И соберутся вновь... искусства и поэзии друзья

«Счастье быть матерью», «Шедевры пушкинской лирики» и «История одного экспоната. Поваренная книга декабристов»


Лишь догорит вечерняя заря,
Зажгутся свечи в доме декабристов,
И соберутся вновь на этот отсвет чисты
Искусства и поэзии друзья.


По традиции в последний месяц каждого года в музее декабристов собираются краеведы, историки, музейщики, архивисты, школьники, студенты на декабристские чтения. Нынче также был составлен план интересных мероприятий, включающий самые разные аспекты по декабристской тематике. Расскажем о некоторых из них.

«Счастье быть матерью»
Под таким названием школьникам, посетившим музей декабристов в честь российского Дня матери, была предложена литературная композиция. Повествование о нескольких женщинах, последовавших за своими мужьями на каторгу, вели заведующая музеем Надежда Евгеньевна Баранова и научный сотрудник Любовь Ивановна Носова. Их рассказ сопровождался музыкой (в записи) Хоакино Родриго, Джорджа Гершвина, Петра Чайковского, Исаака Шварца… А на большом экране кадры сменяли один другой: портреты жён узников Читинского острога, их детей, камеры в казематах, Петровск-Забайкальский некрополь, где похоронены Александрина Муравьёва и дети декабристов…

Только у двоих из одиннадцати женщин к моменту выезда в Сибирь не было детей. Решив отправиться вслед за своими любимыми, каждая из них подавала прошение царю, на что получала высочайшее дозволение на выезд, но детей, рождённых до ареста государственных преступников, брать с собой запрещалось. Княгиня Волконская в своих воспоминаниях пишет: «Перед отъездом я стала на колени у люльки моего ребёнка, долго молилась… Я поручила своего бедного малютку попечению свекрови и невесток и, с трудом оторвавшись от него, вышла». В подтверждение этих записей на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья» со сценой мучительного и надрывного прощания Марии Николаевны с сыночком Николенькой. Это будет навсегда: без матери он зачахнет, умрёт.


Мария Волконская с сыном Николенькой

На экране – портрет Александрины Муравьёвой. Она покидает троих малолетних детей и никогда больше не увидит их. Очень рано, в 28 лет, уйдёт из жизни и будет похоронена на кладбище Петровского Завода.

Портрет ещё одной женщины появляется на экране. Это Александра Ивановна Давыдова. У неё шестеро ребят остаются на попечение родственников. К счастью, в будущем ей посчастливится встретиться со своими детьми.

Ведущие плавно переходят к рассказу о детях декабристов, рождённых в Сибири. В условиях каторги они вносили величайшую радость в их монотонное бытие. В Чите у Муравьёвых родилась девочка, которую назвали Софьей. Среди декабристской братии она стала всеобщей любимицей. В Петровском Заводе у Марии Волконской появился на свет сын, наречённый Михаилом. Это было для неё несказанным счастьем, потому как за два года до этого в Чите она похоронила родившуюся и в тот же день умершую девочку. «Рождение этого ребёнка (Миши) – благословение неба в моей жизни, это новое существование для меня. Нужно знать, что представляло моё прошлое в Чите, чтобы оценить всё счастье, которым я наслаждаюсь»… Через два с половиной года семейство пополнилось дочерью Еленой.


Дети Волконских, рождённые в Сибири

Екатерина Ивановна Трубецкая только в Сибири познала счастье материнства. Правда, из восьми появившихся на свет детей выжили только четверо: три дочери и сын.


Зинаида, Александра, Елизавета Трубецкие

На экране – интерьер комнаты Давыдовых в Петровском Заводе. Александра Ивановна родила в Сибири семерых ребятишек. После смерти мужа в 1855 году ей разрешено было вернуться в европейскую Россию. Остаток своей жизни она провела среди детей в имении Каменка Киевской губернии. Умерла в 93 года, пережив всех подруг по каторге.

«По дороге декабристов Чита - Петровский завод»
Презентация выставки под таким девизом состоялась 6 декабря.

