Маньчжурский инцидент

18 сентября 1931 года произошёл подрыв железной дороги около Мукдена на севере Китая


18 сентября 1931 года произошёл подрыв железной дороги около Мукдена на севере Китая, послуживший поводом к японской оккупации Маньчжурии. В историю он вошёл как «Маньчжурский» или «Мукденский» инцидент. Иногда под этим понятием историки понимают все военные действия конфликта, происходившие на севере Китая с 18 сентября 1931 года вплоть до 18 февраля 1932 года.

Немного истории. После поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов Российская империя передала Японии свои права на аренду большей части Южно-Маньчжурской железной дороги, которая уходила от КВЖД на Ляодунский полуостров. Части японской армии охраняли дорогу на территории Ляодунского полуострова до границы с Китаем южнее Мукдена, у которой находился китайский семитысячный гарнизон крепости Бэйдаин под командованием генерала Чжан Сюэляна. К 1930 году японцами был подготовлен план по захвату Маньчжурии. Они посчитали, что после того, как советские войска по сути дела разгромили основные китайские части во время так называемого «конфликта на КВЖД» 29-го года, для них возникла максимально благоприятная ситуация.

Кроме того, войска севера были потрёпаны во время подавления летом 1930 года совместно с войсками Чан-Кайши мятежа губернатора провинции Шаньси Янь Сишаня, войска которого при поддержке японцев заняли даже Пекин.

А уже 31 марта 31-го группа японских офицеров (полковники Сэйсиро Итагаки и Кэндзи Доихара, подполковник Кандзи Исивара, майор Такаёси Танака), поставив в известность командование, согласовали план провокации и последующей атаки на Бэйдаин и Мукден. Под видом плавательного бассейна для офицерского клуба они оборудовали бункер и установили в нём артиллерийские орудия. Офицер Суэмори Комото, охранявший малоэксплуатируемый участок железной дороги недалеко от нейтральной полосы, заложил около одного из двух путей взрывчатку. И 18 сентября произошёл взрыв, повредивший полтора метра рельсов. Через несколько минут по второму пути в Мукден успешно прошёл пассажирский состав. Ночью японских орудия начали бомбардировку Бэйдаина, после чего около 500 японских солдат отправились на штурм крепости. Плохо обученный китайский гарнизон отступил из крепости, потеряв почти 500 человек, после чего японцы захватили и Мукден. Командующий Квантунской армией генерал Сигэру Хондзё развернул армию и двинул её в глубь Маньчжурии. Согласно японской версии, считается, что император и высшее командование не знали о плане, который, впрочем, их не огорчил. Хотя это опровергается общеизвестными порядками в армии страны Восходящего Солнца.

Чжан Сюэлян, будучи главой Северо-Восточной армии, несмотря на формальное признание главенства Чан Кайши после так называемого «Северного Освободительного похода», был весьма враждебно настроен по отношению к правящей в тот момент в Китае партии Гоминьдан.

Стоит отметить, что Чжан Сюэлян был сыном военного диктатора Маньчжурии генерала Чжан Цзолиня, которого звали «Старым маршалом». Его сына после смерти диктатора, убийство которого в 28-м году было организовано не то советскими, не то японскими спецслужбами, стали именовать «Молодым маршалом». Однако если его отец всерьёз претендовал на лидерство над всем Китаем, то Чжан Сюэлян хотел видеть Китай единым, и ради этого был согласен на вторые роли. А в результате уже упоминавшегося «Северного похода Гоминдана» 28-го года Чжан Сюэлян признал лидерство Чан-Кайши.

И начавшиеся военные действия заставили его запросить помощи именно у Чан Кайши. Однако ему ответили отказом, и Чжан Сюэлян вынужден был отступать. Советские соседи ему помогли, и часть его армии смогла укрыться на некоторое время в Забайкалье. Позже их вернули в Китай. А к концу зимы 1930 года Маньчжурия была полностью в руках японцев. Вскоре они содействовали созданию здесь марионеточного государства Маньчжоу-Го, во главе которого поставили последнего императора Китая Пу И.

Теперь ежегодно 18 сентября в 10 часов утра во многих китайских городах на несколько минут включаются сирены. В основном, это города в северных провинциях Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь, а также на Хайнане.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 


Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№38 (1574) // 18.09.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).