Виртуальный мир – это зло?

Информационная угроза для школьников: распознать и обезвредить


Компьютер и различные мобильные гаджеты (смартфоны, планшеты) стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Работа, учёба, досуг для многих взрослых и детей связана с Интернетом. Как родителям вовремя заметить, что их ребёнок попал в компьютерную зависимость? В этом вопросе помогают разобраться:


Наталья Винникова,и.о. директора краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья»


Наталия Шибанова,заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края


Что такое информационно-психологическая безопасность?

Наталья Винникова:

– Дети стали больше времени проводить за компьютером, в Интернете, не только для решения образовательных задач, но и с целью общения, развлечения. Растёт увлечённость компьютерными играми с насилием. Потенциальные угрозы присутствуют в любой сфере, с которой контактирует ребёнок, но Интернет стоит выделить особо. Однако совсем запретить ребёнку пользоваться Интернетом и компьютером – не лучшее решение. Нужно научить его правилам информационной безопасности.

Наталия Шибанова:
– Эта тема особенно актуальна в дни продолжительных летних каникул. В группе риска так называемые неорганизованные дети, которые не поехали в лагерь, в гости к родственникам, времени у них много, учебных забот нет. Родители на работе, а у школьных педагогов и психологов нет возможности отслеживать психоэмоциональное состояние учащихся, которые предоставлены сами себе.

Кто отвечает за информационную безопасность ребёнка?

Наталья Винникова:

– В первую очередь, родители. Если ребёнок находится в школе или детском саду, то это забота учреждения. Во всех бюджетных образовательных заведениях на компьютерах установлены специальные фильтры, не позволяющие детям заходить на потенциально опасные сайты. Дома об этом должны позаботиться родители. Негативная информация – полбеды, у подростков часто формируется зависимость от компьютера и Интернета.

Наталия Шибанова:
– Фильтр – это не просто программа, установленная на школьных компьютерах. Это целая система ограничения доступа к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, не соответствующей задачам образования. За работу этой системы отвечает структурное подразделение Института развития Забайкальского края – Центр информационных технологий образования и дистанционного обучения. Центр организует работу регионального узла контентной фильтрации.

Но эта система не может отслеживать и блокировать посещение опасных сайтов детьми с их личных гаджетов планшетов, смартфонов, которые есть практически у каждого школьника. Это уже задача родителей.

Каковы признаки зависимости?

Наталья Винникова:

– Родители должны насторожиться, если, во-первых, всё свободное время ребёнок предпочитает проводить в компьютере или телефоне. Во-вторых, если ребёнка невозможно занять чем-то другим. В-третьих, если при запрете использования гаджетов возникает бурная негативная реакция со стороны ребёнка и продолжается длительное время. В-четвёртых, если чрезмерная увлечённость соцсетями негативно сказывается на школьных отметках и успеваемости. Если всё же происходит длительная замена или запрет пользования «любимой игрушкой», то подросток не может найти альтернативу, чем ещё себя занять. Это сопровождается резкой сменой психоэмоционального состояния.

В чём опасность?

Наталья Винникова:

– Устойчивая зависимость – это психическое расстройство, лечением которой занимаются медицинские психиатры, это не компетенция психолога. Это заболевание сродни алкогольной и наркотической зависимости, только пагубно влияющее на психическое развитие ребёнка.

Зависимость – только одна сторона проблемы. В случае замены реальных людей и сверстников на виртуальных у подростка не будут формироваться навыки общения, ему будет сложно найти друзей. Навыки, которые формируются в школьные годы, очень важны в последующей жизни взрослого человека.

Что ещё может вызвать зависимость?

Наталья Винникова:

– Возможно, что ребёнок проводит всё свободное время за компьютером потому, что он не умеет проводить его по-другому. Или это пример, который ему подают родители. И это не обязательно зависимость, так может проявляться, например, увлечение, хобби. Всё индивидуально.

Некоторые родители могут возразить: что плохого в том, что сын или дочь вместо улицы постоянно находится дома, на наших глазах? Да, так проще, но это выдуманное спокойствие. Ребёнок, который большую часть времени проводит у монитора, очень далёк от родителей, да и вообще от реальной жизни. В виртуальном мире риски более серьёзные, чем в реальном.

Что делать, если налицо признаки зависимости?

Наталья Винникова:

– Спокойно поговорить с ребёнком, попытаться самостоятельно решить проблему. Выяснить, понимает ли ребёнок опасность, которую несёт в себе его увлечение, и сможет ли он отказаться от него. Если родитель чувствует, что ему не хватает знаний, выдержки, терпения, то можно обратиться к специалисту.

Почему дети больше подвержены зависимостям?

Наталья Винникова:

– У ребёнка не полностью сформированы личностные качества: умение отстаивать свою точку зрения, уверенность в своей позиции, не заложено критическое восприятие информации. У многих отсутствует стремление перепроверять разными способами информацию, чтобы удостовериться в её надёжности. Поэтому ребёнок быстрее поддаётся манипуляциям. Детская психика подвержена привыканию, если на неё систематически воздействуют.

«Группы смерти» и прочие информационные вирусы в социальных сетях – это негативный контент, призывающий несовершеннолетних к асоциальному поведению, не только к суициду. Создатели негативного контента используют различные методы манипулирования сознанием, ценностями и понятиями конкретного ребёнка.

В нашем обществе тема смерти табуирована, многим взрослым тяжело об этом говорить, и ребёнок пытается утолить свой интерес к теме всеми доступными средствами, в том числе при помощи Интернета. Детей привлекают опасные увлечения. Через это ребёнок познаёт мир, самоутверждается.

Каковы меры профилактики?

Наталья Винникова:

– Программы и фильтры для компьютеров защитят детей от нежелательного контента в Интернете. Если у ребёнка появилось достаточно свободного времени, которое он тратит на Интернет, нужно предложить ему альтернативные виды занятости: спортивные секции, дополнительное образование, различные кружки. Найдите вариант, который увлечёт его.

В жизни ребёнка в разумных пределах должно присутствовать и общение с друзьями, и спорт, и образование, и компьютер. Задача взрослых – дать ребёнку азы информационной грамоты. Реалии таковы, что ребёнка нужно учить не переписываться с незнакомцами и не заходить на «плохие» сайты.

Несмотря на занятость, родители должны стараться выстраивать и поддерживать доверительные отношения в семье. На разговор с ребёнком о том, что его волнует, тревожит, подчас не требуется много времени. Главное – чтобы это было регулярно.

Наталия Шибанова:
– Тема информационной безопасности интегрирована в различные уроки, классные часы. В школах проводятся родительские собрания. Система выстроена так, что всё начинается с контент-фильтрации, затем – обучение детей правилам пользования. Постоянный мониторинг ведут школьные психологи.

На завершающей стадии разработка краевой программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и обороту информпродукции. Программа межведомственная, в её разработке участвуют как краевые министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры, образования, так и федеральные структуры, например, Роскомнадзор. Предусмотрен ряд мероприятий: фильтрация информационных потоков, проходящих через систему образования, обучение детей основам информационной безопасности, просвещение родителей и общественности, мониторинг всей информационной системы на уровне региона. Контролировать будем не только Интернет, но и рекламу, афиши, книги, фильмы. Наша задача – проводить постоянную экспертизу всей информационной продукции, взаимодействующей с детьми. Планируем утвердить программу уже в конце августа этого года.

Все материалы рубрики "Наши дети"

 


Подготовил Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№25 (1509) // 20.06.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).