В небольшом холле второго этажа на стенах – несколько десятков фотографий с изображением забайкальской природы, Петровского Завода, селений и тех мест, где установлены верстовые столбы на пути, по которому шли декабристы из Читы в Петровский Завод в 1830 году. Поскольку значительная часть дороги пролегала по территории Бурятии, днёвки и ночёвки устраивались вблизи бурятских сёл. Несмотря на то, что это были государственные преступники, население относилось к ним мирно, спокойно, буряты поили чаем, «сражаясь» с ними в шахматы, показывая высокий класс игры, что удивляло политических узников. На пути стоял Тарбагатай, большое богатое старообрядческое село, основанное в 1764 году выселенными из пределов Польши старообрядцами. Здесь секретных расселили по домам, кормили вкусным обедом со свежеиспечённым хлебом.



О том, как шли декабристы из Читы в Петровский Завод, о строительстве Михайло-Архангельской церкви, истории Московского тракта подробно рассказала заведующая музеем Надежда Евгеньевна Баранова, украшая повествование легендами из бурятского эпоса. Инициатор проекта по установке верстовых столбов, ветеран педагогического труда Галина Фёдоровна Самарина поведала о том, как трудно было осуществить проект, пока его не поддержал депутат Государственной Думы В.Г. Поздняков. И теперь уже установлено шесть столбов в пределах Забайкалья и четыре – на территории Бурятии.



Под картинами, в витринах впервые выложены предметы быта, одежды, украшений старообрядцев и бурят. Интересны детали головного убора семейских женщин: кокошник, кичка, позатыльник, янтарные бусы, жерелок. Кухонные принадлежности: берестяные туески, деревянные ложки и солонка в виде утки, складень с образами святых – всё подлинное, из запасников музея.

«Шедевры пушкинской лирики»
В музейной гостиной, посвящённой лирике А.С. Пушкина, звучали стихи поэта в музыкальном сопровождении.

Как всегда, порадовало своей игрой трио: Галина Бенкалюк (фортепиано), Сергей Бенкалюк (кларнет), Карина Голикова (виолончель). Артист краевого театра драмы Алексей Плетнёв открыл вечер знаменитым «Во глубине сибирских руд»… Затем Надежда Евгеньевна Баранова читает послание Пушкина своему лицейскому другу И.И. Пущину «Мой первый друг»… Марина Викулова, сотрудник библиотеки имени Нарышкиных, поясняет, как вышеназванные стихи попали в Читинский острог.



Далее звучат образцы любовной лирики Пушкина, посвящённые женщинам, которые вызывали у него восхищение, преклонение, восторг. На экране – миловидное женское лицо. Это Екатерина Бакунина – сестра лицейского друга. Под «Грёзы любви» Ференца Листа Алексей Плетнёв декламирует: «Уж нет её… я был у берегов, где милая ходила в вечер ясный»…



Другая удивительная женщина – Каролина Собаньская, которую поэт называл демоном, вызвала желание написать «Что в имени тебе моём»… Её образ на экране сопровождал вальс Грибоедова.

Под музыку Чайковского «Подснежник» на экране появляется портрет блестящей, обворожительной светской графини Воронцовой. И звучит посвящение ей: «Там, где море вечно плещет»… Через значительную часть жизни поэта проходит зримый образ его любви к Елизавете Ксаверьевне. «Храни меня, мой талисман»… – это о подаренном ею перстне, с которым поэт никогда не расставался.

Все присутствующие оживились, когда зазвучал широко известный романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина и музыку Глинки, адресованный пленительной Анне Керн. При первой встрече девятнадцатилетняя Анна Петровна поразила его не только сияющей красотой, но и затаённой грустью в глазах. Вторая встреча состоялась через шесть лет в усадьбе Тригорское, куда Анна приехала погостить, и где поэт часто бывал. В день отъезда Анны Петровны он вручил ей экземпляр второй главы «Евгения Онегина», спрятав среди страниц листок со стихами, ставшими впоследствии едва ли не самыми знаменитыми.

Встречей с семнадцатилетней обаятельной Катенькой Вельяшевой – дочерью старицкого исправника Василия Ивановича Вельяшева навеяны шутливые строки «Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса»…

Но самое большое, по-настоящему глубокое и нежное чувство в душе поэта вызвала, конечно же, очаровательная красавица Наталья Николаевна, «Чистейшей прелести чистейший образец». Во многих стихах он признавался в любви к ней. Да и как можно было не любить женщину с ангельским лицом, запечатлённым на акварели Александра Брюллова.



