему челюсть. Съёмки пришлось прервать... 

Но самым необычным стало решение Гибсона озвучить фильм не на английском, а воссоздать ту языковую среду, которая была в то время. Христос обращается к ученикам на арамейском языке, первосвященники говорят на иврите, а Пилат и легионеры общаются на латыни, что лишь усиливает эффект от происходящего на экране. Следует напомнить, что язык Христа – арамейский, по происхождению он галилеянин. Интересно, что русская православная церковь отозвалась о фильме Гибсона сдержанно, но в целом доброжелательно, хотя и с некоторыми оговорками.

Последние несколько лет «религиозный» кинематограф пополнился целым рядом зрелищных блокбастеров: «Легион», «Десять заповедей», «Ной», «Сын Божий», «Исход: Цари и боги» и т.д., но они являют собой именно зрелище, но не попытки передать зрителям хотя бы что-то подобное Откровению...

Особняком, по вполне понятным причинам, в западном религиозном кинематографе, прежде всего, США, стоит целая вереница произведений о нисходящей духовной трансцендентности. Демоническое, тёмные силы и сам князь Тьмы беснуются на экранах многие десятки лет – об этом в свете грядущей премьеры российского мистического ужастика «Пиковая дама: Чёрный обряд» – мы поговорим в следующей нашей встрече.

Читать начало
Читать продолжение
Все материалы рубрики "Синескоп"

 

Сергей Балахнин
«Читинское обозрение»
№35 (1363) // 02.09.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).