Чтобы помнить, надо знать

Кинолектории в «Бригантине» рассказали и показали школьникам Читы правду о войне


Каждую неделю с 11 апреля по 8 мая в большом зале кинотеатра «Бригантина» собирались ученики 5-7 классов читинских школ. Энтузиасты провели для них четыре кинолектория в рамках информационно-познавательного проекта «Великая Отечественная. Знать и помнить…».

Кинолекторий – это?

На экране – большое количество кинохроники времён войны, фрагменты художественных фильмов, фотографии, карты, схемы фронтов... Выступление ведущего проекта иллюстрируется аудио-оформлением: фрагментами речей, выступлений советских руководителей того времени, шумами боёв, звуками военной техники и подобранными отрывками музыкальных произведений. Основная цель проекта – показать правду о войне.

Кому это надо
Современное школьное образование не даёт широких и глубоких знаний об истории Великой Отечественной войны, как было в СССР. Несмотря на литературу в Интернете, школьники порой не знают, что читать, какой информации доверять. Телевидение не отличается исторической правдой о Великой Отечественной, используя грозные события фоном для бытовых, любовных, псевдобоевых и псевдоисторических «военных» сериалов-драм. Документально-хроникальное кино, изредка показываемое на телеканалах, трактуется современными авторами в угоду своему мнению, нередко антисоветскому, а то и обеляющему действия вражеской стороны...

Какова высшая цель
Главная цель проекта – донести до школьников историю войны 1941-1945 гг. в доступной, интересной форме, в более развёрнутом виде, чем предлагается школьной программой.

«Боевые» задачи: рассказать и показать о наиболее ярких событиях Великой Отечественной, о причинах и предпосылках её возникновения, о победе Красной армии, о влиянии Великой Отечественной на историю как освобождённых стран, так и государств всего мира середины и второй половины 20-го века и до настоящего времени.

Ещё одна задача проекта – опровергнуть мифы, нередко антироссийского характера, о Великой Отечественной и Второй мировых войн (в частности, навязываемый, особенно кинематографом США и некоторыми представителями российского кино).


Три «кита» проекта: Сергей Балахнин, Владимир Палкин и Андрей Шаронов

О чём поведали детям
Первая часть проекта рассказывала о причинах возникновения Второй мировой, а затем и Великой Отечественных войн, о начале боевых действий немецко-фашистских войск против не только СССР, но и сопредельных гитлеровской Германии стран. О героизме защитников Брестской крепости, а затем и битве за Москву.

Вторая часть – о величайших битвах и военных операциях: Курской дуге, Сталинградской битве, сражениях за освобождение Украины, Крыма и Белоруссии.

Третья часть – о том, как советская Красная армия освобождала европейские страны, атаковала Германию, брала Берлин и одержала великую победу водрузив красное знамя над поверженным рейхстагом.

Четвёртая часть – о роли тыла: работе эвакуированных заводов и фабрик, их рабочих, дающих для фронта продукцию, юных героях труда, тружениках сельского хозяйства. В заключительном «киноуроке» было рассказано о советско-японской войне (август-сентябрь 1945 года). Юные зрители узнали малоизвестные факты о роли Забайкальского фронта в разгроме милитаристской Японии, пленении последнего китайского императора и генералиссимуса марионеточного государства Маньчжоу-го Айсиньгёро Пуи (Пу И) и его содержании на территории военного санатория в Молоковке. Немало было сказано о вкладе забайкальцев в Победу, о самых знаменитых забайкальских героях войны.

Что было на экране
Энтузиасты отсмотрели не менее 30 часов военной кинохроники, снятой советскими фронтовыми кинооператорами, а также ряд материалов, снятых союзниками и хроникёрами противника (Германия, Япония). Документальные фрагменты и стали основой киноуроков.

Разбавляли их фрагменты из художественного кино: «Они сражались за Родину», «Брестская крепость», «В бой идут одни старики», «Приказ: Огня не открывать», эпопея «Освобождение». Ребят поражал тот факт, что все эти фильмы с множеством батальных, масштабных сцен снимались без всяких компьютерных спецэффектов, и всё показанное в кадре (боевая техника, вооружение, огромное количество пиротехники и т.п.) было настоящим.

Подержать в руках «лимонку»
Как и в школе, в проекте для юной аудитории были предусмотрены перемены – интересные и познавательные. Благодаря содействию клуба военно-исторической реконструкции «Забайкальский фронт» под руководством Андрея Черепанова в одной из таких перемен в фойе «Бригантины» была устроена выставка оружия времён Великой Отечественной войны. Восторгу почти трёх сотен мальчишек и девчонок не было предела – воочию увидеть, чем воевали их прадеды! Легендарный автомат ППШ, главное оружие пехоты – винтовку Мосина, автомат ППС, карабин СВД, знаменитый пистолет ТТ и револьвер системы Наган, всем известную ручную «лимонку» – гранату Ф-1, до сих пор стоящую на вооружении многих стран мира… И не только увидеть, а в своих руках – ощутить ту силу металла, которая сметала врагов нашей страны в огненных 40-х.


Андрей Черепанов демонстрирует юным кадетам пулемёт Дегтярёва

Нашлось место на выставке и тому оружию, что стреляло в наших бойцов: немецкому автомату МП-40, более известному под ошибочным названием «шмайссер» (к изделиям немецкого оружейника-конструктора Хуго Шмайссера не имеет никакого отношения), пистолетам Вальтер, Люггер и гранате на длинной деревянной ручке M-24, именуемой также «колотушкой».


Почувствуй себя фронтовым оператором... с кинокамерой АКС-1 образца 1930 года (масса – 6 кг)!

  
Фронтовая кинокамера АКС-1 и портативная печатающая машинка военных корреспондентов «Москва» (1938)

А напоследок...
В перемене финальной части проекта, что завершился 8 мая, школьники увидели не менее уникальные экспонаты мини-выставки, которую устроили его авторы. Настоящая фронтовая кинокамера, на которую герои-операторы Великой Отечественной снимали ту самую хронику, что смотрели ребята на протяжении всех четырёх «серий» проекта, фотоаппарат и пишущую машинку, которой пользовались фронтовые корреспонденты и кинофотожурналисты. Все экспонаты можно было подержать в руках: немалый вес кинокамеры, чей корпус был отлит из чугуна и мог служить опасным оружием при возможном контакте оператора с противником, несравним с современными съёмочными «гаджетами»! Ребята смогли также попробовать печатать на «клавиатуре» портативной машинки «Москва», изготовленной в 1937 году и т.д.


Фронтовая кинокамера АКС-1 (вес 6 кг, кассета с киноплёнкой в 1 минуту) образца 1930 года и фотоаппарат военных корреспондентов ФЭД 1940 года


Атрибуты фронтовых корреспондентов


Этим фотоаппаратом ФЭД образца 1940 года снимали фронтовые журналисты

Все материалы рубрики "Темы"
 

 

Дарья Павлова
Фото организаторов проекта
«Читинское обозрение»
№19 (1503) // 09.05.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).