Вообще же дань творчеству Пушкина отдали Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский. Большой цикл музыкальных произведений к сочинениям Пушкина написал наш современник Георгий Свиридов. В завершение вечера под его музыку на экране меняются портреты женщин, о которых было сказано выше.

«Зажгутся свечи в доме декабристов»
Такая дружеская встреча была организована по поводу семидесятилетнего юбилея одной из организаторов музея декабристов, заведовавшей им в течение четверти века, а в целом всю свою жизнь посвятившей музейному делу, заслуженного работника культуры РФ, лауреата медали «За заслуги перед Забайкальским краем», замечательной женщины Нины Степановны Козловой. О её производственной, творческой, инициаторской деятельности – в нашей газете (№50) в материале «Посвятить себя без остатка»… На встречу с юбиляром собрались коллеги, друзья, краеведы…



Директор краеведческого музея В.К. Колосов вручил благодарственное письмо от губернатора Забайкальского края, музыкальное поздравление прозвучало от известной в городе семьи Галины Павловны и Сергея Владимировича Бенкалюк, исполнившей произведения Листа, Шуберта, Глиэра. Актриса краевого театра драмы Екатерина Рябова читала стихи, посвящённые юбиляру, и о декабристах. Татьяна Андреевна Константинова вспоминала годы совместной работы в краеведческом музее, Елена Фёдоровна Калашникова, первый директор музея декабристов, рассказывала о том, как вместе ездили в Петербург, Москву, Улан-Удэ, Иркутск, Тобольск за экспонатами и архивными документами. Лариса Вадимовна Храмова, автор книги «Тот храм, построенный из брёвен», благодарила за помощь в создании этой монографии. Искусствовед Елена Иманакова подарила свою книгу-альбом «Город на холсте». Очень много хороших слов услышала в свой адрес Нина Степановна. Её поздравляли, признавались в любви, благодарили за энергию, трудолюбие, инициативность, высокий профессионализм, умение подбирать и обучать молодых сотрудников, доброжелательное отношение к тем, кто рядом, словом, за всё то, что подвигает человека оставить свой след на земле.





«История одного экспоната. Поваренная книга декабристов»

Среди экспонатов музея есть очень интересная книга «Новейшая и подробнейшая со всякою точностию обработанная поваренная книга» в 6 частях, переписанная декабристами и их жёнами с издания Решетникова, М. 1818 г., с дарственной надписью «Его благородию Семёну Ивановичу Смольянинову».



Состоит она из шести частей, содержит в себе рецепты: «как приготовить самые вкусные, скромные и постные кушанья по вкусу для всякого состояния особ, как готовить всяких родов новейшие рагу и соусы, делать пирожные, масло и сыр». А также кондитерские наставления, как сберегать различные летние плоды и ягоды, варить варенья, компоты, сиропы, мармелад, делать бисквиты, десертные кремы, мороженое, желе, пряники, о способах засолки огурцов и грибов. Например, как сделать яблочный квас: «Возьми 10 фунтов сухих яблок, выбрось семечки. Положи в бочку и залей берёзовым соком. Потом закупорь и поставь в ледник до лета». Или вот ещё: как приготовить яйца «по-садовничьи»: «Положи в кастрюлю пять крупных луковиц, изрезанных в полоски, с куском коровьего масла, обжарь на огне. Брось потом щепоть муки, смочи стаканом молока, приправь солью, перцем, потом увари до сгущения. Сняв с огня, выпусти в это яйца, взбитые особливо; выложи на блюдо, на котором подавать, и запеки над жаром под крышкой тортной сковороды»…



После интересного рассказа с демонстрацией тематических кадров на экране всех присутствующих пригласили к дегустации блюд, приготовленных сотрудниками музея по рецептам из «Поваренной книги» – биточков из курицы, пряников и лимонных пирожных.

Все материалы рубрики "Чита вчера: история, лица"

 


Людмила Арзамасцева
«Читинское обозрение»
№3 (1539) // 16.01.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).