Маленькие зеркала истории

Подстаканники - не только столовые приборы, но и предметы коллекционирования


Больше десяти лет Сергей Кривогузов коллекционирует подстаканники.

Десятилетиями металлические подстаканники были непременной принадлежностью для чаепития в вагоне пассажирского поезда. А сегодня они часто становятся объектом коллекционирования. Увлечённые знатоки готовы выложить круглую сумму за редкий экземпляр.

Сергей Кривогузов, заместитель начальника резерва проводников Забайкальского филиала – вагонного участка Чита АО «ФПК», вспоминает, что подтолкнула его к этому увлечению ревизор с Дальневосточной железной дороги, ещё в бытность его работы начальником поезда. Во время проверок, помимо привычных рабочих моментов, женщина всегда проявляла особый интерес к имеющимся в поезде подстаканникам. Если ей попадались какие-то особо редкие экземпляры, она готова была обменять или приобрести их за деньги. С тех пор Сергей и сам увлёкся подстаканниками. В его рабочем кабинете собрано около 30 образцов. Не дорогой коньяк, а редкий подстаканник дарят ему друзья и знакомые на праздники и дни рождения. Есть в его коллекции и высокохудожественные образцы из серебра. Но особо дорожит коллекционер раритетами советских времен, на которых запечатлён символ Олимпийских игр 1980 года в Москве.

– Подстаканник советской эпохи – это настоящее произведение искусства, выполнен из хорошего металла. Его приятно взять в руки, чтобы испить крепкий ароматный чай, – говорит Сергей. – Да разве нынешние подстаканники могут сравниться с ними?!

Мало кто знает, что в России подстаканники появились ещё в XVIII веке. Со временем этот предмет сервировки стола стал зеркалом русской истории. В его дизайне отражались перемены в искусстве и идеологии. Первые подстаканники не отличались особой красотой отделки. Их изготавливали из латуни на оружейном заводе в Туле. Со второй половины XIX века подстаканники стали производить в частных мастерских и на крупных заводах. После революции 1917 года подстаканник, к счастью, не был признан «классово-чуждым» предметом, ведь из него пили чай и рабочие, и крестьяне, не роскоши ради, а чтобы не обжечь руки нагретым горячим чаем стаканом. Наверное, первые их производители не догадывались, что их творения станут своеобразным способом продвижения советской идеологии в массы. На подстаканниках стали чаще появляться изображения рабочих и крестьян, серпа и молота, колосьев пшеницы.

После Великой Отечественной войны предметы сервировки стола начинают производить из нержавеющей стали и алюминия. Самым роскошным на то время считался мельхиоровый подстаканник. Стоил он недёшево и рассказывал о целине, запуске спутников, крупнейших стройках, съездах партии, олимпиаде...

Своим появлением в российских пассажирских поездах подстаканники обязаны Сергею Витте, в бытность его министром путей сообщения Российской империи. Долгие годы министерство путей сообщения являлось самым крупным оптовым заказчиком подстаканников в стране. С приходом к власти Никиты Хрущёва подстаканники становятся ещё более высокохудожественными, но постепенно исчезают с обеденного стола. В 60-х годах в жизнь советских людей прочно входят синтетика и пластмасса. В их окружении подстаканник смотрелся весьма вычурно и сохранился разве что в буфетах наших бабушек. В последние годы некогда обязательный предмет чайной сервировки превратился в оригинальный сувенир, ценный раритет, гордость чьей-нибудь коллекции.

Современные подстаканники стали гораздо скромнее своих предшественников. Уже не тот металл, да и сюжет чеканки стал весьма прост, а порой и вообще отсутствует. Теперь горячее тело простого стакана обнимают две тоненькие металлические полоски, из-за которых в народе современные подстаканники получили насмешливое название «стринги».

В некоторых поездах стаканы в традиционных подстаканниках вообще заменили на обыкновенные кружки. А жаль, ведь с подстаканниками в историю уходит целая чайная церемония. Того и гляди, скоро чай в поездах нам будут предлагать в одноразовых стаканах. А ведь пить из них – уже совсем не то…

Все материалы рубрики "СундуЧОк"

 


Ольга Стракович
Фото из архива С. Кривогузова
«Читинское обозрение»
№12 (1548) // 20.03.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).