Главная / Авторы / Олег Корсун / Марьины коренья
Марьины коренья
О любимом забайкальцами пионе молочноцветковом


Красота, как известно, спасёт мир. Срабатывает эта формула, как тоже хорошо известно, далеко не всегда, но иногда всё же срабатывает. Пример тому – отношение забайкальцев к симпатичному растению, всюду известному у нас как марьин корень.

Сейчас уже никто, наверное, не скажет, кем была та Марья, в честь которой назвали корень. Да и зачем копали тот корень, тоже сложно предположить. Ведь главное в растении не корни, а его огромные белые или розоватые цветки. Но почему-то европейское «пион» так и не прижилось в забайкальской речи. А речь идёт именно о пионе, в первую очередь о любимом забайкальцами пионе молочноцветковом.

Дикие пионы у нас совсем нередки в восточных районах Забайкалья. Начиная примерно от Нерчинска и Балея, летом эти пионы яркими пятнами белеют на открытых склонах сопок всюду, вплоть до границы с Китаем. Кое-где попадаются они и западнее, почти до самой Читы. Лет десять назад мы с другом-краеведом даже как-то искали такую затерянную, может быть, самую западную популяцию марьиных кореньев возле Маккавеево, которая была известна в прошлом. Нашли единственное растение, остальные то ли погибли в наших частых природных пожарах, то ли «ушли» на букеты. Пионы угораздило цвести одновременно с празднованием выпускных, и в некоторых забайкальских сёлах была традиция нарвать большие охапки диких марьиных кореньев для украшения школ. Надеюсь, что эта дремучая традиция осталась в прошлом. Ведь нет на празднике ничего печальнее, чем букеты из увядающих дикоросов. Да и пионы вокруг некоторых наших сёл с годами стали встречаться гораздо реже.

Тем более, что наиболее мудрые из забайкальцев прекрасно понимают, что красоту нужно не рушить, а создавать. Поэтому дикие пионы давно уже перекочевали со степных склонов в палисадники. Здесь, при уходе, они дают едва ли не метровые побеги, увенчанные 20-сантиметровыми «тарелками» цветков. То есть пион, несмотря на свою краснокнижность, стал практически культурным растением. На этом фоне нам уже покажется чудным то, что, по сведениям старых, ещё дореволюционных, краеведов забайкальские женщины клали пионы (листья, корни или, может, цветки?) в молоко «для улучшения сметаны».

Впрочем, марьин корень понравился не только забайкальцам. Ещё в XVIII веке он попал в Европу и усилиями тамошних селекционеров дал несколько сот культурных сортов с самыми различными вариантами окраски и степени махровости цветков. И теперь, уже в виде таких сортов, этот пион иногда возвращается в Забайкалье на приусадебные участки.

Ну, и напоследок про второй марьин корень. От самого севера Европы и до Западного Забайкалья кое-где попадается ещё один вид – пион уклоняющийся с пурпурно-розовыми цветками. В дикой природе этот марьин корень лишь самым краешком «заглядывает» к нам с запада в Красночикойский район. Но кое-где и он уже окультурился – проник на приусадебные участки наших земляков.

Так что, можно смело сказать: любите пионы – источник красоты. Ведь красота, как известно, спасёт мир.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
 

Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№26 (1562) // 26.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net